Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2005

ИНФОРМАЦИЯ

День учителя русского языка на
Марафоне-2005

Педагогический марафон, организованный уже в 4-й раз Издательским домом «Первое сентября» и проходивший по традиции в Московском доме учителя, длился почти целый месяц – с 28 марта по 22 апреля. Вроде бы долго, но теперь, когда мы о нем вспоминаем, кажется, что он промчался в одно мгновение, впрочем, как и полагается марафону. День учителя русского языка проходил 29 марта, во второй день марафона. К нам пришли и приехали более 600 учителей. Интересно, что 20% собравшихся прибыли из разных регионов России.
Что больше всего запомнилось? Конечно, и обсуждение проблем, связанных с ЕГЭ, и мастер-классы, и доклады ученых о процессах, происходящих в языке и речи, и многое другое, не говоря уже об интересных встречах и разговорах.
(Мы благодарим фотокорреспондента газеты «Первое сентября» Владимира Строковского за предоставленные фотографии.)

Из первых рук о ЕГЭ

Во время выступления Ирины Петровны Цыбулько на тему «Содержание и структура ЕГЭ в 2005 г.» Большой зал был переполнен: многим учителям хотелось узнать о надвигающемся ЕГЭ по русскому языку, что называется, из первых рук (И.П. Цыбулько – старший научный сотрудник Федерального института педагогических измерений). Собравшиеся услышали обстоятельный рассказ о том, по каким принципам подбираются и располагаются отдельные задания, на какие документы опираются авторы тестов, определяя содержание экзамена и объем проверяемых знаний, как организуются проведение экзаменов и проверка работ, чем отличаются варианты 2005 г. от заданий предыдущих лет.

Известно, что учителя по-разному относятся к идее ЕГЭ. И.П. Цыбулько выступила как убежденная сторонница такой формы проведения экзамена по русскому языку. Она рассказала о том, что при составлении КИМ (контрольно-измерительных материалов) учитывается психология экзаменуемых и многое делается для того, чтобы им не приходилось слишком резко и часто переключать внимание с одной проблемы на другую.

Признавая, что задание С (сочинение на основе данного текста) остается самой уязвимой частью экзамена, прежде всего из-за трудностей в подборе исходных текстов, И.П. Цыбулько тем не менее высказала уверенность в том, что система критериев оценки сочинения (задания С) позволяет достичь большей объективности, чем при проверке традиционных сочинений.  И.П. Цыбулько ответила на многочисленные вопросы учителей и пригласила всех к конструктивному сотрудничеству, заверив, что все замечания по качеству заданий и предложения по их совершенствованию будут внимательно рассмотрены.

Что происходит в русском языке

Весьма оживленному обсуждению темы ЕГЭ в Большом зале Дома учителя пришли на смену темы более академические, но не менее важные для школьного преподавания. Видные современные лингвисты рассказали о процессах, происходящих в последние годы в русском языке.

Заместитель директора ИРЯ РАН Леонид Петрович Крысин рассказал о воздействии на литературный язык различных «нелитературных» подсистем родного языка и лексики других языков. Лектор сделал вывод об определенном смягчении современной литературной нормы.

Заведующий кафедрой общего и славянского языкознания Белорусского государственного университета проф. Борис Юстинович Норман коснулся вопроса о природе языковой нормы и источников ее установления. Вслед за своим учителем, известным языковедом А.Е. Супруном, Б.Ю. Норман склонен считать допустимыми любые языковые варианты, употребление которых не приводит к неправильному пониманию высказывания адресатами. Например, и чая, и чаю в равной степени отличимы от кофе или сока и потому равно допустимы в речи. Поэтому защита в качестве нормативных тех вариантов, которые противостоят массовым тенденциям употребления, по мнению Б.Ю. Нормана, в исторической перспективе безнадежна. (Лекцию Б.Ю. Нормана редакция предполагает опубликовать на страницах газеты).

Нетрадиционный урок русского языка 

Для тех, кого интересовала проблема, как сделать урок интересным, 29 марта были открыты двери Малого зала, где София Витальевна Столбунова, учитель из Ярославля, директор гуманитарной гимназии и наш постоянный автор, знакомила учителей с новыми технологиями. Главная идея этого мастер-класса, посвященного разработке и построению нетрадиционных уроков русского языка, звучала примерно так: «Не развлекательность, а система должна быть в основе таких уроков».

Среди названных технологий, используемых для построения нетрадиционного урока, есть и игровая деятельность, но она занимает свое место среди других видов деятельности: это и групповая работа, и дискуссия, интегрированные уроки и др.

Но одно дело – теория, другое – практика. И когда учителя, откликнувшись на предложение С.В. Столбуновой, разбились на группы, выбрали лидеров (точнее, они сами тут же возникли), распределили роли и оказались в положении учеников, сидящих на уроке (не только сидящих, но и бегающих, выступающих, организующих, думающих и ошибающихся!), ломающих голову над фразеологизмами (это тема урока), – вот тогда все смогли на собственном опыте убедиться, как живо и занимательно проходит такой «нетрадиционный» урок.

Дирижерская роль Софии Витальевне явно удалась, урок был организован продуманно и четко, интерес к теме не ослабевал ни на минуту. Урок прошел на ура, потому что он был не случайным удачным одиночным уроком, но составлял часть единого целого.

Многие из слушателей, особенно молодежь, поддержали идею нетрадиционного урока и хотели бы видеть продолжение начатого дела. Мы надеемся, что сможем предоставить нашим заинтересованным читателям нужную информацию. На страницах газеты «Русский язык» начиная с сентября будет публиковаться заочный курс С.В  Столбуновой в рамках педагогического университета «Первого сентября».

Новый учебник для старшеклассников

Учитель русского языка и литературы (московская школа № 1513) Галина Федоровна Хлебинская рассказала собравшимся о существующих учебниках по русскому языку для 10–11-х классов. Но основная часть ее выступления была посвящена написанному ею учебнику и особенностям работы с ним. У этого учебника, в новом издании которого появился гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации», много привлекательных особенностей. Во-первых, весь теоретический материал дается в виде схем и таблиц, что, по убеждению автора, облегчает восприятие. Во-вторых, учебник является одновременно и рабочей тетрадью, все упражнения можно выполнять прямо в книге, не тратя на переписывание время, которого так мало отводится на изучение русского языка в старших классах (в тетради уже выполненные упражнения переписывают только те ученики, которые пока делают много ошибок и нуждаются в дополнительных заданиях). В-третьих, для упражнений подобраны такие тексты, которые позволяют заниматься комплексным освоением и повторением орфографии и пунктуации. В-четвертых, эти же тексты содержат интересные и полезные сведения по истории литературы и сопровождаются заданиями по развитию речи.

Мастер-классы: актуальные проблемы

В Паркетном зале на Марафоне-2005 блестяще провела свой мастер-класс московская словесница (и наш постоянный автор) Инна Яковлевна Кленицкая. Тема ее «урока» – «Основа грамотного письма» – привлекла внимание многих учителей, зал был полон. Инна Яковлевна говорила, казалось бы, о давно известных вещах – важности начитанности ребят, зрительной памяти при научении грамотному письму. Подробно она рассказала о том, какую литературу читать с детьми (учителя не поленились записать рекомендуемые книги), как построить беседу в классе при обсуждении прочитанного. У И.Я. Кленицкой свой взгляд на объем лингвистических знаний, получаемых в школе: ученики могут иметь самые общие представления о языковых явлениях, не надо заставлять детей выучивать правила.

Следующий мастер-класс на тему «Трудные случаи анализа грамматической основы предложения» с успехом был проведен Ольгой Михайловной Чупашевой, преподавателем Мурманского университета. Как оказалось, учителя-русисты готовы углубить и уточнить свои лингвистические представления о сложных явлениях русского синтаксиса, неоднозначно трактуемых в школьных учебниках. Учителя под руководством Ольги Михайловны разбирались, как правильно выделить грамматическую основу, например, в односоставных предложениях. Разобраться в этом очень важно, особенно учителям, готовящим своих учеников к выпускным и вступительным экзаменам.

Мы собираемся вернуться в газете к заявленной теме и познакомить читателей с материалами О.М. Чупашевой и других лингвистов.

В это же время в Малом зале проходил семинар Ивана Анатольевича Громова, посвященный разным формам заданий по русскому языку. Материалы И.А. Громова, вызвавшие интерес слушателей, будут также опубликованы на страницах «Русского языка».

Новая форма внеклассной работы

Семинар на тему «Внеклассная работа: школьники исследуют русский язык», проведенный Светланой Владимировной Абрамовой (московский лицей № 1511 при МИФИ), привлек внимание многих участников Педагогического марафона в День учителя русского языка. Это объясняется большим интересом, который возник в последнее время к исследовательской работе учащихся, хотя и новому для школы виду деятельности, но без которого уже трудно представить современное качественное образование. В школах возникают различные формы вовлечения учеников в исследовательскую работу по русскому языку и языкознанию, результаты которой ежегодно представляются на городских научно-практических конференциях и отбираются на Московский городской конкурс проектных и исследовательских работ.

С каждым годом увеличивается число лингвистических конференций и принимающих в них участие школьников, однако, несмотря на это, до сих пор нет научно обоснованных методических разработок, которые помогли бы учителям руководить исследованиями по русскому языку.

На семинаре, отвечая на вопросы анкеты, учителя, заинтересованные в организации исследовательской работы, писали, что при организации школьных исследований нуждаются в различных методических рекомендациях: курсах, лекциях, разработках, консультациях лингвистов. Интересовало учителей, в каких периодических изданиях можно прочитать детские работы по языкознанию и русскому языку. Приятно, что к этим вопросам регулярно обращается газета «Русский язык», также публикуются подобные материалы в приложениях к журналам «Русский язык в школе», «Русский язык и литература для школьников», в журнале «Исследовательская работа школьников».

Участники семинара отметили, что ожидают серьезных результатов от исследовательской работы школьников по русскому языку, но связывают их прежде всего не с научными открытиями и выбором профессии, а с воспитанием лингвистически компетентной личности, повышением мотивации в изучении предмета, с общим (интеллектуальным, творческим, культурным) развитием личности, приобретением навыков исследовательской работы в любой области.

Семинар стал своеобразной школой лингвистических исследований, на которой этап за этапом разбирались проблемы, возникающие при проведении исследований:

  • выбор темы, отвечающий интересам, подготовленности, творческим и интеллектуальным запросам учеников;

  • отличие исследовательской работы от реферата;

  • изучение научно-популярной литературы, систематизация знаний о языке;

  • адаптация научной литературы;

  • организация этапа сбора лингвистического материала или постановки эксперимента;

  • анализ собранного материала;

  • формулирование выводов;

  • обучение созданию текста научной работы и его редактированию;

  • «свертывание» текста работы в тезисный план;

  • отбор иллюстративного материала и подготовка к представлению работы;

  • презентация работы сначала перед малым научным сообществом, а затем на более представительных конференциях;

  • обсуждение успехов и неудач исследования и его презентации;

  • перспективы дальнейшей работы над исследованием.

Вместе с тем были затронуты многие проблемы организации исследовательской деятельности школьников, не находящие однозначного решения: каков круг лингвистических проблем, которые могут быть исследованы в рамках школы; как должен соотноситься уровень знаний и умений ученика, сформированных по школьной программе, с тем уровнем, который ему необходим для успешной реализации исследования; следует ли стремиться к настоящему научному исследованию или обучению исследовательской деятельности, методике ее проведения; может ли быть в школьных исследованиях практическая значимость; как зависит эффективность проведения исследовательской работы от возраста ученика; должна ли быть непосредственная связь области исследований с профилем учебного заведения? Эти и другие проблемы предстоит осмыслить и подойти к их решению, накопив значительный опыт в организации исследовательской работы школьников.

Редакция

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru