Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2005

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Хороших диктантов всегда не хватает

Е.В. Пересветова. Сборник диктантов по русскому языку. 5-й класс. М.: Экзамен, 2005. 192 с.

Новое пособие для 5-го класса Е.В. Пересветовой отвечает всем требованиям современной школы, способствует ликвидации разрыва между изучением языка и развитием речи, обеспечивает реализацию внутрипредметных и межпредметных связей (русский язык и литература, русский язык и культурология).

Автор включил в пособие разные виды диктантов:

  • обучающие (выборочные, предупредительные, объяснительные, словарные, цифровые, списывание);

  • творческие (свободные, творческие);

  •  контрольные (письмо по памяти, собственно контрольные).

Обучающие и творческие диктанты строго не разделяются для того, чтобы учитель мог самостоятельно определить способ работы с выбранным текстом.

Тексты творческих диктантов являются подспорьем к написанию сочинений. Автор разделил творческие диктанты на две группы:

  • описание картины.

  • описание животного.

Многие задания пособия посвящены работе с текстом, направлены на понимание текста. Благодаря им пятиклассники закрепляют полученные знания о тексте. Примеры заданий:

Какова роль первых предложений первого абзаца? Определите тип текста. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова текста. Сформулируйте главную мысль текста.

Значительное место уделяется стилистическим особенностям текста. Ученик попытается ответить на вопросы:

Какими примерами из текста можно доказать, что стиль текста разговорный? (Текст № 6, с. 102.)
Как называется разговор двух собеседников? Как он оформляется на письме? (Текст № 8, с. 130.)
Определите стиль текста. Докажите свое мнение. (Текст № 12, с. 177.)

Все тексты сборника даются либо с пропусском орфограмм, либо без пропуска орфограмм; учащиеся должны сами выписать примеры на заданную орфограмму.

Спишите и объясните написание выделенных орфограмм.
Расскажите об употреблении ь после шипящих на конце существительных.

Автор предлагает достаточно сложное задание: нужно ли окончание в некоторых существительных второго склонения в родительном падеже множественного числа.

Запишите в форме р.п. мн. ч. существительные яблоко, банан, помидор, килограмм (Текст № 7, с. 129.)

Вопросы и задания к текстам могут вызывать интерес у пятиклассников:

Как вы понимаете выражение свой собственный российский «папирус»? Знаете ли вы, на чем писали древние люди до появления бумаги? (Текст № 15, с. 139.)

В сборнике особое место занимают разноуровневые задания по лексике, по определению лексического значения слова.

Определите по толковому словарю значение слов перелески, отвесно. Выделите в тексте синонимы слова мурка. Какова роль этих синонимов в тексте? (Текст № 2, с. 133.)
Найдите многозначное слово, докажите, что оно имеет несколько значений (Текст № 17, с. 140.)
Найдите антонимы ( Текст № 3, с. 151.)
Назовите слова, созданные автором (Текст № 4, с. 152.)
По толковому словарю определите лексическое значение слов ареал, ореол (Текст № 3, с. 143.)

В работе над поэтическими текстами важными являются такие задания, как

  • подготовьтесь к выразительному чтению текста;

  • выучите текст наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Они способствуют развитию зрительной памяти, обогащению словарного запаса школьников.

Послетекстовые задания учат ребят самостоятельно анализировать языковые особенности, делать выводы и обобщения. В пособии представлены доступные пятиклассникам тексты разнообразных стилей – художественного и публицистического – отрывки из произведений писателей XIX–XX вв., из журнальных статей, заметки из энциклопедий.

Думается, что учителя-словесники получили новое интересное пособие, которое поможет им разнообразить уроки русского языка в 5-м классе.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru