Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

СТОЛБУНОВА София Витальевна СТОЛБУНОВА София Витальевна


Как построить нетрадиционный урок русского языка

Учебный план курса

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Виды игровой деятельности. Элементы игровой деятельности на каждом уроке. Урок-игра как эмоциональная разрядка. Типы уроков-игр. Перечень тем, которые можно отрабатывать с помощью игровых технологий. Алгоритм построения уроков по игровой технологии.

18

Лекция 2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Развитие критического мышления — составляющая личностно ориентированного обучения. Базовая модель технологии. Типы уроков: работа с информационным текстом, работа с художественным текстом.

19

Лекция 3. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. (Продолжение.) Типы уроков: взаимообучение, дискуссия, письмо, урок-исследование.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до 15 ноября 2005 г.).

20

Лекция 4. Групповая работа на уроке русского языка. Проблема комплектования групп. Распределение ролей в группе. Социометрическая характеристика класса. Техника работы в группах.

21

Лекция 5. Дискуссия, дебаты на уроке русского языка. Дебаты как педагогическая технология. Организация дебатов на уроке. Дискуссионные темы. Методическая разработка дебатов на тему: «Русская орфография: хорошая или плохая?».
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до 15 декабря 2005 г.).

22

Лекция 6. Концентрированное обучение, или уроки-«погружения». Понятие об уроке-«погружении». Организация концентрированного обучения русскому языку (модели). Урок – «погружение» в фонетику.

23

Лекция 7. Интегрированные уроки русского языка. Интегративность образовательного процесса. Русская словесность. Интеграция: русский язык – история, русский язык – история искусств, русский язык – информатика, русский язык (научный стиль речи) – любой предмет.

24

Лекция 8. Метод проектов на уроках русского языка. Понятие о проективном методе. Проект газеты, журнала. Проект «Мультфильм своими руками». Проект «Мой учебник русского языка».

Итоговая работа представляется в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2006 г.

Лекция 8. Метод проектов на уроках русского языка

Понятие о проективном методе.
Проект газеты, журнала.
Проект «Мультфильм своими руками».
Проект «Мой учебник русского языка»

Новое – это хорошо забытое старое. Эта истина в полной мере относится к проективному методу, который возник еще в начале ХХ века в США. Американский философ и педагог
Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании. Значит, чрезвычайно важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, проблема, для решения которой ему необходимы новые знания – те, что еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой сотрудников активно использовал проективный метод и пытался внедрить его в практику преподавания. Однако выяснилось, что при таком обучении учащимся не удавалось овладеть системой знаний в той или иной области. Как часто у нас бывает, вместе с водой выплеснули и ребенка – и уже в 1930-е годы советская школа была полностью переведена на традиционное обучение, потеряв опыт проективного метода, в то время как в зарубежной педагогике он продолжал развиваться в рамках альтернативного образования.

В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов, под которым понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда) (см. Информационное письмо МОРФ № 585/11-13 от 12.04.2000 г.).

Проективная деятельность относится к образовательным технологиям, преодолевающим «школярство» и формализм школы. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится одним из компонентов вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней: проективная деятельность стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и показывает практическое применение полученных знаний.

Проекты различаются по характеру доминирующей деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный); по предметно-содержательной области (монопроект/межпредметный); по количеству участников (индивидуальный/парный/групповой/коллективный/массовый); по продолжительности (краткосрочный/длительный); они могут осуществляться в пределах одного класса, школы, города, региона, страны, всего мира.

Принято считать, что проекты можно использовать только в дополнительном образовании, поскольку классно-урочная система с ними не сочетается. Однако это не так.

Мы покажем, как воплощается проективный метод в рамках уроков русского языка.

ПРИМЕР 1

Развитию творческого потенциала детей способствуют проекты по созданию журналов, газет, иллюстрированных сборников стихов и прозы. Такой проект проходит несколько этапов.

I. Этап первый – поисково-исследовательский

Учитель формирует цели и задачи, идею проекта, руководит аналитической работой учащихся.

Учитель. Каждое солидное учебное заведение имеет свой орган печати. Есть такой и в нашем колледже: это газета учеников, учителей и родителей «Русский центр». Сегодня мы с вами узнаем, что собой представляет журнал, какие могут быть в нем рубрики, распределим обязанности и попробуем представить, как будет выглядеть очередной номер журнала.

Ученики обсуждают, как может выглядеть очередной номер журнала, посвященный, например, началу учебного года (осенний выпуск), какие там могут быть странички. Обычно ученики предлагают разделы: «Поздравляем», «Поэтическая страничка», «Сказка за сказкой», «Литературный дебют», «Школьная энциклопедия», «…не вырубишь топором», «Учитель глазами учеников», «Интервью у школьной доски». Распределяются обязанности: корреспонденты работают над интервью, авторы – над оригинальными произведениями в прозе и стихах, художники – над иллюстрациями к статьям в журнале. Ответственный редактор формирует «редакционный портфель» и отбирает лучшие материалы для публикации.

II. Этап второй – технологический

Участники проекта на этом этапе выполняют первичные наброски, готовят тексты. Это может быть как домашняя работа, так и классная, спланированная в рамках уроков по развитию речи. На уроке русского языка учитель знакомит учеников с такими жанрами, как очерк, репортаж, путевые заметки, интервью, фельетон, а затем лучшие материалы в этих жанрах публикуются в журнале. Найдут свое место в журнале и оригинальные поэтические и прозаические произведения юных авторов. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта, помощника.

III. Этап третий – практическая реализация проекта

Ученики самостоятельно работают над оформлением журнала, верстальщик текста набирает его, корректор – вычитывает текст, исправляет ошибки, художник иллюстрирует тексты. Журнал (газета) может быть размещен в электронном виде на сайте школы. Вот отрывок из рубрики

«…НЕ ВЫРУБИШЬ ТОПОРОМ»

  • «Пень облепили две опяты».

  • «У бедных крестьян не хватает на еду, а на жизнь тем более...»

  • «Крестьянам приходилось продавать свои плоды жизнедеятельности по очень низким ценам».

  • «Крестьяне, жившие вокруг, отличались оригинальной раскраской, красотой орнамента».

  • «Обломов женился на женщине, у которой главным достоинством были локти».

  • «До того, как Обломов закрылся у себя дома, у них со Штольцем были одинаковые желания».

IV. Этап четвертый – внесение необходимых изменений

Выпускающий редактор редактирует номер журнала, еще раз проверяет орфографию и пунктуацию (можно с помощью компьютерных программ).

V. Этап пятый – заключительный

Представление проекта читателям (в форме презентации, отзывов о журнале, читательской конференции).

Обычно к проектной деятельности привлекают учащихся старших классов. Но мы считаем, что и в среднем звене можно приобщать детей к созданию проектов. Так, в 5-м классе при изучении темы «Родная земля в стихах и прозе русских писателей и поэтов XIX века» возможен проект, интегрированный с такими предметами, как литература, изобразительное искусство, технология (проект разработан учителем русского языка и литературы НОУ «Гуманитарный колледж» Каменской Т.Г. в 2002 году).

Результатом такой работы становится иллюстрированный сборник собственных стихов учеников.

Цели и задачи проекта: развить творческий потенциал детей; формировать умение работать в команде; формировать чувство патриотизма.

Технологическая карта проекта

Этап
проектной деятельности

Алгоритм
деятельности учащихся

Алгоритм
деятельности учителя

1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы

Выбор вида проектной деятельности из предложенного руководителем (урок-концерт или иллюстрированный сборник стихов). Знакомство с целями и задачами выбранного вида проектной деятельности: в ходе анализа литературных образцов осознать красоту и величие родной земли, сформировать индивидуальное отношение к героическому прошлому своей Родины. Материал: тексты, предложенные в учебнике-хрестоматии. Анализ тематики, проблематики, использование художественно-изобразительных средств. Подбор литературных произведений по данной теме

Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею проекта исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Руководит аналитической работой с литературными образцами. Помогает систематизировать материал, сделать выводы о значении и индивидуально-авторском восприятии родной земли

2. Технологический – выполнение запланированных тренировочных упражнений

Лингвистическая работа: подбор эпитетов, сравнений, метафор, сочинение стихотворений на заданные рифмовки. Художественно-оформительская работа: выполнение набросков иллюстраций к сборнику

Контролирует, корректирует выполнение заданий

3. Практическая реализация проекта: подбор материалов, инструментов и приспособлений для исполнения работы

Самостоятельная работа над созданием литературно-поэтического текста. Создание иллюстративного материала для поэтических текстов. Распределение ролей (художники-оформители, технический редактор) и оформление проектов

Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей

4. Внесение необходимых изменений

Литературная правка: работа с орфографией и пунктуацией, работа со стилистикой и смысловой наполняемостью стихотворного текста

Контролирует, координирует, корректирует деятельность учащихся

5. Заключительный этап (презентация проекта)

Представление своего проекта; самооценка проекта и взаимооценка работ участников проекта

Помогает готовить презентацию, помогает сделать выводы о значении проективной деятельности

В результате совместного труда появляется сборник стихов, пусть слабых, ученических, но зато самостоятельно написанных.

Ярославская сторонка,
Ярославская земля,
Все леса, поля и Волга –
Это Родина моя.

(А.Рощин)

Золотые купола,
Голубое небо
И зеленая трава –
Мирно и спокойно.

А ведь были времена:
И бои, и войны,
Но светили купола
Воинам достойным.

(Н.Федоров)

Синие озера, зеленые леса,
Самолета белая в небе полоса.
Голубые реки, на траве – роса.
На солнышке сверкает острая коса.
Купола над церковью, песни соловья –
Все это любимая Родина моя!

(А.Рощин)

ПРИМЕР 2

Проект «Мой учебник русского языка» предлагается ученикам для индивидуального исполнения. По сути дела, в ходе реализации этого проекта у ученика возникает собственная рабочая тетрадь по русскому языку, которая способствует не только более полному усвоению материала, но и индивидуализирует учебный процесс.

На подготовительном этапе методом «мозгового штурма» ученики совместно обсуждают, какой может быть структура учебника по русскому языку, какие материалы могут быть использованы, какая существует справочная литература. Обсуждается и вид учебника; некоторые ученики предлагают электронный вид, особенно те, у кого плохой почерк. В результате обсуждения создается запись, например, следующего содержания:

1. Краткое определение лингвистического явления «своими словами». Вопросы, которые я задам учителю и одноклассникам.
2. Иллюстративный материал из произведений художественной литературы.
3. Диктант (или упражнение) на изучаемое явление.
4. Творческая работа на изучаемое явление.
5. Работа над ошибками.
6. Кроссворды, игры, шутки на лингвистические темы.

На втором этапе – технологическом – каждый из учеников подбирает цветовую гамму для своего учебника, выбирает форму предъявления (рукописная или набранная на компьютере), привлекает необходимый справочный и дидактический материал.

Практический этап может продолжаться несколько лет. Если учебник создается с 5-го по
9-й класс, то 5 лет (длительный проект), если в 10–11-х классах – 2 года. В процессе практической реализации проекта происходит и его презентация, так как на уроке ученики могут обмениваться «учебниками», проводить по ним взаимодиктанты, викторины и игры.

Если исполнение такого проекта покажется вашим ученикам слишком сложным, то можно предложить им только творческую часть проекта, взяв за основу рабочую тетрадь, например, по орфографии, фрагмент которой представлен ниже.

1. Правописание сложных существительных, начинающихся с пол-, полу- («половина») (орф. № 49)

Слитно

Пол + согласный
(но не л)
Полу +

Через дефис

Пол + гласный
Пол + л
Пол + Большая буква

Задание. Дополните слова по образцу, определяя, как нужно писать – слитно или через дефис.

Образец: голова – полголовы.

Арбуз; лист; лимон;
Ярославль; зал;
апельсин; яблоко;
литр; лектор;
Европа; Америка;
тень; месяц.

Чтобы лучше запомнить, как нужно писать такие слова, выучите песенку «Радионяни».

Я пришел из школы – мамы дома нет.
На столе оставлен для меня обед.
Полбатона хлеба, полсудка борща
И на сковородке ровно пол-леща.

Вот теперь нам стало ясно,
не забудем никогда:
Слово пол- с любой согласной
Слитно пишется всегда,
Слитно пишется всегда.

У меня сегодня был такой обед:
Полкило варенья, полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой,
Я еще не мертвый, но полуживой.

Перед л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово пол- – любому ясно –
Отделяется чертой,
Отделяется чертой.

Задание. Составьте словарный диктант со словами, начинающимися с пол-, полу-. Продиктуйте его своему соседу по парте.

Задание. Сочините веселый рассказ о приключении части слова пол-. Запишите его в тетрадь и проиллюстрируйте.

2. Правописание сложных прилагательных (орф. № 62–63)

Слитно

Колхоз – колхозный.
Железная дорога – железнодорожный.

Через дефис

Русский и английский – русско-английский.
Северо-запад – северо-западный.
Светло-голубой (оттенок цвета).

Задание. Запишите сложные прилагательные в таком порядке:

1) прилагательные, обозначающие оттенки цветов;

2) прилагательные, образованные путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и;

3) прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис;

4) прилагательные, образованные на основе словосочетаний.

Выпукло-вогнутый; тянь-шаньский; овцеводческий; фиолетово-красный; равнобедренный; серебристо-белый; кисло-сладкий; северо-восточный; медико-инструментальный.

Задание. Раскройте скобки, объясните правописание прилагательных. Подберите к прилагательным подходящие существительные.

(Англо)немецкий; (молочно)восковая; (остро)умный; (журнально)газетная; (парусно)гребное; (равно)сторонний; (бело)снежный; (рельсо)прокатный; (желто)ротый; (второ)сортный.

Задание. Вставьте дефис в слова или напишите слитно следующие прилагательные. В скобках объясните свой выбор.

Горно(лыжный); буро(желтый); русо(волосый); юго(восточный); паро(ходный) каре(глазый); красно(коричневый); бело(лобый); изжелта(оранжевый).

Задание. Подберите к данным прилагательным существительные. Правильно напишите прилагательные.

Торгово(промышленный) _________; северо(западный) _________; бело(каменный) _________; широко(лиственный) _________ больше(ротый) _________; черно(волосый) _________; светло(кожий) _________.

Контрольное списывание

В ГОСТЯХ

Катя пок_зала мне кв_ртиру. В одной комн_те жила она с мамой. В к_бинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит пр_бор. Ч_рнильница предст_вляет собой б_родатую голову в шишаке, пепельница – (древн_)русскую рук_вицу. Под шишаком находятся ч_рнила, и Николаю Антоновичу пр_ходится м_кать перо прямо в череп б_гатыря. Это пок_залось мне странным.
В гостиной между окнами пом_щается книжный шкаф. Я никогда еще (не)видел столько книг сразу. Над шкафом в_сит поясной п_ртрет м_ряка с широк_м лбом, (с,з)жатыми челюстями и (светло)серыми живыми глазами.
Потом Катя пок_зала мне м_рской комп_с – очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором к_чалась чаш_чка, а в чаш_чке под стеклянным колпаком – стрелка. Стрелка к_чается и одним конц_м с якорем показывает на север.

(По В.Каверину)

Примечание. Шишак – в старину: металлический шлем с острием, заканчивающимся шишкой (бугорком).

Задание. Устройте в классе конкурс, кто больше всех запишет и назовет прилагательных, обозначающих оттенки цвета.

Задание. Выпишите из учебников по математике, биологии, географии все сложные прилагательные, входящие в состав терминов, например, равнобедренный треугольник. Составьте с этими сочетаниями диктант и проэкзаменуйте своего соседа по парте.

А теперь можно и отдохнуть в комнате смеха.

КОМНАТА СМЕХА

Ася. Боря, ты читал программу телепередач на неделю? Есть что-нибудь новенькое?
Боря. Есть – для моей коллекции. Вот посмотри: фильм «Бобака Баскервилей»
Ася. Это о ком же, неужели так о собаках? Я лучше другой посмотрю – «Ее звали Никитина-2».
Боря. Это, наверное, наш, русский, вариант «Никиты». А вот в названии фильма «Кара небесная» сумели даже заменить букву р на к.
Ася. Это что же получилось?
Боря. Догадайся, мол, сама!

Вопросы и задания для самопроверки

1. Когда впервые возник проективный метод и с какими именами он связан?
2. Кратко изложите суть проективного метода.
3. Приведите примеры проектов.
4. Охарактеризуйте предложенные в лекции проекты по признакам: монопроект/межпредметный; по количеству участников; по характеру доминирующей в проекте деятельности.

Литература

Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении. ШТ, № 5/2002.

Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат.М., 2000.

Информационное письмо МОРФ № 585/11-13 от 12.04.2000 г.

Безрукова  В. Образовательные технологии: Ориентиры для выбора. ДШ, № 8, 1999.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред.
Е.С. Полат. М., 2000.

Итоговая работа для слушателей курсов повышения квалификации «Как построить нетрадиционный урок русского языка»

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Вам необходимо выполнить итоговую работу по одной из предложенных тем и выслать ее до 28 февраля 2006 года по адресу: ул. Киевская, д. 24, г. Москва, 121165. Педагогический университет «Первое сентября».

Итоговая работа предполагает систематизацию и обобщение знаний, полученных в результате изучения лекционного материала, и применение их на практике при подготовке учебно-методических материалов и проведении урока с использованием новых педагогических технологий.

Для получения зачета необходимо выполнить итоговую работу в полном объеме, а именно: разработать план-конспект урока по одной из предложенных тем; подготовить материалы для работы с учащимися; провести открытый урок.

К материалам итоговой работы необходимо приложить справку (акт о внедрении новых педагогических технологий), заверенную в вашем образовательном учреждении (форма справки высылается вместе с отзывом на первую контрольную работу).

Оценка работы будет производиться по системе «зачет/незачет».

Темы итоговой работы (на выбор)

1. Игра на уроке русского языка.
2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
3. Групповая работа на уроке русского языка.
4. Дискуссия, дебаты (методическая разработка урока).
5. Урок-погружение.
6. Интегрированный урок.
7. Метод проектов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru