Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2005

ОЛИМПИАДА

Н.А. ШАПИРО,
г. Москва


Ломоносовский турнир.
Конкурс по литературе

Задания, ответы и комментарии

1. Одна из поэм, написанных в ХIХ веке, начинается словами:

Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

Что такое октава? Какое свойство названо в отрывке, написанном октавой? Откуда этот отрывок и кто его автор? Какие вы знаете упоминания об октавах и произведения, написанные октавой? Сочините свою октаву.

Приведенный отрывок представляет собой первую строфу поэмы А.С. Пушкина «Домик в Коломне». Октава – строфа из 8 строк с рифмовкой abababcc, она писалась пяти- или шестистопным ямбом. Эта форма была заимствована из итальянского стиха. Самую известную из итальянских поэм, написанных октавой, – «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо – вспоминает Пушкин в 1-й главе «Евгения Онегина»: «Но слаще средь ночных забав // Напев Торкватовых октав».

Многие участники конкурса довольно легко справились с заданием и объяснили, что такое «тройное созвучие», а некоторые попытались даже рассказать об особенностях пятистопного ямба и о роли цезуры (внутристиховой паузы) – видимо, вспомнив продолжение пушкинской поэмы, где есть такие слова: «Признаться вам, я в пятистопной строчке // Люблю цезуру на второй стопе. // Иначе стих то в яме, то на кочке…».

Неожиданную осведомленность проявили отвечавшие, называя произведения русской и зарубежной поэзии, написанные октавой, среди которых «Осень» А.С. Пушкина, «Талисман» А.Фета, «Портрет» А.К. Толстого, «Октава» А.Майкова, «Посвящение» к «Фаусту» Гете, «Дон Жуан» Байрона.

«Сочинить свою октаву» тоже многим оказалось по силам; в одних работах демонстрируется умение писать «ни о чем», но в точном соответствии с требуемой формой, в других есть изящная игра со словом, и заключительная пара рифмующихся строк звучит выводом – неожиданно смешным или не без серьезности. Погрешности в метре и ритме не принимались во внимание. Среди лучших экспромтов есть и такие, которые написаны не ямбом, а хореем или даже тоническим стихом, а потому октавами могут быть названы с натяжкой, хотя система рифмовки в них выдержана точно.

Октавы

  •  

Сижу, смотрю без мыслей на листок.
Стараюсь что-то вспомнить про октаву.
Слились доска, обои, потолок
В зелено-серую, пугающую лаву.
Пытаюсь, как отъявленный стрелок,
Проткнуть пером от ручки чью-то славу.
Сейчас я строчку допишу и сдам.
А выйдет что – решать не мне, а вам.

(Вера Буланкина,
7-й кл., школа № 25, г. Москва)

  •  

Стихотворений я октавой не пишу,
Но вот мне это испытать придется,
Недаром ручку я с собой ношу!
Вот строчка уж по клеткам вьется, вьется.
Я этот лист стихом изборозжу!
И проверятель сим стихом займется!
Но все ж о чем мне написать?
А, да! Мне стих пора кончать!

(Анастасия Аристова,
7-й кл., школа № 57, г. Москва)

  •  

Сижу на Ломоносовском турнире...
Зачем сюда пришла? И так хватает
Контрольных в школьном мире.
Людей всегда, наверно, забавляет
Знать, что они в предмете – мышка в сыре.
А у меня все сердце словно тает,
Как будто солнце подарило свет,
Когда я знаю на вопрос ответ.

(Татьяна Баранова,
8-й кл., школа «Интеллектуал», г. Москва)

  •  

В чем смысл бытия? Вопрос великий,
Философов великая задача.
И, напрягая сумрачные лики,
Они сдаются – ткнуть бы наудачу
В кого-нибудь. И нищие калики,
И Кант. Поедем же на дачу!
Там мы в веселье сможем все пребыть
И умствованья наши позабыть.

(Александр Головлев,
8-й кл., школа «Интеллектуал», г. Москва)

  •  

За деревней лес шумел,
С ветерком играя,
В печке старенькой гудел
Огонек, сверкая.
Небосвод уже темнел,
Звезды зажигая.
Тускло светит Млечный Путь
Через облачную муть.

(Даша Шербухина,
8-й кл., школа № 1567, г. Москва)

  •  

Ты думаешь, писать стихи легко?
Ты сам писать октавою пытался?
Я вижу, на задания ты скор,
Но лично – вряд ли этим занимался.
Услышь, о проверяющий, укор:
Ты хочешь, чтоб я с Пушкиным равнялся!
Но далеко не все стихи плетут
За нужное количество минут.

(Александр Танхилевич,
10-й кл., школа № 57, г. Москва)

  •  

Когда садится солнце за горою
И алый покидает небосклон,
То вновь мечты мои полны тобою,
И вновь мой взор печальный обращен
Туда, где скрыт закатной пеленою
Твой дом и город, где ты был рожден.
«Вернись, вернись!» – зову тебя и жду.
Тогда и счастье, и покой найду.

(Светлана Шишкина,
10-й кл., школа № 57, г. Москва)

  •  

На белом свете жил один поэт,
Стихов писать, к несчастью, не умевший.
Он знал, что без таланта смысла нет
Творить, и он, таланта не имевший,
Мечтал, что раз проснется он чуть свет
И вдруг услышит голос птицы певчей –
И на него дар Божий снизойдет,
И славу жизни он тогда споет.

(Оксана Вертман,
10-й кл., школа № 57, г. Москва)

  •  

Раскольников. Герой иных времен.
Он был всегда и будет не однажды.
И в каждом веке новый Родион
Страдающий. Духовной полный жажды.
Пустых надежд слепой Пигмалион –
Им оказаться может каждый.
Он предрассудки убивает, как старух,
Но остается так же слеп и глух.

(Александр Гранкин,
10-й кл., лицей № 1, г. Оренбург).

  •  

Топот вычищенных до блеска сапог,
Холод стали, искусно выкованной;
Это не злоба, только предлог
Испытать, не забыть – смерти рытвины.
Каблуками идут. С Запада на Восток.
Костьми измеря землю. Выровненная,
Она смотрится значительно лучше
И веселее. Безмолвствуют сучья.

(Кирилл Елин,
10-й кл., школа № 371, г. Санкт-Петербург)

  •  

Пора б уже привыкнуть к пораженьям.
Что толку проходить за кругом круг?
Нам проще дань отдать
бессмысленным движеньям,
Чем изменить царящее вокруг.
Мы в зеркале не встретим отраженья,
Под сводом потолков утих последний звук.
Нам больше некуда идти
и не к чему стремиться;
Хотим мы одного – скорей забыться!

(Есения Лащенкова,
11-й кл., гимназия № 2, г. Красногорск)

  •  

Доисторический аккорд в душе заныл.
Я вспомнил страх. И память редко
Колышет мрак в лесу. Туман поплыл
Холодным потом древних предков.
И что суть ужас: я застыл
С сердечной болью. Уж у глаза ветка!
Но нет, ей не спасти той пустоты моей,
Что вылезла сейчас
пустынных из души камней.

(Илья Плят,
11-й кл., школа № 1514, г. Москва)

  •  

Когда немеют пальцы от мороза,
И на ногтях, когда подышишь, пар,
И с холода готовы капать слезы,
И слышится одно воронье «кар-р!»,
Припомнишь пенье птиц и солнце, лозы,
Прибой и травы, моря блеск и жар.
Закостенев вконец, продрогнув весь,
Ты чувствуешь, что счастье – это здесь.

(Елизавета Маньковская,
11-й кл., школа № 57, г. Москва)

2. Герой повести Л.Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев, роясь в бумагах своего учителя немца Карла Ивановича, обнаружил стихотворение, «принадлежащее, должно быть, собственно его перу»:

Помните близко,
Помните далеко,
Помните моего
Еще отнине и до всегда,
Помните еще до моего гроба,
Как верен я любить имею.

Как характеризуют Карла Ивановича эти написанные им стихи?

В каких еще произведениях для детей или взрослых есть персонажи, которые сочиняют стихи (или художественную прозу – рассказы, романы и проч.), и их сочинение пересказывается, цитируется или приводится целиком? Назовите как можно больше таких произведений. Зачем, как вы думаете, это нужно писателям? (Рассмотрите каждый случай отдельно.)

Самых распространенных ответов на вопрос о Карле Ивановиче два: либо сочувственно пересказывается содержание стихотворения («Карл Иванович – человек, способный любить глубоко и верно» и т.п.), либо герой подвергается насмешкам из-за множества ошибок; при этом, как правило, достается и русскому обществу в целом: «Карл Иванович, приглашенный в дом в качестве учителя маленького Николеньки, не мог дать мальчику полноценных знаний русского языка и литературы, которыми должен обладать любой уважающий себя русский человек. Этот вывод мы делаем исходя из стихов учителя, характеризующих его как безграмотного и невежественного человека. Основы знаний закладываются в человека с детства, поэтому родители мальчика должны были понимать, что, наняв немца, они лишают сына возможности стать действительно образованным человеком.

Также этот эпизод намекает нам на то, что и во время Толстого богатые люди стремились набирать учителей “ценою подешевле”, как писал Грибоедов».

Авторы подобных ответов полагают, видимо, что охарактеризовать – это обязательно восхвалить или осмеять, обличить. Разумеется, такие ответы нельзя признать удачными.

Понятно, что единственно правильного ответа не существует. Но высокую оценку заслужили те работы, в которых называется не одно существенное свойство письма, а два или больше и делается попытка более глубокого их истолкования. При этом участники конкурса могут по-разному оценивать одно и то же явление; например, большинство авторов пишет о плохом владении языком, а один – об оригинальном понимании синтаксических правил русского языка. Толковый и лаконичный ответ дала самая юная победительница конкурса: Это стихотворение характеризует Карла Ивановича как не очень хорошего знатока русского языка, но пылкого и, возможно, влюбленного человека. (Полина Визгина, 6-й кл., школа № 1567, г. Москва)

Приводим и некоторые другие интересные ответы.

По стихотворению можно сказать, что его познания в русском языке невелики, уж очень много не только орфографических ошибок (например, «отнине и до всегда»), но и грамматических («как верен я любить имею»). Но эти стихи написаны о любви, и не важно, как они звучат. Карл Иванович – очень чувствительный и эмоциональный человек. (Лидия Бушина, 10-й кл., школа МОУГ, г. Тула)

Это стихотворение говорит кое-что о Карле Ивановиче. Во-первых, если не знать, что он немец, можно по стихотворению догадаться – русский язык отнюдь не идеален в нем. Во-вторых, человек этот весьма далек от литературного творчества – размер плохо выдержан. В-третьих, учитель скорее всего влюблен – если человек, не умеющий писать стихи, вдруг берется за это дело, да еще говорит в своем произведении о верной любви («верен любить имею»), он скорее всего осенен сим высоким чувством. И еще он, вероятно, стесняется и своего чувства, и творчества, раз стихи закопаны в личные бумаги. (Екатерина Курбатова, 11-й кл., школа № 520, г. Москва)

Карл Иванович писал по-русски, но поскольку он был немец, то выстраивал фразу по-немецки. Об этом убедительно говорит последняя строка:… «wie ich geliebt habe». В переводе на русский это прошедшее время: «как я любил». Карл Иванович подверг буквальному переводу немецкий текст и, не обладая хорошим знанием русского языка, получил бессмыслицу. Подобное несоответствие буквального перевода подлиннику мы встречаем у Л.Н. Толстого в более завуалированном виде в «Войне и мире». Когда Пьер кричит на Анатоля Курагина, он произносит чудовищно длинную и витиеватую фразу. Автор объясняет, что Пьер говорил по-французски, отсюда и несоответствие длинного русского «перевода» короткому французскому оригиналу. (Олег Русаковский, 11-й кл., школа № 7, г. Раменское)

Эти стихи, во-первых, четко показывают, что для Карла Ивановича русский язык – не родной. (Небольшое отступление: эти вирши чем-то напоминают русские стихи Р.М. Рильке, у которого, несмотря на то что писал он куда лучше, тоже встречаются похожие ляпы.) Стихи характеризуют Карла Ивановича как натуру лирическую (ибо, согласитесь, не многие в зрелом возрасте сочиняют или, вернее, пытаются сочинять стихи). Кроме того, он раним и одинок, так как мечтает, чтобы о нем помнили. (Александр Пиперски)

Выполняя вторую часть задания, участники конкурса вспомнили множество произведений с действующими лицами, сочиняющими стихи или прозу: это и «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов) с коротышкой Цветиком, рифмовавшим «Цветик» и «приветик», и книжка Милна с Винни Пухом, сочиняющим песенки, и сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», в которой действует кукла-поэт Пьеро, и произведения взрослой русской классической литературы. Названы были герои А.С. Пушкина (Петруша Гринев в «Капитанской дочке» и Ленский в «Евгении Онегине»), Ф.М. Достоевского (капитан Лебядкин в «Бесах» и Голядкин-младший в «Двойнике», Л.Н. Толстого (Денисов в «Войне и мире»), А.П. Чехова (Вера Иосифовна в «Ионыче»), русских и зарубежных писателей ХХ века.

Вот как участники конкурса объясняли, зачем писателям понадобилось вводить в произведение «пишущего» героя.

Среди персонажей-писателей – герой набоковского романа «Дар» Годунов-Чердынцев, пишущий стихи, Юрий Живаго в «Докторе Живаго» Пастернака, герои «Театрального романа», «Мастера и Маргариты», «Записок на манжетах» Булгакова. Здесь, мне кажется, автору близок герой, и он сродняется с ним еще и через творчество; это ставит героя на одну ступень ближе к автору; можно говорить об автобиографичности персонажей.
В таких произведениях, как «Евгений Онегин» (стихи Ленского) и «Ионыч» (романы Веры Иосифовны), автор посмеивается над героем, но если у Пушкина чувствуется теплота по отношению к людям, которых «не сужу, затем что к ним принадлежу», то Чехов откровенно издевается над романом, описывающим то, «чего не бывает в жизни».
«Легенда о великом инквизиторе» была сочинена Иваном Карамазовым «для себя» и как художественное произведение; Достоевскому здесь важно, однако, не то, что Иван «создал», а философский смысл и жизненный смысл написанного (для Ивана и Алеши).
(Елизавета Маньковская)

Зачастую писатели используют данный прием, чтобы показать реальность, «живость» своего героя. (Волков Владимир, 11-й кл., школа № 1506, г. Москва)

Мне кажется, что каждого писателя волнуют в той или иной мере проблемы творчества, соотношения реальности и вымысла (так в «Мастере и Маргарите» Булгакова). (Олег Русаковский)

Юрий Живаго – любимый герой Пастернака, и особо важные для поэта стихи он поместил в этот цикл.
В романе Андрея Битова «Пушкинский дом» цитируются литературоведческие работы главного героя и его дедушки. Это нужно для того, чтобы подчеркнуть связь героя с Пушкиным и преемственность поколений.
(Светлана Филиппова, 11-й кл., школа № 1567, г. Москва)

«Египетские ночи». Чтобы объяснить, зачем Пушкин включает стихи импровизатора в произведение, надо было бы его целиком анализировать. Очень приблизительно: чтобы показать разницу между импровизатором в обычной жизни и им же – импровизирующим. Татьяна Толстая, «Кысь». Постоянные цитаты из произведений Федора Кузьмича, разумеется, плагиаторского характера. В этом-то искажении – смысл этих цитат.
Стихи Ляписа-Трубецкого в «Золотом теленке» создают даже не индивидуальный характер, а тип, характерный и потому – высмеянный.
(Александр Танхилевич)

В одном из рассказов М.Зощенко, посвященном 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина (названия рассказа, к сожалению, не помню), упоминается некий бухгалтер Цаплин, который требует к себе особого уважения за то, что он пишет стихи. Управдом порицает его и приводит для сравнения стихи одного маленького мальчика:

Все мы любим тое время, когда птичка в клетке.
Мы не любим тех людей, кто враг пятилетке.

М.Зощенко, естественно, понадобились эти строки, чтобы высмеять тех, кто не способен видеть настоящую поэзию и ставит ее на одну доску с такими стихами. (Александр Пиперски)

Напомним, что в задании говорилось о героях, пишущих художественные произведения, а не дневники и письма, поэтому не стоило, как это сделали многие, называть лермонтовского Печорина с его дневником или героев «Бедных людей» Ф.М. Достоевского. Приведем один из самых курьезных ответов:

Главный персонаж Евгений Онегин, как и главная героиня Татьяна, переписывались друг с другом и писали письма в стихах. Это говорило об их утонченности и высокоразвитости. Пушкин был великолепным поэтом, благодаря его произведениям он стал знаменитым. Стихами он восхищал людей. И, подаря писательский дар Евгению и Татьяне, он поставил их наравне с собой.
Александр Сергеевич одарил их самым замечательным своим даром.

3. В мировой литературе есть множество произведений, где не важно точное место действия – события происходят в городе, деревне, замке с вымышленным названием или вовсе без названия. Но есть и такие, в которых содержание и идея, а нередко и название тесно связаны с каким-либо конкретным географическим местом. Назовите несколько произведений второго типа и объясните, насколько важно в каждом из них конкретное место действия.

Многие участники конкурса совершенно справедливо написали о том, что безусловно важно указание на конкретные географические места в произведениях, рассказывающих о путешествиях (например, в книгах Жюля Верна) или об исторических событиях. Приводим другие удачные ответы.

Есть произведения, где создается образ места. В русской литературе это главным образом Москва и Петербург. В «Евгении Онегине», «Войне и мире», «Горе от ума» эти города, обычно друг другу противопоставленные, наделяются такими качествами: холод светского Петербурга, но и просвещенность; доброта, хлебосольство Москвы – но и косность. В разных произведениях акцент на разном.
В таких произведениях, как «Кавказский пленник» Пушкина или «Одесские рассказы» Бабеля, авторам важна резкая специфика места: колорит еврейской Одессы или экзотика черкесского быта. И все подробности географического и бытового характера преследуют именно эту цель.
(Елизавета Маньковская)

События во многих произведениях русской литературы происходят в одной из российских столиц. Различия между этими городами гораздо глубже исторических и географических. Как правило, Москва и Петербург передают различное видение жизни, различное мировоззрение. В каждом городе своя особенная атмосфера, определяющая поступки героев и взаимоотношения.
Одним из наиболее ярких примеров тесной связи между содержанием и идеей произведения и местом действия является «Медный всадник» Пушкина. В подзаголовке сам автор указал, что это «петербургская повесть». Петербург не только фон для развития конфликта, но еще и символ государственности и порядка. Однако этот порядок бездушен и не подходит для живых людей. …Гоголь продолжил традицию петербургских повестей в русской литературе. В «Невском проспекте» автор называет столицу Российской империи городом-миражем, где за внешней упорядоченностью и ритуальностью жизни скрывается призрачность законов и правил, где размыта граница между реальным и нереальным, между добром и злом. Для художника такая атмосфера губительнее всего: он или погибает («Невский проспект»), или лишается своего дара («Портрет»). По Петербургу Гоголя разгуливает нос в мундире чиновника, бедному петербургскому художнику является дьявол.
…То общество, с которым столкнулся Чацкий в комедии «Горе от ума» Грибоедова, могло сложиться только в Москве: отношения в фамусовском обществе более домашние, неформальные, чем в великосветском Петербурге, но при этом и Фамусов, и Хлестова, и Горичи – столичные, а не провинциальные жители. На протяжении всего романа Л.Толстого московское дворянство противопоставляется петербургскому. Стихийный исход жителей из Москвы во многом решил судьбу наполеоновского нашествия. Петербург же наблюдал за войной со стороны, не понимая и не желая ее понять и лишь навязывая бесполезные, а часто и вредные решения...
(Наталья Новикова, 11-й кл., школа № 1239, г. Москва)

В рассказе Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» еще в названии показывается резкий контраст между ужасными событиями и героями и тихим провинциальным уездом, где они происходили. (Ольга Абашина, 10-й кл., МОУГ, г. Узловая)

В романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» святое место становится средоточием страстей. Венедикт Ерофеев, «Москва – Петушки», где Петушки – недостижимая цель, метафора цели существования. (Илья Плят).

В «Ночи в Лиссабоне» Э.М. Ремарка место действия играет важную роль, ибо Лиссабон – это город, через который эмигранты во время Второй мировой войны бежали в США. (Александр Пиперски)

Часть действия сказа Лескова «Левша» происходит в Туле, и это не случайно. Ведь именно в Туле жили самые искусные мастера – оружейники и механики, и там делали миниатюрные пистолеты и ружья, которые отлично стреляли (и по сей день стреляют). Поэтому именно в Тулу была доставлена английская блоха. (Екатерина Курбатова, 11-й кл., школа № 520, г. Москва)

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Действие, правда, в Сан-Франциско не происходит, но место жизни главного героя символизирует для писателя средоточие буржуазной цивилизации. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Для Шолохова река Дон и бывшая область Войска Донского – символы родины и трагедии главных героев. М. де Сервантес, «Дон Кихот Ламанчский». Ла Манча для писателя – сердце Испании, ее наивысшее воплощение. (Олег Русаковский)

В пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница» действие происходит на берегах Волги, в вымышленных городах. Однако облик этих провинциальных городов точь-в-точь как у тех городов, которые запомнились Островскому благодаря путешествию по Волге. В пьесах важна река, русская, широкая, раздольная. Она подчеркивает гармонию и красоту в природе, которая противопоставляется миру людей. В то же время река является символом души героини, глубокой, чистой. (Елизавета Шевченко, 11-й кл., школа № 26, г. Москва).

4. Даны две группы фраз из литературных произведений (Автор задания 4 – Б.Л. Иомдин.):

1

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освященный кулич. (А.П. Чехов. Казак)

В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. (Л.Лагин. Старик Хоттабыч)

В Чегеме у одной деревенской старушки умер муж. (Ф.Искандер. Жил старик со своею старухой)

Валентин, механизатор (по прозвищу Пан Зюзя), очнулся утром и начал вспоминать, какой сегодня день. (В.Белов. Деревенское утро)

Во-вторых: потому что в нем разыгралась бешеная тоска по России. (В.Набоков. Круг)

Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос. (А.Н. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино)

На Молдаванке, на углу Дальницкой и Балковской улиц, стоит дом Любки Шнейвейс. (И.Бабель. Любка Козак)

Память знает эти медовые пряники с горькой миндалиной посреди, – память хранит те медовые дни, как мед мне, пришедшему, в сущности, со всяческих Иргизов. (Б.Пильняк. Три брата)

2

А на другой день Петя сам надел свои штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло. (М.Зощенко. Глупая история)

Во-первых, потому, что Таня оказалась такой же привлекательной, такой же неуязвимой, как и некогда. (В.Набоков. Круг)

И вместе с Василием вышла из гостиной. (А.П. Чехов. В гостиной)

И с тех пор мальчик сам заводил этот будильник и каждое утро вставал в указанное время. (М.Зощенко. Пора вставать!)

На этом я временно заканчиваю свою рукопись, считая, что она и так уже достаточно затянулась. (Д.Хармс. Старуха)

Память знает эти медовые пряники с горькой миндалиной посреди. (Б.Пильняк. Три брата)

Так умерла лучшая скрипка Страдивариуса; так позорно погиб ее убийца. (Н.Гумилев. Скрипка Страдивариуса)

Я уже никогда более не встречался с нею. (Ф.М. Достоевский. Маленький герой)

Что объединяет фразы из первой группы и что – из второй? Какое произведение из процитированных выше обладает необычной особенностью и в чем она заключается?

Распределите по двум группам следующие фразы и назовите несколько признаков, позволяющих с большой вероятностью это сделать:

А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем. (М.Зощенко. Через тридцать лет)

В один прекрасный день я был изгнан из редакции одной среднерусской молодежной газеты, в которой проработал неполный год. (Ф.Искандер. Созвездие Козлотура)

Другие пассажиры сидели молча и избегали взгляда этого оскорбленного человека. (М.Зощенко. Человека обидели)

Инженер статский советник Бахромкин сидел у себя за письменным столом и от нечего делать настраивал себя на грустный лад. (А.Чехов. Открытие)

Предложениями первой группы начинаются рассказы или повести, названные в скобках, предложениями второй группы – заканчиваются. Об этом можно было догадаться по ряду признаков. Например, в большинстве предложений первой группы есть указания на место и/или время действия, сообщаются имя и род занятий героя. Предложения второй группы не вполне понятны без предшествующего текста; в них есть местоимения и другие слова, отсылающие к предыдущему повествованию: другой, с тех пор, на этом, так, с нею. Некоторые из предложений второй группы начинаются с присоединительных союзов.

По этим же признакам можно распределить по группам и четыре последних предложения: оба предложения из произведений Зощенко относятся ко второй группе, остальные – к первой.

Необычно построен рассказ Набокова: первое его предложение начинается со слова во-вторых, а последнее – со слова во-первых. С этой особенностью рассказа связано его название.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru