Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2005

Я ИДУ НА УРОК

Е.Ю.  ВАЖНОВА,
школа № 770,
Южный округ,
г.  Москва


О глаголе

Систематизация изученного с привлечением фольклора

6-й класс

Цели урока:

  • овладеть знаниями о глаголе и его грамматических признаках;

  • научиться правильно писать глаголы и употреблять различные их формы.

ХОД УРОКА

1.

 Русские народные сказки помогут нам вспомнить сведения о глаголе и его грамматических признаках.

Выпишите глаголы из предложений.

а) Возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны.
б) Взяли братья мечи булатные, сели на добрых коней и поехали.
в) Стемнело, а Ивану не спится.
г) Спрятался он под калиновый мост и караулит.
д) А братья ничего не слышат.
е) Из-за вашего сна я головой поплатился бы.
ж) Иван захватил горсть песку и бросил своему супротивнику прямо в глазищи.

Укажите глаголы, имеющие следующие признаки:

– несоверш. вида, переходн., II спр., наст. вр., в ед. ч., 3-м лице;
– соверш. вида, переходн., в ед. ч., прош. вр., мужcк. рода;
– несоверш. вида, непереходн., II спр., в ед. ч., 3-м лице, наст. вр., в безличном значении.

Какая морфологическая категория глагола свидетельствует о действии, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле, или о действии возможном, желаемом?

Приведите примеры глаголов, употребленных в изъявительном, условном и повелительном наклонениях.

2.

И вновь на помощь к нам спешат герои сказки, но не простой, а лингвистической. Помните Ивана, Епифана и Тимоню? Кто из братьев понравился вам больше?

(На доске размещены портреты сказочных героев: Епифан лежит на печи, Тимоня указует перстом, Иван идет вперед, держа топорик в руках.)

Вспомните, какие глаголы любят употреблять братья, и распределите данные в три группы, поместив их под портретами.

Иван
наколет
засеет
выполняю

Епифан
пошел бы
сразился бы

Тимоня
снаряжайся
доставь
ступай

Блицопрос:

а) Глаголы какого наклонения изменяются по временам?

б) Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени?

в) Глаголы какого наклонения употребляются обычно в форме 2-го лица ед. и мн. числа?

3.

А Иван-то где, ребята?
Ох, Ивану трудновато!
Камень на его дороге,
Обойдется ль без подмоги?
Брат Иван пошел сражаться –
Нам без дела грех слоняться!

Так последуем совету народной пословицы.

Осилишь задачу – найдешь удачу!

Сгруппируйте пословицы по видам орфограмм в глаголах:

1) -тся – -ться в глаголах;
2) е – и в окончаниях глаголов;
3) не с глаголами.

(Задание выполняется по вариантам и проверяется по образцу.)

Без смелости (не)возьмешь и крепости.
Русский ни с мечом, ни с калачом (не)шутит.
Лежебоке и солнце не в пору всх_дит.
Правдой мир держ_тся.
И мудрому человеку совет требует(ь)ся.
Будете друг за друга держат(ь)ся – можете ничего не боят(ь)ся.
На печи (не)храбрись, а в поле (не)трусь.
Доброе дело само себя хвал_т.
Вместе и беда легче переносит(ь)ся.
Кто работы не боит(ь)ся, у того она и спорит(ь)ся.
Сердце вид_т раньше глаз.
Правду рукой (не)закроешь.
Хочется есть, да (не)хочется лезть.
Без ветра и трава не колыш_тся.
Дело мастера боит(ь)ся.

4.

Индивидуальные задания.

Продолжите каждый ряд глаголами, подходящими по смыслу. Обозначьте орфограммы в окончаниях глаголов.

Иван трудится, добивается, ...
Епифан мечтает, ленится, ...
Тимофей командует, повелевает, ...

Замените словосочетания глаголами, обозначьте орфограмму в суффиксах.

Отдавать команды – командовать.
Предъявлять требования – ...
Отдавать приказы – ...
Давать советы – ...
Идти в атаку – ...
Воздавать честь – ...

Добавьте в каждую строку по 5 примеров слов того же типа. Какое отношение эти слова имеют к теме «Глагол»? Какие примеры связаны только с этой темой?

Меч, ночь, рощ, ...
Хорош, могуч, ...
Беречь, жечь, ...
Говоришь, читаешь, ...
Режь, умножьте, ...
Встаньте, сядьте, ...

5.

Попробуйте справиться все вместе с самым трудным испытанием. Прослушайте концовку сказки, выпишите из предложений глаголы, начертите схемы предложений, а затем восстановите текст. (Частично задания можно распределить между отдельными учениками. Можно предложить подобрать пословицу, которая украсила бы концовку сказки.)

На реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Потемнело в чистом поле.

Иван выскочил из-под моста, поднял змея да со всего размаху ударил его о сырую землю. Рассыпался он мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял.

А Иван с братьями вернулся домой. С тех пор они вместе поле пашут, рожь да пшеницу сеют. А люди в том краю без страху живут, Ивана с братьями славят.

6.

Домашнее задание.

Проанализируйте свою работу на уроке. С какими заданиями справляться было труднее? Составьте свое упражнение, используя материалы тех упражнений учебника, которые вы считаете наиболее важными для повторения (10–12 предложений).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru