Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2005

Я ИДУ НА УРОК

Уважаемая редакция!
В вашу газету я пишу впервые, хотя читаю ее регулярно и, естественно, использую многие опубликованные в ней материалы в своей работе. Люблю русский язык и литературу, нисколько не жалею о выбранной профессии, несмотря на огромное количество тетрадей, планов, конспектов и т.д. Пытаюсь пробудить любовь к «неинтересному», «трудному» предмету у своих детей. Считаю, что эффективнее это получается тогда, когда используются игра, игровые элементы на уроке.
Урок, который я вам посылаю, давался мною на областном конкурсе «Учитель года-2003» и был отмечен высокой оценкой. Трудно на бумаге рассказать о том, какие игрушки были в руках, как это выглядело в действительности. Думаю, что учителя – люди с огромной фантазией и они смогут додумать то, о чем я не написала в своей разработке урока развития речи.
Ребята незнакомой мне школы реагировали на вопросы очень весело, видно было, что им интересно работать на уроке (хотя тема не из легких), после урока они не отходили от меня с вопросами. Сочинения получились замечательные.
Надеюсь, что урок развития речи «Сегодня я писатель» найдет свое место в копилке учителей русского языка и литературы, преподающих в пятых классах.

С уважением,
О. К.

О.А.КОВАЛЬ


Сегодня я писатель

5-й класс

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
«Что хочу написать, как написать и для чего написать?».

Максим Горький

Цели урока:

1. Рассмотреть понятия: «рассказ», «композиция», «элементы композиции», «законы творчества»; повторение сведений о глаголе; активизация лексики по теме «Весна».

2. Развитие понятия «текст»; формирование навыка определения структуры текста; начать формировать навыки использования знаний о композиции в собственных творческих работах, развивать умение делать выводы на основе анализа материала.

3. Воздействие на эмоциональную сферу; дать возможность ребенку раскрепоститься; развивать способность сопереживать, сочувствовать; создать комфортную обстановку для проявления творческих способностей учащихся.

Оборудование урока:

  • записи и иллюстрация на доске; карточки,

  • пластиковая игрушка-пружина,

  • магнитофон, запись звуков весны.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Подготовка к восприятию нового материала.

Слово учителя

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. И раз уж он необычный, начать его хочу не так, как всегда. Послушайте одну интересную историю, а потом я задам вам несколько вопросов. (Чтение рассказа В.Голявкина «Как я писал стихи», см. Приложение.)

Беседа

– Как вы думаете, удачные или неудачные получились у мальчика стихи?

– Почему вы так считаете? (Стихи получились не совсем удачные; получились смешные, но глупые; они написаны в рифму, но в них нет смысла; рифма неудачная, нет никаких красивых слов, приемов.)

– Как вы думаете, легко ли быть писателем или поэтом? (Поэтом быть трудно.)

– Почему? (Потому что нужно хорошо знать русский язык, надо уметь подбирать рифму, надо уметь говорить красиво, надо любить людей, потому что пишешь для них, надо знать, что им интересно.)

– Любой ли человек может стать хорошим писателем?

– Что нужно знать, уметь для этого?

– Я думаю, каждый из вас хоть ненадолго, хоть раз, но мечтал стать писателем (особенно тогда, когда вам задавали писать сочинение). Хотите ли вы совершить путешествие и посмотреть, что творится в голове писателя, когда он приступает к очередной работе? Тогда начнем и попытаемся понять, какими законами руководствуется писатель, когда пишет. Это и будет задачей нашего урока.

(Демонстрация запутанной цветной пластиковой пружины.)

Итак, мы с вами в лаборатории писателя, т.е. в его мыслях. (Запутанная пружина и есть мысли писателя.) Что вы можете сказать о мыслях писателя? Какие они? (Цветные, красивые, интересные, запутанные.)

– Можем ли мы их понять? (Нет.)

– Что нужно сделать, чтобы мысли автора стали более понятными? (Нужно их распутать.)

– Что значит распутать? (То есть понять, где начало, где конец...)

– Важно ли только это: найти начало и конец? Итак, писателю нужно выстроить все события одно за другим, т.е. скомпоновать, как композитор составляет из нот мелодию, как мама из разных компонентов варит компот. И построение произведения называется похожим словом – композиция. (На доске делается запись, выделяется общая часть, подчеркиваются буквы, требующие запоминания.) В этом сложном и интересном понятии мы с вами и должны разобраться.

Но я уже вижу, что вы поняли самую главную вещь: все должно идти по порядку. Поэтому скорее всего вы мне сможете помочь в одном важном деле. Недавно мне принесли рассказ, написанный на маленьких листках блокнота, но блокнот рассыпался в моих руках, и я теперь не знаю, как быть. Помогите собрать листки в единое целое и докажите, что вы правы.

(Карточки раздаются в перемешанном виде.)

Однажды в цветнике вырос красивый цветок хризантемы. Душистый, белый, как мрамор. Летают над цветком пчелы и шмели, берут нектар.

В цветке сорок два лепестка. И вот один лепесток возгордился:
– Я самый красивый. Без меня и цветок не цветок. Я самый главный. Вот возьму и пойду – что мне?

Поднатужился лепесток, вылез из цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике и смотрит: что будет делать цветок? А цветок как ни в чем не бывало улыбается солнцу, зовет к себе пчел и шмелей.

Пошел лепесток, встречает муравья.
– Ты кто? – спрашивает муравей.
– Я лепесток. Самый красивый. Самый главный. Без меня и цветок не цветок.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках – не знаю.

Ходил лепесток, ходил, до вечера засох. А цветок цветет.

Цветок и без одного лепестка цветок. А лепесток без цветка – ничто.

(Самостоятельная парная работа: каждый из партнеров доказывает свою правоту другому.)

– Что у вас получилось? Докажите, что вы правы. (Идут доказательства того, что построение рассказа должно быть именно таким: вступление, основная часть, заключение, вывод (мораль).)

– Вы поняли, что построение произведения важно, но не только об этом думает писатель, когда задумывает рассказ. Мастер слова Максим Горький говорил: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: Что хочу написать, как написать и для чего написать?». Давайте попробуем ответить на все эти вопросы, используя текст, который у вас получился.

– О чем этот рассказ? (Какова его тема?)

– Для чего он написан? (Какова основная мысль (идея) данного рассказа?)

– А вот с вопросом как? будем осторожны. Он включает в себя множество понятий, одним из которых является композиция. Давайте выстроим схему построения рассказа. (Демонстрация растянутой пружины.)

– Никому не было бы интересно, если бы просто были даны события в развернутом виде. Интересно будет тогда, когда действие развивается постепенно, т.е. постепенно открывается какой-то секрет. А для того чтобы действие разворачивалось постепенно, нужна какая-то сила, которая бы сжала пружину по-
вествования. Такой силой является конфликт произведения. (Если класс не знает понятия «конфликт», то ввести его.)

– Между какими силами здесь завязывается конфликт? (Делается рисунок на доске.)

– С чего начались все приключения? (Когда обнаружился конфликт?)

(Когда лепесток возгордился и решил вылезти из цветка.)

– Такой момент называется завязкой.

– А дальше, как в любой игре, фигуры делают свои ходы. В литературном произведении они называются сюжетными.

– Какие события происходят с лепестком? (Учащиеся перечисляют важнейшие события – сюжетные ходы.)

– Слова какой части речи, на ваш взгляд, необходимы писателю, чтобы повествовать о событиях? (Глаголы (обозначают действие), имена существительные (они называют).)

– Наконец наступает такой момент, когда мы понимаем, что следующее событие решит все: одна из сил одержит победу. В какой момент это происходит в сказке? (Когда лепесток разговаривает с муравьем.)

– Был ли выбор у лепестка? Какой? Закономерно ли то, что произошло потом? (Да, если бы лепесток прислушался к словам муравья, он бы понял, что был не прав и мог вернуться в цветок.)

– Как будет, по-вашему, называться момент, когда все решено? (Начало конфликта называется завязкой, а его разрешение будет называться развязкой.)

– Но вы, наверное, заметили, что действие рассказа началось не сразу с завязки. Вначале мы знакомимся с обстановкой. Это – вступление (в сильном классе можно ввести понятие «экспозиция»). Есть здесь и заключение.

Вот наше небольшое путешествие в лабораторию писателя закончилось. Давайте подведем итоги. Мы узнали основные законы написания произведения...

(Итог подводится в виде иллюстрации на доске и в тетради.)

– Давайте попробуем наши знания применить на практике. Сначала определимся с темой. О чем мы будем писать? Предлагаю посмотреть в окно.

– Что творится сейчас с природой? (Сейчас весна, просыпается природа, поют птицы, текут ручьи...)

Как? Что понадобится для того, чтобы выразить свои мысли и описать события? (Необходимо подобрать нужные слова, отобрать материал для сочинения, продумать сюжет, композицию и т.д.)

– Писатель, кроме знаний законов текста, должен обладать также даром перевоплощения. Закройте глаза и представьте себе, что вы – молоденькие листочки, сидящие в почке. Но вот раздается потрескивание, чешуйки почки лопаются – и вы на свободе. Что вы видите? (В течение работы ученики заполняют таблицу.)

Вижу

Слышу

Чувствую

Могу рассказать

 

 

     

– Кто еще, кроме листочков, мог бы рассказать интересную историю о себе?

– Давайте послушаем звуки весны, а вы в это время подумаете над тем, о ком или о чем вы будете писать и какие законы будете применять, работая над своим первым рассказом. (Звучит запись звуков весны, затем заполняется часть таблицы «Слышу», если дети способны мыслить индивидуально, неординарно и не идут за общим мнением, можно заполнить графы «Чувствую» и «Могу рассказать», если же учащиеся «ведомы», боятся высказать свою точку зрения, то целесообразно эту работу продолжить дома индивидуально.)

– В добрый путь, мои дорогие юные писатели! Начинайте творить, но не забывайте о тех законах, с которыми мы сегодня познакомились.

(Вывод: повторить те понятия, с которыми познакомились.)

Домашнее задание

Напишите сказку, рассказ, стихотворение (сочинение) по выбранной теме, выучите термины.

Приложение

В.ГОЛЯВКИН

Как я писал стихи

Иду я как-то по пионерлагерю и в такт напеваю что попало. Замечаю: получается в рифму. Вот, думаю, новость! Талант у меня открылся. Побежал я к редактору стенгазеты. Женька-редактор пришел в восторг.
– Замечательно, что ты стал поэтом! Пиши и не зазнавайся.
Я написал стихотворение о солнце:

Льется солнца луч
На голову мне.
Эх, хорошо
Моей голове!

– Сегодня с утра идет дождь, – сказал Женька, – а ты пишешь о солнце. Поднимется смех и все такое. Напиши о дожде. Мол, не беда, что дождь, мы все равно бодры и все такое.
Стал я писать о дожде. Правда, долго не получалось, но наконец получилось:

Льется дождь
На голову мне.
Эх, хорошо
Моей голове!

– Не везет тебе, – говорит Женька, – дождь-то кончился – вот беда! И солнце пока не показалось.
Сел я писать о средней погоде. Тоже сразу не выходило, а потом вышло:

Ничто не льется
На голову мне.
Эх, хорошо
Моей голове!

Женька-редактор мне говорит:
– Смотри, вон солнце опять показалось.
Тогда я сразу понял, в чем дело, и на другой день принес такое стихотворение:

Льется солнца луч
На голову мне,
Льется дождь
На голову мне,
Ничто не льется
На голову мне.
Эх, хорошо
Моей голове!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru