Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2005

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТЕ.

Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга

Продолжение. См. № 6, 7/2005


Итоговое тестирование

9-й класс

Инструкция для учителя

На выполнение работы отводится 2 урока (90 минут). Для выполнения творческой работы (задание 21) может потребоваться еще один урок.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

  • «отлично» – не более 2 ошибок;

  • «хорошо» – не более 5 ошибок;

  • «удовлетворительно» – не более 8 ошибок;

  • «неудовлетворительно» – 9 ошибок и более.

 Инструкция для учеников

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

Задания 17, 18, 19, 20 не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно на отдельном листе (бланке).

Задание 21 – это дополнительное задание для учеников, претендующих на отличную оценку. Это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.

* * *

1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) Перепрыгивая;
2) разбрасываться;
3) попутный;
4) лукоморье.

2. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «не умеющий сосредоточиться, выражающий невнимательность»?

1) Равнодушный;
2) апатичный;
3) ленивый;
4) рассеянный.

3. Укажите верный вариант количества букв и звуков в словах:

1) вечный – 6 букв, 7 звуков;
2) каюта – 5 букв, 6 звуков;
3) въезд – 5 букв, 4 звука;
4) дорогое – 7 букв, 7 звуков.

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) К виднеющ_йся деревн_, в соседн_м болот_, ты се_шь рожь;
2) о белеющ_м парус_, вздрагивающ_м голосом, снег та_т;
3) у пролегающ_й транше_, из охотничь_х руж_й, мы бор_мся за мир;
4) о дремуч_м лес_, в открывш_мся санатори_, ненавид_шь врага.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Объед_нение, соб_рать, изм_рять, пр_открыть;
2) заг_релый, отр_сль, подск_чить, выбр_сить;
3) и_жарить, бе_вкусица, чре_мерный, сколь_кий;
4) холщ_вый, кумач_вый, запряж_нный, крыж_вник.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется ь?

А. Мне нездоровит_ся.
Б. Они решили отправит_ся в путь.
В. Он справит_ся о пароходе на пристани.
Г. Спряч_тесь скорее от дождя.

1) А, В; 2) Б, Г; 3) В, Г; 4) Б, В, Г.

7. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (Юго)восток, (лево)бережный, все(таки);
2) (светло)синий, (по)медвежьи, (пол)очка;
3) (авиа)связь, (как)либо, (русско)французский;
4) (полу)остров, (во)первых, (высоко)качественный.

8. Укажите правильное объяснение написания н и нн в суффиксах.

1) Книга прочитанна – нн в суффиксе краткого причастия;
2) путанный след – нн в суффиксе прилагательного, образованного от бесприставочного глагола совершенного вида;
3) балованный ребенок – нн в прилагательном, образованном от страдательного причастия на -ованный;
4) возбуждено спорить – в суффиксе краткого причастия.

9. В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно?

1) (Не)законченный мною чертеж я оставил на столе.
2) Справка была выписана (не)правильно.
3) Сквозь (не)занавешенное окно была видна вся комната.
4) Река, которая встретилась отряду, была (не)глубока, и все легко перешли ее вброд.

10. На месте каких(ой) цифр(ы) пишется е (частица не)?

Сколько н_ (1) прислушивался Алексей, н_ (2) мог он уловить н_ (3) шума боя, н_ (4) стрельбы, н_ (5) даже гула канонады.

1) 1;
2) 2;
3) 1, 2;
4) 1, 3, 4, 5.

11. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.
2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает.
3) Он пишет быстро грамотно да и красиво.
4) Утром ребята работали или в саду или в огороде.

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
2) Единственным попутчиком не слушавшим лесничего была Наташа, застенчивая худенькая девушка.
3) Чуть дрожат, качаясь, сосны.
5) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Упражнение (1) должно быть (2) выполнено чисто и аккуратно.

Ученик (3) должно быть (4) торопился и не выполнил задания до конца.

1) 1, 2;
2) 1, 2, 3, 4;
3) 3, 4;
4) 2, 4.

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Я старался взглянуть в окно ( ) да оно все было бело от снега и льда.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом да запятая не ставится.
2) Сложное предложение, перед союзом да запятая не ставится.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом да ставится запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом да ставится запятая.

15. Рассмотрите предложения. Какое из них является сложноподчиненным с однородными придаточными?

1) Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
2) На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер.
3) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживает.
4) Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать много женщин и детей.

16. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Белки стали подбегать к садовому столику и принимать наши дары желуди шишки орехи сахар сушеные яблоки и грибы.
2) Через полчаса всем стало известно разведчики угнездились за передовой немцев разорвав их оборону.
3) Озеро Байкал словно море.
4) Сбился с пути не отыщет никакая спасательная партия.

17. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Впервые я понял (1) что созерцание таких картин (2) не только дарит зрительное наслаждение (3) но (4) вызывает из глубины сознания такие мысли (5) о каких человек раньше и не подозревал.

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3, 5;
3) 1, 3, 4, 5;
4) 1, 5.

18. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что не мог видеть внизу (3) и пролетел под самым месяцем так (4) что (5) если бы не наклонился немного (6) то зацепил бы его шапкою.

1) 1, 2, 3, 4, 6;
2) 1, 2, 4, 5, 6;
3) 1, 2, 5, 6;
4) 1, 2, 4, 5.

19. В каком предложении не допущено стилистических ошибок?

1) Большинство учеников хорошо сдало выпускные экзамены.
2) Не рассчитывая попасть на поезд, было решено заночевать в лесу.
3) Молодой человек, проходя мимо сада, увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала.
4) Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

20. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Километр;
2) красивее;
3) ожили;
4) положила.

Прочитайте предложения и выполните задания 21–25.

А. Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит, пчелами, мелькающими среди цветов и листьев.
Б. Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа.
В. Незримая река медового аромата, льется от нее по яркому июльскому разнотравью.
Г. В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу.

21. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) АБГВ;
2) БВГА;
3) ВАБГ;
4) ГАБВ.

22. Определите стиль и тип речи.

1) Художественный стиль, повествование;
2) художественный стиль, рассуждение;
3) публицистический стиль, описание;
4) разговорный стиль, повествование и описание.

23. Укажите правильную характеристику слова посветлевшее (предложение А).

1) Прилагательное;
2) причастие;
3) деепричастие;
4) наречие.

24. Какая характеристика соответствует предложению А?

1) Простое предложение;
2) сложносочиненное предложение;
3) сложноподчиненное предложение;
4) бессоюзное сложное предложение.

25. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

26. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение по этому тексту.

Как вам кажется, что важнее в природе: красота и гармония или возможность приносить пользу людям? В чем основное назначение природы, ее ресурсов? Любой ли уголок природы заслуживает бережного отношения и восхищения? А может быть, некоторые природные уголки можно использовать для производственных целей, а другие, такие, как Байкал, нельзя, их нужно сохранять, чтобы люди могли любоваться ими и восхищаться их красотой? Подумайте над этими вопросами.

Еще раз прочитайте текст. Выразите свое отношение к экологической проблеме. Разделяете ли вы точку зрения автора?

Объем сочинения – 10–15 предложений.

БАЙКАЛ, БАЙКАЛ...

Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя ветры и воды своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что природа дорога нам, мы часть ее; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение: льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, – можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и неслучайность картины, трепетного и тревожного ее существования.
И все-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.
Байкал создан как венец и тайна природы – не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывается помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода осталась чистой, красота непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь – в нем и вокруг.
Это прежде всего необходимо нам.

(По В.Г. Распутину)

Ответы: 1. – 3); 2. – 4); 3. – 2); 4. – 1); 5. – 3); 6. – 2); 7. – 2); 8. – 3); 9. – 1); 10. – 2); 11. – 4); 12. –2); 13. – 3); 14. – 4); 15. – 1); 16. – 4); 17. – 2); 18. – 1); 19. – 3); 20. – 2); 21. – 2); 22. – 1); 23. – 2); 24. – 1); 25. – 3).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru