Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2005

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

В продолжение публикаций о новом взгляде на грамотность (см. № 14, 15/2005) предлагаем вашему вниманию задачу, аналогичную тем, что использовались в тестах Международного исследования PISA-2000. Эта задача, предназначенная для учеников 9-го и 10-го классов, составлена на основе реальных документов.
С ее помощью можно проверить, как ученик умеет:
1) находить точную информацию;
2) сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
3) определять авторскую точку зрения.
Публикуется по кн.: Новый взгляд на грамотность. М.: Логос, 2004.

О.В. СОКОЛОВА


Задача «Плагиат»

Общая характеристика задачи

Рекомендации учителю. Сейчас в школе активно обсуждается проблема оценивания вообще и письменных творческих работ в частности. Одним из принципов оценивания является ясность критериев оценки для ученика. То есть предполагается специальная работа по выработке/обсуждению критериев вместе с учениками. Предлагаемая задача может быть включена в эту работу при обсуждении критерия «самостоятельность»: насколько работа должна и может быть самостоятельной, как использовать информацию из различных источников, как работать с чужим текстом.

Приведенный в задаче текст о плагиате может помочь в разработке школьного положения о творческих работах.

Время работы с задачей – 1 урок.

Текст задачи

ДОКУМЕНТ О «ПЛАГИАТЕ»

Диссертации, эссе и все другие письменные работы, которые выполняются слушателями <...> по курсам учебной программы, рассматриваются как авторские работы слушателей <...>.
Плагиат1 – использование чужого текста целиком или в части материалов или иной авторской работы без надлежащего уведомления об этом есть серьезный этический проступок и влечет применение академических и дисциплинарных мер <...>.
Использование чужих текстов и данных в письменных работах слушателей допускается при условии, что указаны все источники заимствований. Отсутствие ссылок на соответствующие источники или несоблюдение правил цитирования при использовании чужих материалов способно привести к заблуждению относительно авторства слушателя, выполнившего работу. В случае необходимости дословного цитирования чужой работы заимствованный текст должен быть взят в кавычки и снабжен ссылкой на источник, содержащий данный текст. Допускается также выделение чужого текста в отдельный абзац без кавычек, но с обязательной ссылкой на источник.
Парафраза – пересказ своими словами чужих мыслей, идей или текста. Парафраза состоит в замене слов, фразеологических оборотов или предложений при использовании чужого текста, взятого из любого опубликованного источника. Любая парафраза чужого текста должна сопровождаться ссылкой на источник. Не допускается также составлять свой текст из нескольких парафраз из одного или из большего числа источников, соединяя их отдельными своими словами или даже предложениями или заменяя отдельные слова в оригинале. Использование парафраз свидетельствует о чрезмерной зависимости от чужих материалов и рассматривается как плагиат.
Литературные и иные источники, на которые ссылаются слушатели, должны быть указаны в библиографическом списке. Библиографический список помещается в конце письменной работы и оформляется в соответствии с установленными требованиями и правилами библиографического описания.
В качестве плагиата рассматриваются тексты/информация, представленные под своим именем без ссылки на автора (авторов)/источник, в том числе:

– случаи использования чужого текста (полностью или частично);
– парафраза (пересказ) чужой работы;
– случаи заимствования из любых опубликованных в печати материалов (книги, письменные отчеты, статьи в периодической печати и в сборниках научных трудов и т.д.), а равно из любых иных источников, в том числе из письменных или иных работ других слушателей;
– использование материалов, размещенных на электронных носителях информации (например, на сайтах в сети Интернет, в электронных базах данных и т.п.).

<...> Слушателям, кроме того, воспрещается выдавать одну и ту же работу за разные. Эти случаи также относятся к плагиату. Кроме того, как плагиат рассматривается прямое использование текста (части текста) из своих собственных работ в других своих собственных работах без ссылки на первоисточники.
Обнаружение плагиата влечет меры дисциплинарной академической ответственности вплоть до отчисления из числа слушателей <...> за проступок, не совместимый с академическими требованиями к слушателям.
<...> Для решения спорных вопросов и рассмотрения апелляций слушателей по решению декана или ректора может быть создана апелляционная комиссия.
Слушатели <...> в начале учебного года подписывают письменное заявление об ответственности за плагиат, которым они удостоверяют, что ознакомлены, понимают и согласны с теми последствиями, которые может повлечь обнаружение плагиата в их письменных работах.

Приложение к Положению об организации учебного процесса / Справочник слушателя факультета менеджмента в сфере образования. 2002/2003 учебный год. М.: МВШСЭН, 2002.

Задания

Задание 1. Слово плагиат заимствовано европейскими языками, в том числе и русским языком, из латыни. Что обозначало это слово в латинском языке:

а) литературная кража; б) похищение; в) использование чужого текста; г) этический проступок.

Задание 2. Яна учится на факультете менеджмента. Она, как и все слушатели, подписала заявление об ответственности за плагиат. Ей нужно сдать письменную работу по одной из учебных дисциплин. В одном из журналов она нашла очень интересную статью как раз по теме ее письменной работы. Ответьте, может ли она использовать в своей работе фрагмент этой статьи, пересказав его своими словами:

а) да; б) нет.

Задание 3. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается такое определение слова компиляция: «соединение результатов чужих исследований, идей без самостоятельной обработки источников, а также сама работа, составленная таким методом».

В документе, который вы прочитали, слово компиляция не встречается. Будет ли по правилам данного учебного заведения наказан слушатель, который составил свою работу методом компиляции? Объясните свой ответ.

Задание 4. В Интернете можно найти много сайтов, предлагающих готовые сочинения, рефераты и т.п. На одном из сайтов есть такое обращение:

Здесь (в Интернете) собрано более 6300 сочинений по литературе, написанных школьниками из разных уголков нашей страны. Собрание сочинений ALLSoch.ru является самым обновляемым и самым популярным в Рунете, уже несколько поколений школьников сделали свой вклад в наши архивы, просим и вас добавить свои работы в нашу коллекцию.

Девятиклассница Саша использовала сочинение частично. Она считает, что в этом нет ничего плохого, такое использование не может быть названо плагиатом или кражей, потому что авторы сами предлагают свои работы для «списывания».
Согласятся ли с ней авторы документа «О плагиате»?
Свой ответ объясните.

Задание 5. Из статьи в журнале

Вроде бы любому человеку ясно, что нельзя брать чужие вещи. Даже студенту вуза. Загадочным образом это простое правило не распространяется на интеллектуальную продукцию. Интернет с его бесконечными запасами текстов любого уровня стал настоящим проклятием преподавателей. Я тут недавно отбирал молодых людей – студентов старших курсов, аспирантов и начинающих преподавателей – для участия в летней школе, которую проводил известный московский вуз. Участникам этой школы оплачивают дорогу и проживание, перед ними выступают известные экономисты и политики, так что конкурс очень большой. Надо было прислать две рекомендации и небольшое эссе про конкурентоспособность России – тему этого года. И что вы думаете? Хорошо, конечно, что Интернет теперь есть и в лучших столичных вузах, и в самой настоящей глубинке. <...> А так вся проверка эссе – ведь это должен был быть конкурс – свелась к выяснению, кто что сделал сам. Есть, конечно, и свои маленькие радости. Испытываешь настоящее чувство гордости, когда кто-то скачал реферат, в котором целый параграф заимствован из твоей собственной статьи. Авторство, конечно, давно уже потеряно и ссылок нет, но свои-то родные строчки всегда приятно перечитать. Бывают просто смешные эпизоды, например, когда читаешь фразы: «В текущем, 1994 году» или «Будет использовано при подготовке к следующему визиту президента Клинтона».
Все это было бы по-настоящему смешно, если бы не было так грустно. Среди приславших эссе с большими заимствованиями – никого не обидит, если я назову их крадеными? – есть и молодые преподаватели, и лауреаты региональных конкурсов, и стипендиаты разных престижных фондов. Если бы их научные руководители и жюри тех конкурсов, которые они выиграли, читали бы их работы чуть внимательнее (вы думаете, чтобы найти заимствования, нужно использовать какие-то хитрые программы? Да обычная поисковая система отлично помогает), эти конкурсы и стипендии выиграли бы другие ребята, которые более честно обращаются с источниками. Главная проблема, однако, не в этом – дело в том, что самый отрицательный эффект возникает, когда настоящие авторы перестают выкладывать свои научные работы и курсы лекций для свободного доступа. Это в точности то же самое, что с защитой прав собственности во всех остальных отраслях экономики: если человек опасается, что плодами его труда и таланта может воспользоваться кто-то другой, он просто прилагает меньше усилий. Неудивительно, что те страны, в которых хорошо работают суды и исполняются контракты, растут гораздо быстрее стран, где права собственности защищены плохо.

К.Сонин, профессор Российской экономической школы. Огонек, 2004, № 24 (14–20 июня). С. 30.

Как относится автор статьи к «скачанным» из Интернета работам: а) радуется, что Интернет есть в самых отдаленных уголках страны; б) испытывает чувство гордости, встречая в присланных работах строки из собственных статей; в) считает, что это кража; г) отношение в статье явно не выражено?

Задание 6. Перед вами фрагменты сочинений, списанных из Интернета. Подчеркните места, которые вслед за К.Сониным можно назвать «смешными эпизодами».

1. Тема Великой Отечественной войны, на мой взгляд, остается одной из ведущих тем нашей литературы. Лучшие писатели по-новому пытаются переосмыслить и понять события тех грозных лет, более точно отразить психологию людей, которые своей самоотверженностью, героизмом и мужеством спасли мир от фашизма.
Ю.Друнина говорила: «Пишу об этом потому, что не могу не писать. Память сердца... И еще: разве повествование о войне не призыв к миру?».
Совсем недавно, 9 мая этого года, наш народ отмечал большой праздник – 50-летие Победы. На площадях столицы и в других городах, у Вечного огня, у мемориалов погибших мы встречались с героями войны, слушали их рассказы о трудных фронтовых дорогах.

(Сочинение «Историческая тема в русской литературе» списано полностью в мае 2003 г.)

2. Взрослые, как мне кажется, много придумали себе проблем, которых бы можно было избежать. Они зависимы от чужого мнения, зависти, постороннего вмешательства в их проблемы. Им нужно быть чуть свободнее и независимее. Может, я и не прав, подрасту, окунусь в мир социальных условностей и стану «серой мышкой». Но я буду стараться отстаивать свою точку зрения всегда, отступать могут слабые и бездарные. Хотя о бездарности тоже можно поспорить!
Смотрю на своих одноклассников и думаю: ну откуда у двоечника Генки Самохина такая тяга к фотографии? Он везде ходит с фотоаппаратом и кадры выбирает интересные, очень удачные. А Лешка Захаров! «Тонет» в русском языке и литературе, а электропроводку знает как свои пять пальцев! Ольга Реутова стрижет всех желающих и делает такие прически, что позавидуют голливудские звезды.

(Сочинение «Взрослый мир для тебя» списано полностью в январе 2004 г.)

Общий комментарий к задаче

Тип задачи: информационная.
Тип текста: официальный документ (основной текст), публицистика, словарная статья; несплошной; составной.
Уровень сложности: средний.
Структура задачи: задача состоит из двух частей, каждая часть организована вокруг «своего» текста. В первой части основным текстом является документ, во второй – журнальная статья. Объединяет две части проблематика.
Тексты деловой сферы часто имеют регламентирующий характер. Их нужно уметь читать и извлекать из них информацию, на основании которой совершать или не совершать какие-либо действия. Основной текст первой части задачи имеет именно такой регламентирующий характер. Поэтому задания, относящиеся к этому тексту, преимущественно направлены на поиск и сопоставление информации. Специфика заданий 2–4 заключается в том, что обращение к тексту диктуется необходимостью разрешить конкретную ситуацию.

Задание 5 составлено на основе журнальной статьи и требует понимания авторской точки зрения. В задании 6 нужно вернуться к тексту из предыдущего задания, понять, что именно кажется смешным автору статьи и увидеть аналогичные примеры в приведенных фрагментах списанных сочинений. При этом необходимо использовать дополнительную информацию, которая содержится в кратком комментарии к каждому фрагменту.

Ответы и рекомендации к оцениванию

Задание 1

Деятельность: поиск информации.
Уровень сложности: 1.
1 балл – ответ б); 0 баллов – другие ответы.

Задание 2

Деятельность: поиск информации, сопоставление.
Уровень сложности: 2.
Это задание сложнее, чем предыдущее, хотя выглядит очень похоже. Сложность заключается в том, что варианты ответов даны в огрубленной (категоричной) форме: да/нет. То есть нужно ответить принципиально: можно использовать материалы статьи или нельзя? Вопрос об условиях использования не ставится.
1 балл – ответ а); 0 баллов – ответ б).

Задание 3

Деятельность: поиск информации, сопоставление.
Уровень сложности: 2.
1 балл – ответ да; 0 баллов – ответ нет; дополнительный балл (1) ставится за аргументацию.

Задание 4

Деятельность: поиск информации, сопоставление.
Уровень сложности: 2.
Задание аналогично предыдущему, разница лишь в источниках информации.
1 балл – ответ нет; 0 баллов – ответ да; дополнительный балл (1) ставится за аргументацию.

Задание 5

Деятельность: выявление авторской точки зрения.
Уровень сложности: 2.
Сложность заключается в том, что ответы а), б), в) взяты из самого текста. Нужно уловить иронию автора, а не просто найти в тексте совпадающую с ответом формулировку.
1 балл – ответ в); 0 баллов – другие ответы.

Задание 6

Деятельность: поиск информации, сопоставление.
Уровень сложности: 2.
2 балла – правильно найденные «эпизоды» в обоих фрагментах сочинений.
В сочинении 1 «смешное» место: оставлено указание на недавнее (в 2003 году!) празднование 50-летия Победы.
Сочинение 2 списано полностью, т.е. без каких-либо изменений, в том числе оставлены и фамилии одноклассников, и их увлечения. Вряд ли возможно такое совпадение.
1 балл – правильно найденные эпизоды в одном из представленных фрагментов; 0 баллов – эпизоды не найдены или найдены неверно.


1 Плагиат [< лат. plagium – похищение] – литературная кража, присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения за собственное (Словарь иностранных слов).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru