Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

И.А. ГРОМОВ

Продолжение. См. № 38, 45/2004; 1, 2, 3/2005


Дидактические материалы

к учебнику русского языка под редакцией М.В.Панова

6-й класс

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ

§ 50. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ СЛОВ. ЧАСТИ РЕЧИ

Правдин (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не повешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.

(Д.Фонвизин. Недоросль. XVIII век)

Задание 60. Прочитав эпиграф к этому параграфу, вы, наверное, убедились, что вопрос о классификации частей речи в русском языке имеет давнюю историю. Герой Фонвизина – невежда и невежа (выясните значение этих слов) – молниеносно придумал свою «теорию» распределения слов по частям речи. К ней мы еще вернемся, а пока давайте порассуждаем научно. Вот известные вам с начальной школы примеры:

тетрадь
пенал
портфель
линейка

дорогой
алюминиевый
високосный
дешевый

ползти
вывесить
растаять
просматривать

существительные

прилагательные

глаголы

Почему слова разных столбиков мы отнесли к разным частям речи? Поставили вопрос? А как мы узнали, какой вопрос нужно задать? – Да это же так просто! – скажете вы. – А вот и нет! – отвечу я. – Задайте вопрос к повторяющемуся слову в следующих предложениях.

  • Направо был утес, а налево – огромная пропасть.

  • Грибов мы набрали пропасть.

  • Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!

Удалось ли вам задать вопрос ко всем выделенным словам? А как же тогда определить их принадлежность к части речи? Вопросы, загадки...

Еще один аргумент против определения части речи по вопросу. Что? стол – вроде все ясно, существительное. Лежит на... Стоп! Здесь уже возможны два вопроса: на чем? на столе, лежит (где?)на столе... А где? это уже вопрос наречия! Какие-то неустойчивые части речи получаются, непостоянные... Или вот: в окне (каком?) напротив. Каком? это вопрос прилагательного, а напротив – все-таки наречие. (Если хотите, докажите). Ночи в июне – уж ночи в чем? не спросишь, гораздо приемлемее ночи какие?.. А это ведь тоже вопрос прилагательных, но июнь-то на прилагательное никак не похож! Как видно, вопрос уместнее использовать в синтаксисе, при определении членов предложения.

А с частями речи все становится значительно яснее, если мы обратимся к парадигме слова. Парадигма – строгий, легко устанавливаемый критерий определения частеречной принадлежности слова!

Ср.: зелень – зеленый – зеленеть.

Лексическое значение у них одно – «цвет» (травы, листвы...) А грамматическое?

И.п. зелень, зеленый
Р.п. зелени, зеленого
Д.п. зелени, зеленому ...

Но! зеленеет – зеленеют...

  • Определите значение приведенных словоформ.

  • Что служит нам надежной подсказкой при определении грамматического значения? Окончание! Вернее, их совокупность. Если в парадигме слова есть окончания -о, -а, -у, -ом, -е, значит, это и есть существительное! То есть одну и ту же часть речи образуют слова с одинаковым набором словоформ!

  • Докажите эту мысль, обратившись к приведенным в начале задания примерам (или подберите свои).

Вернемся к «теории» Митрофана. В чем ее ошибочность? А в чем, пусть и отчасти, он прав?

Задание 61. Определите части речи по приведенным частным парадигмам, докажите примерами.

1) -ие, -их, -им, -ие, -ими, -их;
2) -я, -ей, -ям, -я, -ями, -ях;
3) -ю, -ешь, -ет;
4) -ый, -ого, -ому, -ого, -ым, -ом.

Задание 62. Поиграем! Определите часть речи по данным окончаниям за два-три хода.

Образец

За два хода
Первое окончание – -а.
Его могут иметь существительные (сосна), краткие прилагательные (красива), глаголы прошедшего времени (пела).
Второе окончание – -е. Ответ: существительное (сосне).

За три хода.
Первое окончание – см. выше.
Второе окончание – -ой. Это или прилагательное (красной), или существительное (сосной).
Третье окончание – -ую. Ответ: прилагательное (красную).

Примеры окончаний: -о, нулевое, -ы, -и.

Задание 63. Определите самостоятельные части речи в тексте, докажите свою позицию. А как быть со словом рабочие?

Я лежал и слушал, как рабочие бьют молотками по розовому камню. Звук долетал сюда слабо, нежно и робко, как будто кто-то играл стеклянным молоточком на серебряном ксилофоне.

(В.Драгунский)

Задание 64. Как вы знаете, у каждой части речи есть определенный набор грамматических значений, свойственный только этой части речи (кроме наречий – они не изменяются). Получается, что каждая часть речи – это особая группа слов, целый грамматический класс. Что хорошо существительному, не подходит глаголу! И наоборот...

Вернемся к заданию 63 и запишем столбиком указанные вами части речи (в начальной форме). Местоимения пока опускаем.

существительные

прилагательные

глаголы

наречия

молоток
камень
молоточек
ксилофон

розовый
стеклянный
серебряный

лежать
слушать
бить
долетать
играть

слабо
нежно
робко

  • Подумайте: а какое общее грамматическое значение есть у слов (не у словоформ!) в каждом столбике?

  • Докажите, что предмет в грамматике не только то, что можно потрогать или увидеть.

  • В чем разница признаков, обозначаемых прилагательными и глаголами? (Для доказательства можете поставить в настоящем времени глаголы из задания 63.)

  • Что общего в признаках прилагательного и наречия? А какова грамматическая разница между ними? Признак чего обозначают указанные выше наречия?

  • В чем суть противопоставления глагола и прилагательного наречию?

Задание 65. Обобщим сказанное в таблице. Заполните ее графы названиями частей речи, приведите соответствующие примеры.

Вопрос «на засыпку»: к какой части речи вы отнесете слова тысяча, миллион, третий, седьмой, шестнадцатый, сотня? А выпавший и растаявший?

Грамматическое значение предмета

Грамматическое значение признакк

 

 

процессуальный

непроцессуальный

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 66. На примере данного предложения докажите различие в общем грамматическом значении у разных частей речи. Укажите грамматическое значение словоформ.

Иногда муравьиная дорога проходила под угловатыми корнями дуба и снова поднималась на поверхность.

(К.Паустовский)

Задание 67. Спишите текст, заполните пропуски.

Хр_пение в репродуктор_ подействовало на всех, как св_сток суд_и на старт_, и н_ч_лось своеобразное сп_ртивное сост_зание: бег и быстрая х_дьба с ч_м_данами и узлами. Все устр_мились к в_гонам, хотя до отхода поезда было еще целых (пол)часа.

  • Определите общее грамматическое значение слов бег, ходьба, отход.

  • Как они образованы? К какой части речи относятся? Почему?

Задание 68. Лингвистическое изложение.

ЛИШНЯЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?

Что объединяет слова ты, они, кто, сколько, где, некий, когда, так? У них особое значение, точнее, этого значения у них как бы нет. Они – это и люди, и друзья, и коты, и леса, и мосты, и вирусы. Сколько может быть и пять, и десять, и ноль. Так – это и весело, и грустно, и быстро, и противно. Каждое из этих слов может заменять в предложении другие слова, причем по определенным правилам. Так не заменит слова веселый, а сколько – слово человек. Ведь тогда разрушилось бы предложение: эти слова по-разному изменяются и не могут занимать в предложении одно и то же место. Заменять можно только слова, которые изменяются так же, имеют ту же парадигму, иначе говоря, слова той же части речи. Они и что могут заменять существительные, какой и некий – прилагательные, сколько – числительные и т.д. Подобные слова с «пустым» значением называют местоимениями. Особенность значения у них общая, а грамматически они все разные, как и положено словам разных частей речи. Есть местоименные прилагательные, местоименные числительные, местоименные наречия. А говорить о том, что местоимения – отдельная часть речи, конечно, не приходится. Местоимения – явление лексики, а не грамматики.

(Л.Петрановская)

§ 51. РОЛЬ СЛУЖЕБНЫХ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Задание 69. Прочитайте текст, восстанавливая пропущенные предлоги.

Вечером 8 февраля 1914 года мы __ братом отбывали наказание __ углу. __ 12-й минуте братишку, как младшего, помиловали, но он отказался покинуть меня, пока мой срок не истечет, и остался __ углу. Несколько минут затем мы вдумчиво и осязательно исследовали недра своих носов. На 4-й минуте, когда носы были исчерпаны, мы открыли Швамбранию.

(Л.Кассиль)

  • Какую роль выполняют предлоги?

Задание 70. Спишите предложение, расставляя пропущенные запятые. Найдите союзы, определите их роль в предложении.

Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок то сломанный перламутровый веер то медную кофейную мельницу <…...> то огромную тяжелую книгу с гравюрами из древней истории то пачку переводных картинок.

(К.Паустовский)

Задание 71. Спишите текст, выделите все грамматические основы.

Лес был накален, сух, и казалось, что он тихо тлеет от солнечного зноя. Даже как будто попахивало гарью.

(К.Паустовский)

  • Какую роль при словоформе накален выполняет связка был?

  • Нужна ли эта связка сказуемым, выраженным глаголами? Почему?

Задание 72. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Докажите, что во всех предложениях есть нулевая связка. Какая?

Мшары это громадные мещерские болота.
Солотча извилистая неглубокая река.
Почва Мещеры торф и пески.
Путь в лесах это километры тишины, безветрия.
Высокий частокол западня для деревенских котов, любителей рыбы.

(К.Паустовский)

Задание 73. Вернемся к телеграммам. Вот еще одна.

Федя сел рядом со мной и вынул из кармана телеграмму:
– Вот читай. Ответила «молнией»!.. Жена называется...
Категорически приезжай собакой самим жить негде вплоть развода целую Нина, – прочитал я вслух «молнию». – Тут же сказано «приезжай» и «целую». Значит, все в порядке!

(Юз Алешковский)

  • Почему рассказчик считает, что «все в порядке», а Федя огорчен?

  • Какое значение придает предложениям частица не? Допустимо ли опускать ее в телеграммах?

Задание 74. Укажите все служебные части речи, определите их роли в тексте.

Никита вздохнул и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

(А.Н. Толстой)

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ»

Задание 75. Заполните пропуски в обобщающей таблице.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ

Основные понятия
морфологии

Расшифровка понятия

Примеры

Грамматическое значение
Грамматическая форма
Грамматические средства (способы)
Начальная форма слова    Словоформа
Парадигма
(полная и частная)
Части речи
Омонимичные аффиксы    Синонимичные аффиксы

   

Задание 76. Прочитайте текст.

Таракан безобиден и по-своему элегантен. В нем есть стремительная пластика маленького гоночного автомобиля. Таракан не в пример комару молчалив. Кто слышал, чтобы таракан повысил голос?
Таракан знает свое место и редко покидает кухню.
Таракан не пахнет. Наоборот, борцы с тараканами оскверняют жилища гнусным запахом химикатов...
Мне кажется, всего этого достаточно, чтобы примириться с тараканами. Полюбить – это уже слишком. Но примириться, я думаю, можно!

(С.Довлатов)

  • Поделитесь своими соображениями по поводу сказанного писателем.

  • Выпишите несколько словоформ, представляющих разные части речи, с омонимичными окончаниями. Определите их грамматическое значение.

  • Сколько слов и словоформ в первом предложении? Какую роль играет в нем союз и?

  • Запишите полную парадигму одного из кратких прилагательных.

  • Из чего складывается грамматическая форма? Докажите это на примере словоформ гоночного, покидает, кухню, редко. Почему все они являются разными частями речи?

  • Какая парадигма является более сложной – прилагательного или существительного? Докажите.

Задание 77. Спишите текст, заполните орфографические пропуски.

Огонь под к_стрюлей был п_хож на г_лубую р_машку. На др_жащих ее к_нцах перех_дил в малиновый с мгн_венными (ярко)красными искрами.
Донышко и стены к_стрюли обр_сли пузырями. Мелкие, бл_стящие пузыри налипли на алюминий, словно выл_зли из всех его мета(л,лл)ических пор. Несколько пузырьков оторв_лись, пол_тели кверху и ра_тв_рились, не дойдя до поверхност_. Потом вдруг все пузыри дрогнули, стр_мительно ринулись вверх. На самом дне вода упл_тнилась, забл_стела серым св_нцовым блеском, подн_лась мягким ударом и закрутилась, сотр_сая к_стрюлю.

(Р.Погодин)

  • Представьте парадигму краткого прилагательного похож.

  • Запишите в начальной форме словоформы из первого предложения второго абзаца.

  • Определите все части речи в первом предложении, у изменяемых укажите грамматическое значение.

  • В предложении «Несколько пузырьков...» укажите словоформы с омонимичными окончаниями, докажите их омонимичность.

  • Найдите в тексте примеры, подтверждающие наличие разных словоизменительных типов.

  • Укажите несколько примеров с разными средствами противопоставления грамматических форм.

Задание 78. Тест.

1. Укажите неверное утверждение.

а) Грамматические значения указывают на связь между словами.
б) Грамматические значения нужны, чтобы называть различные явления нашего мира.
в) Грамматические значения обязательно должны быть выражены в предложении.
г) Грамматическое значение передает отношение говорящего к реальности действия.

2. Найдите словоформу с ошибочно указанным грамматическим значением.

а) Зеленую – женский род, единственное число, винительный падеж.
б) Зеленью – единственное число, творительный падеж.
в) Зеленеют – настоящее время, множественное число, 3-е лицо.
г) Зеленел – прошедшее время, единственное число, 1-е лицо.

3. В какой словоформе неверно выражено значение падежа?

а) Повидлой.
б) Беседой.
в) Быстротой.
г) Площадкой.

4. Укажите словоформу, имеющую грамматическое значение рода.

а) Принеси.
б) Принес.
в) Принесет.
г) Принесу.

5. В каком ряду встречаются только омонимичные словоформы?

а) Повели, договорились, девочки, широки.
б) Лебеди, (нет) ловкости, летали, по вертикали.
в) От лодки, от двери, от деревни, от неожиданности.

6. В какой словоформе использованы два способа выражения грамматического значения?

а) Помощником.
б) Гляжу.
в) Волшебную.
г) Монтера.

7. Укажите неверное утверждение.

а) Принадлежность слова к части речи зависит от вопроса.
б) Принадлежность слова к части речи определяется набором его словоформ, общим грамматическим и синтаксическим значениями.
в) Существительное противопоставлено другим частям речи: оно имеет грамматическое значение предмета, а другие части речи обозначают признаки.

8. Сколько рядов противопоставлений в полной парадигме прилагательного?

а) Один.
б) Два.
в) Три.
г) Четыре.

9. Укажите глагольную словоформу с ударением на последнем слоге.

а) Начал.
б) Начало.
в) Начала.
г) Начали.

10. Напишите небольшой рассказ с одним из заголовков: «Без!», «Потому что!», «НЕ...».

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru