Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2005

ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ

М.КРОНГАУЗ


Тысяча и одна задача по семантике

В этом году в издательском центре «Академия» вышло второе издание моего учебника по семантике, а в самом начале следующего года там же должна появиться еще одна моя книга под названием «Семантика: задачи, задания и тесты». Учебник, конечно же, предназначен студентам-лингвистам, слушающим соответствующий курс, а вот вторая книга, по крайней мере задачи и задания, в ней содержащиеся, могут быть интересны и для школьников. Надежду на это мне дал семинар по семантическим задачам, который я проводил в августе этого года в Летней лингвистической школе для школьников. Участники школы в возрасте от 14 до 16 лет с удовольствием решали и разбирали эти задачи.

Именно поэтому я с радостью согласился на предложение газеты «Русский язык» регулярно вести в газете своего рода колонку о семантичес-ких задачах (по форме это колонкой, конечно, назвать нельзя). Я назвал ее «Тысяча и одна задача по семантике», во-первых, потому, что в ней будет много задач, а во-вторых, потому, что всякий раз в начале будут разбираться решения предложенных ранее задач, а в конце будут предлагаться несколько новых задач, но без ответов. Их разбора придется ждать до следующего номера. Так, следуя принципу Шахерезады, я постараюсь сохранить читательское внимание.

В основе моих статей будут лежать задачи из названной выше книги, которые я надеюсь дополнить новыми, придуманными уже специально для газеты. В № 20/2005 уже были опубликованы три мои задачи, и с разбора одной из них я хотел бы начать. Но перед этим необходимо сказать хотя бы несколько слов о том, что такое семантические задачи, для чего они служат и как их можно использовать в учебном процессе.

Поскольку семантика – это наука о значении, то семантическими можно считать такие задачи, в которых требуется обращение к смыслу языковых единиц, причем самых разных уровней и видов – грамматических категорий, морфем, слов, предложений и текстов.

О семантических текстовых задачах надо сказать особо. При их составлении я опираюсь прежде всего на тексты реальные, а не придуманные специально для иллюстрации того или иного лингвистического принципа и использую при этом тексты различных и, я бы даже сказал, как можно более разнообразных жанров: это стихи, анекдоты, парадоксы, репортажи, светская хроника, кулинарные рецепты, интервью, небольшие рассказы или фрагменты художественных произведений, энциклопедические статьи и многое другое. Но любой текст, к какому бы жанру он ни относился, требует от читателя по крайней мере одного – понимания. И именно на это направлены текстовые семантические задачи.

Таким образом, решение текстовых задач опи-рается на одну из главных языковых способностей — понимание текста, а также на умение производить с текстами различные интеллектуальные операции. Крайне важно, что при решении текстовой задачи происходит экспликация языковой интуиции и соответствующих языковых способностей. Решающий должен объяснить свои лингвистические действия, то есть указать те языковые явления, которые помогают ему решать задачу. Решение текстовой задачи подразумевает лингвистические способности в двух смыслах. Во-первых, нужно иметь хорошую языковую интуицию и способности к языковому творчеству, во-вторых, нужно уметь анализировать свою языковую деятельность. Решающий текстовую задачу выступает сразу в двух ипостасях: просто носителя языка (правда, желательно – способного носителя) и лингвиста, его изучающего. Можно сказать, что практическая польза от текстовых задач заключена не столько в поиске правильного ответа, сколько в осмыслении различных языковых возможноcтей и в дальнейшем их обсуждении. В обсуждении могут возникать совершенно непредсказуемые варианты текстовых связей и интерпретаций, и здесь уж точно работает принцип: одна голова хорошо, а две (три, четыре…) лучше. Именно обсуждению предложенной текстовой задачи я и уделю основное внимание. Напомню эту задачу, основанную на коротком стихотворении.

Задача

В задаче использовано стихотворение Екатерины Горбовской «Письмо в Сухуми», строки которого перемешаны. Предлагается восстановить авторский порядок, используя, естественно, не только семантические категории.

1. Вспоминать и говорить.
2. Встав потом...
3. Как Вы встали на колени,
4. Как мы ели чахохбили,
5. Как мы пили «Ахашени»,
6. Как отряхивали брюки,
7. Можно будет повторить,
8. На груди сложивши руки –
9. Неужели Вы забыли,
10. Так – крестом,
11. Только что теперь об этом
12. Я опять приеду летом –

Решение

Помочь решить эту задачу могут не только внутритекстовые семантические связи, но и знаки препинания, сохраненные в условии в конце строк, и некоторые поэтические закономерности, прежде всего рифма.

Как в любой задаче на установление порядка предложений (в данном случае – строк), можно сразу выделить кандидатов на первое место – позицию начала (или зачина) текста. Не годятся на эту роль (или по крайней мере маловероятны) строки 1, 2, 7, 10, 11. Кроме того, легко заметить, что после строки 9 должны следовать строки, начинающиеся с как, просто потому, что больше ничего не подходит. Придаточные предложения с как зависят от глагола забыли.

Таким образом, основная проблема – восстановить порядок четырех строк, начинающихся со слова как. Две из этих строк выделяются тем, что с ними по смыслу тесно связаны другие строки, очевидным образом следующие за ними. Так, мы получаем две цепочки: {[Как Вы встали на колени,] – [На груди сложивши руки –] [Так – крестом]} и {[Как отряхивали брюки,] – [Встав потом...]}1 . Эти цепочки следуют именно в такой последовательности, так как предложения 8, 10, 6 и 2 составляют стихотворную строку (с рифмой abab), тем более что такой порядок действий кажется наиболее логичным: сначала встать на колени, а потом отряхнуть брюки.

После этого становится ясно, что предыдущая строфа, и она же первая строфа стихотворения2 , состоит из строк 9, 4, 5 и 3. Но вот порядок строк [Как мы ели чахохбили,] и [Как мы пили «Ахашени»,] едва ли можно установить на основании только смысла (хотя, конечно, естественнее вставать на колени после выпитого бокала, а не после съеденного блюда – это все же более романтично). Более важными оказываются критерии ритма и рифмы. Автор выбирает более энергичный и запоминающийся вариант (рифмовка а – а, б – б). С семантической же точки зрения оба варианта следует считать приемлемыми.

В последней строфе непосредственно связаны между собой строки 11 и 1, и 12 и 7, причем они следуют друг за другом именно в таком порядке: 11 – 1 и 12 – 7, что видно хотя бы из знаков препинания. В строках 11 – 1 содержится отсылка и к предыдущему тексту, и к предыдущим событиям (об этом вспоминать и говорить), и поэтому они должны следовать непосредственно за строкой 2, а строки 12 – 7 завершают все стихо-творение.

Итак, наиболее естественный и действительно авторский порядок строк таков: 9 – 4 – 5 –
3 – 8 – 10 – 6 – 2 – 11 – 1 – 12 – 7. Для наглядности можно привести все стихотворение целиком.

Екатерина Горбовская.

«Письмо в Сухуми»

Неужели Вы забыли,
Как мы ели чахохбили,
Как мы пили «Ахашени»,
Как Вы встали на колени,
На груди сложивши руки –
Так – крестом,
Как отряхивали брюки,
Встав потом...

Только что теперь об этом
Вспоминать и говорить.
Я опять приеду летом –
Можно будет повторить.

В заключение нужно привести также возможные варианты решения, не совпадающие с авторским текстом. Допустимой (хотя и не вполне удачной), как уже сказано, следует признать перестановку строк 4 и 5. Кроме того, упомяну два неудачных, но смешных варианта, реально встретившихся при решении этой задачи в Летней лингвистической школе. Один вариант предложил взрослый мужчина, поставив строку [Можно будет повторить] сразу за строкой [Как мы пили «Ахашени»,], впрочем, о порядке других строк он не успел подумать. И странную пессимистическую концовку предложила наша молодая коллега: 12 – 7 – 11 – 1, однако в ней присутствует некоторая аномалия. Строки 11 и 1 отсылают к чему-то прошедшему (из-за глагола вспоминать), а никак не к будущему лету.

На этом обсуждение текстовой задачи можно закончить и перейти к новым задачам, разбор которых будет напечатан в следующем номере. Для разнообразия отвлечемся от текстовых задач и обратимся к другим языковым единицам – словам.

Я приведу десять однотипных задач с одинаковым условием.

Задание. Вычеркните одно лишнее по смыслу слово. Что есть общего у оставшихся четырех? Сколькими способами можно вычеркнуть лишнее слово так, чтобы четыре оставшихся были объединены общим семантическим признаком?

Новые задачи

Задача 1

мука, перец, сахар, снег, соль

Задача 2

бегемот, кенгуру, лев, собака, стул

Задача 3

диван, кресло, скамейка, стул, табуретка

Задача 4

актриса, зайчиха, корова, лисица, львица

Задача 5

воробей, дракон, крокодил, пчела, самолет

Задача 6

брести, везти, ехать, идти, ползти

Задача 7

ветхий, глупый, наглый, упрямый, щедрый

Задача 8

бояться, любить, ненавидеть, презирать, хандрить

Задача 9

ворчать, зевать, икать, кашлять, чихать

Задача 10

блеять, бормотать, мурлыкать, мычать, ржать


1 В принципе возможна также связка На груди сложивши руки – Встав потом…
Здесь, однако, есть по крайней мере три возражения. Во-первых, столкновение двух деепричастных оборотов слишком громоздко. Во-вторых, в этом случае странно выглядит знак «тире». В-третьих, непонятно, к чему тогда относится строка 10: Так – крестом.

2 Оставшиеся четыре строки не могут быть начальными, потому что отсылают к чему-то, сказанному выше (об этом в строке 11).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru