Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2006

ИГРАЕМ ВСЕРЬЕЗ

М.А. КРОНГАУЗ,
г. Москва

Продолжение. См. N№ 22, 23/2005


Тысяча и одна задача по семантике

Выпуск 3

В прошлый раз читателю для решения предлагались задачи, посвященные типичным семантическим признакам. Иначе говоря, в условии формулируются не обязательные семантические признаки, а такие, которые обычно (как правило) характеризуют соответствующие предмет, явление или действие, а также связанные с ними стандартные ассоциации и коннотации. Скажем, лягушка в нашем представлении зеленая, а помидор красный, хотя в действительности встречаются лягушки и помидоры других цветов (в частности, бурые лягушки и зеленые помидоры). Именно поэтому в условиях задач встречаются слова типа «обычный», «характерный» и подобные. Выбор слова производится только из предложенного ряда (пять-шесть слов), так что решению задачи не препятствует возможное наличие в русском языке еще какого-то слова, удовлетворяющего сформулированным требованиям.

Задача 1

Что обычно бывает круглым, зеленым и сладким:

а) огурец;
б) крокодил;
в) апельсин;
г) арбуз;
д) перец?

Обычно круглым, зеленым и сладким бывает г) арбуз. Типичный апельсин не зеленый (зеленый же апельсин, то есть неспелый, не бывает сладким), огурец, крокодил и перец по крайней мере не круглые.

Задача 2

Рыба плавает, но не мяукает. Кошка, наоборот, мяукает, но не плавает. А для какого существа характерны все три следующих действия – жалит, шипит, откладывает яйца:

а) комар;
б) змея;
в) курица;
г) оса;
д) утконос?

Все три действия – жалить, шипеть, откладывать яйца – характерны для б) змеи. Достаточно сказать, что комар, курица, оса и утконос не шипят. Кроме того, важно заметить, что курица не откладывает яйца, а несет их. Итак, ответ – змея.

В условии первых двух задач предлагаются характерные признаки. Соответственно, при решении из рассмотрения исключаются слова, для значения которых они нехарактерны. В других же задачах используется также прием зачеркивания характерных признаков. Иначе говоря, в условии констатируется отсутствие у искомого слова некоторого признака, и тем самым из возможного списка правильных ответов исключаются слова, обладающие данным признаком.

Задача 3

– У меня дома завелись, тьфу, забыл, как называются.

– Насекомые?
– Да.
– Ползают?
– Да.
– Страшные?
– Очень.
– Кусаются?
– Нет.
– С усами?
– Вроде да.
– Так это же:

а) ящерицы;
б) тараканы;
в) муравьи;
г) клопы;
д) мухи.

В этой задаче сочетаются указания на наличие и на отсутствие того или иного признака у искомого слова. И наличие, и отсутствие признака позволяют, как уже сказано, сужать круг данных в условии слов. Если насекомые, то не ящерицы. Если не кусаются, то не клопы и скорее не муравьи. Если страшные и с усами, то тараканы (мухи и муравьи уж точно не страшные). Таким образом, ответ – б) тараканы.

Задача 4

У Маши был велосипед, а у ее брата Пети не было. Однажды Петин сосед, возвращаясь домой, увидел, что тот катается на Машином велосипеде.

– Чей это велосипед? – спросил сосед.
– Теперь мой, – ответил Петя.
– Как так? – удивился сосед.
– Вот так.
– На время?
– Навсегда.
– Ты забрал его тайком?
– Нет.
– Силой?
– Нет, Маша сама отдала.
– Ты дал за него денег?
– Нет.

И Петя рассказал, что он велосипед

а) одолжил;
б) купил;
в) отнял;
г) выменял;
д) украл.

Из предложенных глаголов приобретения, или завладения, мы по очереди зачеркиваем один за другим. Если не на время, то не одолжил: одалживают обязательно на какое-то время. Если взял не тайком, то не украл. Если взял не силой, то не отнял. Если не за деньги, то не купил. Из всего ряда, таким образом, остается единственный глагол. Ответ – г) выменял. Таким образом, этот глагол мы определяем по остаточному принципу, для него нехарактерно все, сказанное выше.

Задача 5

Сережа жалуется Лене на свое состояние.

– Мне было плохо. Я испытывал какое-то странное чувство.
– Ты чего-то боялся?
– Нет.
– Тебе все было неинтересно?
– Нет, не было.
– Это было сильное чувство?
– Да.
– У него были какие-нибудь причины?
– Нет.

Лена сумела определить, что это

а) грусть;
б) отчаяние;
в) скука;
г) тревога;
д) тоска;
е) хандра.

Из предложенных слов со значением состояния мы так же, как и в предыдущей задаче, по очереди зачеркиваем одно за другим. Если не боялся, то это не тревога (она связана со страхом). «Все неинтересно» характеризует скуку. Таким образом, это и не скука. Из оставшихся слов грусть и хандра не являются сильными чувствами: грусть может быть и сильной, и слабой, хандра же скорее всегда слабое чувство. Наконец, у отчаяния, безусловно, должна быть причина. Из предложенного ряда остается единственное чувство. Ответ – тоска (оно может иметь причину, но не обязательно).

Задача 6

Андрей пожаловался Ивану, что, разговаривая по телефону, не мог понять собеседника.

– Ты знаешь, он как-то странно говорил.
– Слишком громко?
– Нет.
– Слишком тихо?
– Нет.
– Как будто был простужен?
– Да нет, скорее как будто…

Тут Иван понял, что собеседник Андрея

а) сипел;
б) хрипел;
в) шамкал;
г) гнусавил;
д) шептал;
е) кричал.

В задаче предлагаются на выбор несколько глаголов, называющих «странную», «нестандартную» речь. Для каждого из них характерен определенный признак, по которому он отклоняется от нормальной речи. Каждый из вопросов Ивана предлагает такой признак, а каждый отрицательный ответ Андрея позволяет исключить из рассмотрения один или более глаголов.
Итак, из глаголов «нестандартной» речи мы зачеркиваем один за другим. Поскольку речь была не чрезмерно громкая, то можно исключить глагол кричать. Поскольку речь была не чрезмерно тихая, то можно исключить глагол шептать. Наконец, тот факт, что говорящий не был «как будто простужен», позволяет исключить сразу три глагола: это не сипеть, не хрипеть, не гнусавить (последний глагол означает особый носовой призвук, возникающий, в частности, при заложенном носе). Таким образом, остается единственный глагол. Для него также характерно отклонение от нормы по определенному признаку, который, однако, не был упомянут в вопросах. В последней реплике Андрей, видимо, хотел назвать этот признак, то есть сказать: «Как будто у него нет зубов». Ответ – шамкал.

Задача 7

Лена все допытывалась у Сережи, как он к ней относится.

– Хорошо?
– Да.
– Ты ко мне относишься как к коллеге по работе?
– Нет.
– Как к товарищу?
– Нет.
– Но это серьезное чувство?
– Да.
– Это связано с моим умом, знаниями и моральными качествами?
– Не очень.
– Ты переживаешь, что я нравлюсь другим мужчинам?
– Вроде нет.

Лена догадалась, что Сережа ее

а) ценит;
б) любит;
в) уважает;
г) ревнует;
д) презирает.

Из глаголов отношения мы снова зачеркиваем один за другим. Если хорошо, то это не презирает. Если не как к коллеге по работе или к товарищу, то скорее неуместно ценит. Если это не связано с умом, знаниями и моральными качествами, то едва ли имеет смысл говорить об уважении. Наконец, то, что Сергей не переживает по поводу отношения к Лене других мужчин, означает, что он не ревнует. Остается единственный глагол. Ответ – любит.

На этом обсуждение этих задач можно закончить и перейти к новым задачам, разбор которых будет напечатан в следующем номере. В новых задачах также предлагается ряд слов, из которого надо выбрать одно подходящее, но этот выбор основывается исключительно на сочетаемости слов. Вниманию читателей предлагаются семь задач.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Это можно разжечь. Может разгореться, а может угаснуть. Может пылать. Что это:

а) дрова;
б) костер;
в) спор;
г) фонарь;
д) страсть?

Задача 2

Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это:

а) авторитет;
б) вещь;
в) любовь;
г) честь;
д) яблоко?

Задача 3

В это можно бить, а можно лезть. Перед этим можно стоять, но нельзя сидеть. Что это:

а) гонг;
б) глаза;
в) метро;
г) очки;
д) лицо?

Задача 4

За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести, и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это:

а) дело;
б) лестница;
в) перила;
г) победа;
д) ум?

Задача 5

Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это:

а) кости;
б) мозги;
в) труба;
г) ум;
д) щеки?

Задача 6

Это можно раскрыть, но нельзя закрыть. В этом можно держать и хранить, но нельзя носить. Что это:

а) ящик;
б) чемодан;
в) дом;
г) секрет;
д) замок?

Задача 7

Это бывает больным, а бывает мокрым и пустым. На этом можно уложить, а можно на это поставить. Что это:

а) печень;
б) кровать;
в) место;
г) стол;
д) вид?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru