Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2005

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва


Предложения. Текст. Задания

Составляем текст из «перепутанных» предложений

Нетрудно заметить, что представленные упражнения соотносятся с одним из видов заданий ЕГЭ. Однако цель этой публикации не ограничивается подготовкой к Единому государственному экзамену. Собирая маленький текст из «перепутанных» предложений, ученик делает полезные наблюдения: как может начинаться текст (абзац), с помощью каких языковых средств осуществляется «движение мысли», каковы способы и средства межфразовых связей?.. Подобные упражнения не только полезны, но и удобны: ведь текст маленький (если упражнение выполняется на уроке, то это немаловажно). Что касается большого числа заданий, то ученику можно дать возможность выбора.

Выполняя упражнение, школьник может пользоваться закладкой, чтобы обратиться к материалу для самопроверки не сразу, а после того как задание самостоятельно выполнено.

При разработке ряда упражнений были использованы материалы книг: Ю.Н. Караулов. Русский язык и языковая личность. М., 1987. В.В. Колесов. История русского языка в рассказе. М., 1982.

1. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) б, г, в, а;
2) б, а, в, г;
3) б, а, г, в;
4) г, в, б, а.

а) Это вполне естественно, если учесть, что наиболее деятельным временем года у славян, земледельцев и скотоводов, было именно лето.

б) Слово лето в древние времена означало «год».

в) В старом же значении слово лето в настоящее время употребляется только в род. п. мн. ч. в сочетании с числительными начиная с пяти (пять, шесть... сто лет), а также в некоторых устойчивых сочетаниях: человек преклонных лет, на склоне лет.

г) В современном языке сохранились следы подобного словоупотребления в сложных словах: летопись, т.е. запись событий по годам, и летоисчисление.

  • Определите стиль текста и тип речи:

1) художественный, повествование;
2) публицистический, рассуждение;
3) деловой, рассуждение;
4) научно-популярный, рассуждение.

  • Укажите предложения, в которых употребляются синонимы к прилагательному старинный. (б, в.)

  • В каком предложении используется антоним к слову старый? (г, современный).

  • В каком слове букв больше, чем звуков?

1) лето;
2) значение;
3) летопись;
4) славяне.

  • В каком предложении употребляются 2 сложных слова?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Какое предложение является сложноподчиненным?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • В каких предложениях встречаются обособленные приложения? (а, г.)

  • В каких существительных ед. ч. на конце пишется и?

1) в летопис_;
2) в слов_;
3) в запис_;
4) о земледельц_.

2. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) б, г, а, в;
2) а, в, б, г;
3) б, а, в, г;
4) б, в, а, г.

а) Это сочетание слов связано с легендарным образом древнегреческого поэта Эзопа.

б) Эзопов язык – вынужденное иносказание, речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.

в) Именно он является создателем жанра басни.

г) В дальнейшем эзопов язык нашел широкое применение в творчестве русских писателей-сатириков.

  • Какое слово является «лишним» в синонимическом ряду?

1) легендарный;
2) мифический;
3) баснословный (уст.);
4) необыкновенный.

  • Укажите средства связи предложения в с предшествующим предложением в тексте.

1) лексический повтор;
2) синонимы;
3) местоимение, частица;
4) наречие.

  • В каком слове звуков больше, чем букв?

1) намек;
2) речь;
3) басня;
4) язык.

  • В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) образ;
2) сатирик;
3) басня;
4) жанр.

  • В каком предложении сказуемое выражено кратким причастием?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Укажите предложение, в котором есть причастный оборот.

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

3. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) А, в, г, б;
2) г, б, а, в;
3) а, б, в, г;
4) г, а, в, б.

а) Говоря о необходимости внимания к подтексту, вспомним, что Хемингуэй сравнивал содержание произведения с айсбергом.

б) Вот почему можно сделать вывод: именно анализ подтекстовой информации приближает нас к разгадке авторского замысла.

в) Ведь только на одну восьмую часть он возвышается над поверхностью воды, большая его часть, скрытая под водой, т.е. подтекст, и соз-дает, по словам писателя, «величавость движения айсберга».

г) Когда мы хотим понять, как автор относится к героям произведения, мы должны обратить внимание на то, что не высказано писателем прямо, а скрыто в подтексте.

  • Какое слово является «лишним» в ряду синонимов к существительному величавость?

1) величие;
2) величественность;
3) царственность;
4) огромный.

  • Укажите три основных средства связи между предложениями в тексте.

1) лексический повтор;
2) междометие;
3) вводное слово;
4) частицы;
5) неполные предложения.

  • В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) вывод;
2) разгадка;
3) говоря;
4) ведь.

  • В каком предложении есть причастный оборот?

1) а;
2) б;
3) д;
4) г.

  • Укажите три средства языковой выразительности.

1) метафора;
2) сравнение;
3) риторический вопрос;
4) цитирование;
5) анафора.

4. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) а, г, б, в;
2) г, а, в, б;
3) г, б, а, в;
4) а, в, б, г.

а) В наши дни устаревшее название первой буквы алфавита аз продолжает свою жизнь в устойчивых выражениях, фразеологизмах.

б) Аналогично по способу образования и слово алфавит: первая буква греческого алфавита – альфа, а вторая – бета.

в) Так, о человеке, который ничего не знает, ничего не смыслит в каком-либо деле, могут сказать: «Он аза не знает в глаза».

г) Слово азбука образовано от названий первых букв алфавита – аз и буки.

  • Определите стиль текста:

1) официально-деловой;
2) художественный;
3) научно-популярный;
4) публицистический.

  • В каком слове звуков больше, чем букв?

1) альфа;
2) устойчивый;
3) название;
4) который.

Найдите в предложении а слово, морфемный состав которого представлен в схеме:

. (Устаревшее.)

  • Из предложения г выпишите причастие. (Образовано.)

  • Какое сочетание слов является грамматической основой предложения?

1) устаревшее название;
2) образовано от названий;
3) который не знает;
4) ничего не знает.

  • В составе какого предложения есть придаточное определительное?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

5. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) а, г, б, в;
2) а, в, б, г;
3) а, б, в, г;
4) а, г, в, б.

а) Афоризмы, или крылатые слова, – это изречения, выражающие с предельной краткостью какую-либо глубокую мысль в запоминающейся форме.

б) Автор этого афоризма – русский писатель А.П. Чехов.

в) Например, «Краткость – сестра таланта».

г) Но есть такие афоризмы, у которых нет конкретного автора; мы имеем в виду пословицы и поговорки: ведь их автором является сам народ.

  • Определите стиль текста:

1) деловой;
2) публицистический;
3) разговорный;
4) научный.

  • Укажите слово, которое не является синонимом к существительному краткость.

1) лаконичность;
2) афористичность;
3) сжатость;
4) сокращенный.

  • В каком слове все согласные твердые?

1) афоризм;
2) поговорки;
3) талант;
4) мысль.

  • В каком слове нулевое окончание?

1) такие;
2) имеем;
3) автор;
4) является.

  • В каком предложении два причастия?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Укажите сложное предложение с разными видами связи.

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

6. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) г, в, б, а;
2) а, в, б, г;
3) г, а, в, б;
4) г, б, а, в.

а) А что такое добро, если оно настоящее, а не фальшивое, не показное, знают все.

б) Это, наконец, то, что ты сумеешь дать своей стране и миру.

в) Это все хорошее, полезное, что есть в тебе, что ты несешь людям, тебя окружающим, – родителям, товарищам, просто знакомым и незнакомым.

г) Вся история человечества с древнейших веков и до наших дней – это борьба за идеалы добра и справедливости.

  • Определите стиль текста и тип речи:

1) научный стиль, рассуждение;
2) научно-популярный стиль, повествование;
3) публицистический стиль, описание;
4) публицистический стиль, рассуждение.

  • В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) история;
2) настоящее;
3) знают;
4) добро.

  • Какая пара слов не является антонимами?

1) добро – зло;
2) настоящий – фальшивый;
3) знакомый – незнакомый;
4) древний современность.

  • В каком словосочетании слово настоящее – имя существительное?

1) настоящее добро;
2) настоящее время;
3) светлое настоящее;
4) настоящие друзья.

  • В каком предложении есть вводное слово?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • В каком предложении есть причастный оборот?

1) а;
2) б;
3) в;
4) Г.

  • Какое предложение является сложноподчиненным с несколькими придаточными (однородное соподчинение)?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

7. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) б, г, а, в;
2) в, б, а, г;
3) в, а, г, б;
4) г, б, а, в.

а) Но иногда, видимо, необходимо спорить.

б) На мой взгляд, нужно уметь защищать в споре хороший вкус, когда речь идет о музыке, об искусстве, о культуре речи.

в) Говорят, о вкусах не спорят.

г) Когда же это необходимо?

  • Какое слово не является синонимом к глаголу спорить?

1) полемизировать;
2) возражать;
3) спорно;
4) препираться.

  • Укажите слово из синонимического ряда к слову состояния необходимо, которое является стилистически окрашенным (уст. и прост.).

1) надо;
2) должно;
3) надобно;
4) нужно.

  • В каком слове первый звук – звонкий согласный?

1) спорить;
2) когда;
3) вкус;
4) речь.

  • Укажите предложение, в котором есть частица.

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • В каком словосочетании есть ошибка?

1) спорить об искусстве;
2) говорить об истории;
3) говорить об творчестве;
4) рассуждать о будущем.

  • Укажите предложение, в котором нет вводной конструкции.

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Какая характеристика предложения б является верной?

1) предложение сложное;
2) предложение сложноподчиненное;
3) придаточное предложение присоединяется к главному с помощью союзного слова;
4) придаточное предложение осложнено однородными членами.

8. Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) в, г, а, б;
2) б, а, в, г;
3) г, в, а, б;
4) в, а, г, б.

а) Значение этого слова всегда было одно – «хорошая погода».

б) Когда же мы теперь говорим хорошая погода, то не создаем ли мы сочетание слов типа масло масляное?

в) Издавна существовало в русском языке слово погода.

г) И до сих пор в русских деревнях погодой называют лишь хорошую, преимущественно солнечную погоду.

  • Какое слово в синонимическом ряду является «лишним»?

1) издавна;
2) давно;
3) старина;
4) издревле (книжн.).

  • В каком слове количество звуков и букв одинаково?

1) значение;
2) хорошая;
3) всегда;
4) называют.

  • Каким способом образовано наречие издавна?

1) приставочным;
2) суффиксальным;
3) бессуффиксальным;
4) приставочно-суффиксальным.

  • В каком предложении две частицы?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Укажите словосочетание с видом связи примыкание.

1) солнечная погода;
2) существовало в языке;
3) издавна существовало;
4) это слово.

  • Укажите односоставное предложение.

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

9. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) а, г, б, в;
2) б, г, а, в;
3) б, а, г, в;
4) а, в, г, б.

а) Именно с помощью интонации говорящий может передать свое отношение к тому, о чем он говорит.

б) Интонация – это основное выразительное средство звучащей речи.

в) Роль интонации еще и в том, что она выражает конкретный смысл высказывания, придает ему законченность.

г) Например, ребенок может вложить в одно и то же слово мама очень многое – от радости до печали, от призыва до выражения самых разнообразных чувств.

  • Определите стиль текста и тип речи:

1) деловой стиль, рассуждение;
2) публицистический стиль, повествование;
3) научный стиль, описание;
4) научный стиль, рассуждение.

  • В каком слове звуков меньше, чем букв?

1) слово;
2) интонация;
3) чувство;
4) многое.

  • Какое слово является «лишним» в ряду синонимов?

1) печаль;
2) грусть;
3) кручина (народно-поэт.);
4) жалобно.

  • В каком предложении есть вводное слово?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • В каком предложении есть однородные сказуемые?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • В каком предложении в ряду однородных членов есть антонимы?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Укажите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены существительными.

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Правильно объясняется написание то же в предложении г.

1) это союз, пишется слитно;
2) это союз, пишется раздельно;
3) пишется раздельно, т.к. то – местоимение, же – частица;
4) пишется раздельно, т.к. то – наречие, же – частица.

10. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) а, б, г, в;
2) а, г, б, в;
3) а, б, г, в;
4) а, в, б, г.

а) Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир.

б) Ведь знание прошлого – это путь к пониманию современности.

в) Открыв этот мир, мы получаем возможность по-новому увидеть и оценить современность.

г) Наконец, можно сделать вывод: если современность – это итог прошлого, то прош-лое – это еще не развившееся будущее.

  • Укажите слово, у которого есть омоним.

1) знание;
2) путь;
3) мир;
4) итог.

  •  В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) вывод;
2) народ;
3) ведь;
4) знание.

  • В каком слове все согласные звуки глухие?

1) история;
2) итог;
3) сделать;
4) целый.

  • Укажите слово, которое образовано путем перехода одной части речи в другую.

1) увидеть;
2) оценить;
3) прошлое;
4) современность.

  • Какое слово имеет морфемный состав ?

1) будущее;
2) современность;
3) по-новому;
4) знание.

  • Укажите верное объяснение раздельного написания частицы не в последнем предложении.

1) Не с глаголами пишется раздельно.
2) Пишется раздельно, т.к. есть противопоставление.
3) Не с причастиями пишется раздельно.
4) Не с причастием пишется раздельно, т.к. у причастия есть зависимое слово.

11. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) в, г, б, а;
2) б, а, в, г;
3) б, в, г, а;
4) в, б, а, г.

а) Высокая эстетическая значимость произведений нашей классики несомненна, и, вероятно, именно поэтому не уменьшается, а, напротив, растет во всем мире интерес к русской классической литературе.

б) Художественная литература способна воспитывать человека, развивать нас духовно, нравст-венно, доставлять эстетическое наслаждение.

в) Так почему же все-таки русскую литературу XIX века называют классической?

г) Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним: классика – это то, что вечно, что соединяет наше время с прошлым и помогает понять будущее.

  • Какое слово (словосочетание) является синонимом к слову будущее?

1) грядущее (высок.);
2) завтра;
3) судьба;
4) будущие времена.

  • В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) духовно;
2) вечно;
3) будущее;
4) именно.

  • В каком предложении есть два сочинительных союза?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Это предложение является односоставным.

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Это предложение сложносочиненное.

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Укажите верное объяснение пунктуации в предложении а:

1) простое предложение с однородными членами;
2) предложение с вводным словом;
3) сложносочиненное предложение, осложненное вводными словами;
4) простое предложение с вводными словами.

12. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) а, в, б;
2) б, а, в;
3) в, б, а.

а) Но были они совершенно чужды большинст-ву русских людей.

б) Иностранные слова приходили на Русь с незапамятных времен.

в) А для тех, кто ими пользовался иногда, вся сладость и заключалась в том, что они заморские.

  • С каким разделом школьного курса русского языка связана тема текста?

1) фонетика;
2) лексика;
3) морфология;
4) синтаксис.

  • Какое слово не является синонимом к прилагательному заморский?

1) иностранный;
2) далекий;
3) зарубежный;
4) заграничный.

  • В морфемном составе какого слова нет окончания?

1) были;
2) Русь;
3) иногда;
4) времен.

  • В каком слове звуков больше, чем букв?

1) сладость;
2) вся;
3) заморские;
4) иногда.

  • В каком слове все согласные звуки глухие?

1) слова;
2) были;
3) вся;
4) Русь.

  • В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) заморские;
2) чужды;
3) людей;
4) слова.

13. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст (выберите правильный вариант).

1) а, г, б, в;
2) в, а, б, г;
3) в, б, а, г;
4) а, в, г, б.

а) Роль морфологического принципа в орфо-графии очень велика.

б) Основным из них является морфологический принцип, сущность которого в том, что морфема сохраняет единое буквенное написание.

в) В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов.

г) Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип.

  • Определите стиль текста:

1) художественный;
2) деловой;
3) научный;
4) публицистический.

  • В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) роль;
2) принцип;
3) единый;
4) очень.

  • В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) велика;
2) морфема;
3) очень;
4) сущность.

  • В каком словосочетании связь слов – примыкание?

1) единое написание;
2) в основе орфографии;
3) фонетический принцип;
4) очень велика.

  • Характеристика предложения б дана верно:

1) бессоюзное сложное предложение;
2) сложное предложение с разными видами связи;
3) сложноподчиненное предложение с придаточным определительным;
4) сложноподчиненное предложение с двумя придаточными.

14. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить отрывок из по-вести А.С. Пушкина «Дубровский»; подчеркните грамматические основы предложений. (Выберите нужный вариант.)

1) в, г, а, б;
2) б, в, а, г;
3) б, г, а, в;
4) в, а, б, г.

а) Марья Кириловна, не успев одуматься, приняла ее и раскаялась в ту же минуту, но Дубровского не было уже в зале.

б) Однажды, пришед в залу, где ожидал ее учитель, Марья Кириловна с изумлением заметила смущение на его бледном лице.

в) Марья Кириловна пошла в свою комнату, развернула записку и прочла следующее: «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить».

г) Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот, но Дубровский под предлогом головной боли извинился, прервал урок и, закрывая ноты, подал ей украдкою записку.

  • Определите стиль текста и тип речи:

1) художественный стиль, описание;
2) публицистический стиль, повествование;
3) разговорный стиль, повествование;
4) художественный стиль, повествование.

  • С помощью каких языковых средств (укажите три средства) предложение а (в тексте) связано с предыдущим?

1) лексический повтор;
2) местоимение;
3) видо-временная соотнесенность глагольных форм;
4) наречие;
5) вводные слова.

  • Выпишите из предложения Б слова, употребленные в форме, не свойственной современному языку. (Пришед, в залу.)

  • Укажите слово, которое является синонимом к существительному изумление.

1) восторг;
2) удивление;
3) восхищение;
4) недоумение.

  • В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) учитель;
2) минута;
3) однажды;
4) записка.

  • В каком слове все согласные звуки глухие?

1) ручей;
2) успев;
3) беседка;
4) нота.

  • В каком слове нулевое окончание?

1) однажды;
2) прервал;
3) успев;
4) пропела.

  • Из предложения Б выпишите наречие. (Однажды.)

  • Укажите сложноподчиненное предложение.

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Выпишите из предложения в глагол в повелительном наклонении. (Будьте.)

  • Какой частью речи является необходимо?

1) прилагательное;
2) категория состояния;
3) глагол;
4) прилагательное.

  • Выберите правильный вариант продолжения начала предложения Закрывая ноты...:

1) урок был прерван;
2) смущение овладело ею;
3) он подал ей записку;
4) невозможно было продолжать урок.

15. Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить отрывок из повести А.С. Пушкина «Дубровский». (Выберите нужный вариант.)

1) б, а, г, в;
2) в, а, г, б;
3) в, г, а, б;
4) б, в, а, г.

а) Она начинала понимать собственное сердце и признавалась с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза.

б) Жизнь обитателей Покровского была однообразна.

в) Кирила Петрович ежедневно выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну – особенно музыкальные уроки.

г) Он, с своей стороны, не выходил из пределов почтения и строгой пристойности и тем успокоивал ее гордость и боязливые сомнения.

  • Какое слово в ряду синонимов к слову почтение имеет стилистическую помету книжн.?

1) уважение;
2) почтительность;
3) пиетет;
4) почитание.

  • Определите стиль текста и тип речи:

1) художественный, рассуждение;
2) разговорный, повествование;
3) публицистический, рассуждение;
4) художественный, описание.

  • Сколько глаголов прош. вр. несов. в. в тексте?

1) два;
2) три;
4) четыре;
4) пять и более.

  • Какой глагол в предложении г образован приставочным способом? Выпишите его. (Выходил.)

  • Слово равнодушно в предложении а является:

1) наречием;
2) словом состояния (категорией состояния);
3) кратким прилагательным.

  • В каких словах букв больше, чем звуков?

1) чтение;
2) француз;
3) гордость;
4) сердце.

  • В каком слове нулевое окончание?

1) сомнения;
2) равнодушно;
3) ежедневно;
4) жизнь.

  • В каком слове два суффикса?

1) гордость;
2) боязливый;
3) выходил;
4) музыкальный.

  • Какое предложение является сложноподчиненным?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • В каком предложении два разных союза?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • В каком словосочетании тип связи – примыкание?

1) жизнь обитателей;
2) боязливые сомнения;
3) музыкальные уроки;
4) ежедневно выезжал.

  • В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) а;
2) б;
3) в;
4) г.

  • Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения не выходя из пределов почтения...:

1) сомнения овладели ею;
2) боязливые сомнения не волновали ее;
3) он тем успокоивал ее гордость;
4) гордость ее от этого не страдала.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru