Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2005

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск


Обобщение по теме
«Односоставные предложения»

На материале русских романсов

От характера дидактического материала во многом зависит эффективность усвоения учащимися грамматики. Яркий, эстетически ценный дидактический материал, ясные, точные формулировки заданий позволяют активизировать умственную деятельность учеников, оптимально решать поставленные на уроке задачи.

Не секрет, что тема «Односоставные предложения» – одна из самых непростых в синтаксисе. Благодатным, свежим и эмоционально насыщенным материалом для уроков по этой теме являются русские романсы – нестареющий литературно-песенный жанр. Предлагаемые здесь упражнения предназначены для урока обобщения. Они позволяют систематизировать материал, акцентируя внимание на различных аспектах: отличие односоставных предложений от двусоставных, определение типов односоставных предложений с ориентацией прежде всего на способ выражения главного члена (ведь односоставные предложения, как и двусоставные, – это структурно-семантические типы предложений!), сравнение различных типов односоставных предложений, а также умение найти в структуре сложного предложения его односоставные части. Все задания предполагают аргументацию ответа.

Целесообразно, думается, на уроках обобщения и расширять знания учеников по рассматриваемой проблеме. Этой цели служат задания на установление особенностей функционирования каждого типа односоставных предложений в русских романсах, а отсюда – непосредственная связь уроков русского языка с уроками литературы, с анализом художественного текста, конкретно – с выяснением роли определенных синтаксических конструкций в создании художественного образа.

Упражнение 1. Найдите односоставные предложения, определите их типы. Проанализируйте каждое простое предложение, в том числе и в составе сложных. Почему другие предложения являются двусоставными?

1) Не говорите мне о нем, Еще былое не забыто. (М.Перроте) 2) С тобою первый раз мы встретились вдвоем... То было осенью в холодный день ненастья. Но мы весны уж лучшей не найдем. (Б.Борисов) 3) Астры весенние, грусти цветы, Тихи, задумчивы ваши кусты... (А.Грей) 4) Сад весь осыпался, все отцвело... Листья увядшие вдаль разнесло... (А.Грей) 5) И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. (А.Фет) 6) Мне легче горя своеволье, Чем ложное холоднокровье, Чем мой обманчивый покой. (Д.Давыдов) 7) Милая, Ты услышь меня. Под окном стою Я с гитарою! (С.Гердель) 8) Ямщик, не гони лошадей! (Н.Риттер) 9) Тихо все. Ночь нависла над сонной рекой. (Т.Толстая)

Упражнение 2. Найдите односоставные предложения. К какому типу они относятся? Если они входят в состав сложного предложения, проанализируйте эти части. Аргументируйте свой ответ. С какими главными членами нет здесь предложений? Подберите их самостоятельно из сборников романсов.

1) В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... (М.Лермонтов) 2) Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть. (М.Лермонтов) 3) И сладко и больно... И трепет безумный затих. И сердцу легко и раздольно. (Е.Ростопчина) 4) ...Лягу ли в постель – не спится, Мысли бродят вдалеке... (Е.Краузе) 5) Как поздней осени порою Бывает день, бывает час, Когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас. (Ф.Тютчев)

Упражнение 3. Можно ли утверждать, что в предложениях из упражнения 2 деятель неизвестен? Если он известен, то определите способ его выражения (назовите часть речи, форму падежа). Можно ли признать этот член предложения подлежащим и почему?

Упражнение 4. Известно, что в романсе, напевном лирическом произведении, раскрываются мысли, чувства, внутреннее состояние человека. Почему, на ваш взгляд, в текстах романсов часто встречаются безличные предложения?

Упражнение 5. Какие типы односоставных предложений представлены в упражнении? Какие значения они выражают (возможность, желательность действия, состояния и т.п.)? Сгруппируйте предложения по значению.

1) Ведь тебе не понять Моих страстных речей, Сердца мук не унять Блеском чудных очей! (С.Сельский) 2) Как тебя мне не узнать? (А.Григорьев) 3) Как мне вспомнить твой голос, твой взгляд, очертанья лица И ласкавшие некогда милые, нежные руки? (С.Сафонов) 4) Уже не зреть мне светлых дней Весны обманчивой моей! (И.Козлов) 5) [Слова ложились бы так вольно,] Но слушать уж некому их... (Е.Ростопчина)

Упражнение 6. Найдите определенно-личные предложения. Если они входят в состав сложных предложений, то назовите только эти части. Сгруппируйте их по способу выражения главного члена. Почему, по вашему мнению, в текстах русских романсов часто используются определенно-личные предложения с такими главными членами? (Отвечая на вопрос, помните о своеобразии романса как небольшого лирического произведения, раскрывающего чувства, личные переживания человека.)

1) Смотри... очарованья нет, Звезда надежды угасает... (В.Жуковский) 2) И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь... (А.Фет) 3) Не пробуждай, не пробуждай Моих безумств и исступлений, И мимолетных сновидений Не возвращай, не возвращай! (Д.Давыдов) 4) Отгадай, моя родная, Отчего я так грустна... (Е.Краузе) 5) Слышу звон бубенцов издалека – Это тройки знакомый разбег... (А.Кусиков) 6) Посмотри, посмотри, как чудесно смотрит луна! (Н.Греков) 7) Скажи, откуда эти слезы – Ты так не плакала сперва. (В.Павлов) 8) Гори, гори, моя звезда, Гори, звезда приветная! (В.Чуевский) 9) Из-под брови погляжу – Без речей блестят речами! (И.Кондратьев)

Упражнение 7. Вспомните: какие предложения называются неопределенно-личными? Найдите их в упражнении.

1) Ехали на тройке с бубенцами, А вдали мелькали огоньки... (К.Подревский) 2) Пускай бранят, пускай смеются, Мне все равно! (Ф.Миллер) 3) Меня не любят? И не надо! (Ф.Миллер) 4) Говорят, что мой взгляд То голубит, то жжет, как огнем. (Т.Щепкина-Куперник) 5) А видали ль, как я плачу, Невозможность полюбя...? (А.Андреев)

Как вы думаете, почему неопределенно-личные предложения в текстах романсов встречаются реже, чем, скажем, определенно-личные?

Упражнение 8. Определите тип односоставных предложений. Как связан этот тип односоставных предложений с содержанием романса? Насколько они могут быть распространены, по вашему мнению, в текстах романсов?

1) Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.Тургенев) 2) Не вымолвишь слова... Немеешь... робеешь... дрожишь.... Душа, проклиная оковы, Вся в речи излиться б готова... Но только глядишь и молчишь... (Е.Ростопчина)

Упражнение 9. Чем отличаются односоставные предложения в данном упражнении от предыдущих? К какому типу они относятся? С какой целью они используются в текстах романсов?

1) Зима, метель, и в крупных хлопьях При сильном ветре снег валит. (Д.Ленский) 2) Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые... (И.Тургенев)

Упражнение 10. Какие типы односоставных предложений встретились в тексте романса Н.Грекова? Какова их роль в раскрытии содержания романса? Как вы это установили?

Погоди! Для чего торопиться?
Ведь и так жизнь несется стрелой.
Погоди! Мы успеем проститься,
Как лучами восток загорится, –
Но дождемся ль мы ночи такой?

Посмотри, посмотри, как чудесно
Убран звездами купол небесный,
Как мечтательно смотрит луна!
Как темно в этой сени древесной
И какая везде тишина!

Только слышно, как шепчут березы
Да стучит сердце в пылкой груди...
Воздух весь полон запахом розы...
Милый друг! Это жизнь, а не грезы!
Жизнь летит... Погоди! Погоди!

Пусть погаснут ночные светила.
Жизнь летит... а за жизнью могила,
А до ней люди нас разлучат...
Погоди! – люди спят, ангел милый.
Погоди! – еще звезды горят!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru