Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2006

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

Секция «Воспитание коммуникативной культуры учащихся»

С.В.  ЦВЕТКОВА,
школа № 17,
г. Петушки,
Владимирская обл.


Развитие речи учащихся на уроке и во внеурочное время

Еще в начале педагогической деятельности (а это было лет 30 назад) передо мной встал вопрос, как сделать так, чтобы каждая встреча моих детей с русским языком была радостью, пробуждала желание мыслить, т.е. трудиться.

Хочу остановиться на отдельных уроках, где рассматривается роль частей речи в развитии коммуникативной компетенции учащихся.

Рассмотрю фрагмент урока в 5-м классе, где шло обучение употреблению в речи личных местоимений. Сочинения, написанные пятиклассниками о запомнившемся дне летних каникул, пестрят словом я. Неверно пользуются дети личными местоимениями в поздравительных открытках и пригласительных билетах. С маленькой буквы пишут Вас, Вам и притяжательное местоимение Ваш.

Простейшие, вполне доступные детям виды работы, прививающие навыки культурного обращения, повышают интерес к языку как к средству общения между людьми, орудию культуры. Анализирую сочинения с неумеренным использованием местоимения я. Это нескромно и невыразительно. Исправляем тексты. Предлагаю ученикам привести пример такого случая, когда, произнося слово «я», человек проявляет мужество, честность.

– Я один выполнял это задание командира. Больше никто не виноват.
– Я никогда больше не поступлю так. Простите меня.

(Из высказываний учащихся)

Составляем текст пригласительного письма учительнице начальных классов.

Дорогая Любовь Николаевна! Приглашаем Вас на концерт, посвященный Дню учителя. Мы ждем Вас в актовом зале школы 5 октября, в 12.00. Спасибо Вам за все.

Ваши ученики

Можно легко объяснить, почему невозможно использовать местоимения в качестве обращений, например: «Эй, ты!» или «Вы, пойдете сегодня на футбол?». Это не только грубо, но и безграмотно, так как местоимение не называет лица, а обращение – слово, называющее того, к кому обращаешься с речью. Можно предложить ученикам вспомнить стихи с местоимениями и определить их значение.

Синтаксические категории (обращение, вводные слова, однородные члены, сложные предложения и т.д.) таят в себе богатые возможности для развития речи учащихся. Я очень люблю работать с синтаксическим материалом, так как здесь постоянно соприкасаешься с интонацией. Обучение интонации считаю одной из главных задач современной школы. Слово становится по-настоящему живым тогда, когда зазвучит. В звучащем слове передаются чувства человека к предмету речи. Текст может оставить слушателя равнодушным, если он будет прочитан монотонно, невыразительно. В связи с этим я всегда вспоминаю отрывок из письма М.Лермонтова В.Лопухиной: «О, как я хотел бы Вас снова увидеть, говорить с Вами, потому что звук Вашей речи доставляет мне удовольствие и облегчение».

Изучая языковую тему «Обращение», ученики должны почувствовать, «как работает» обращение, как оно повышает образность, эмоциональный настрой речи, как становится средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью. Часто только одним обращением можно показать, что говорящий – доброжелательный, мягкий человек или, наоборот, злой, недовольный. Изучая данную тему, я предлагаю детям исследовательскую работу (как на уроке, так и вне урока) на тему «Роль обращений в лирике Пушкина», в повести «Капитанская дочка», в стихах С.Есенина (предлагают сами дети), в «Песне про купца Калашникова» М.Лермонтова и в других произведениях. Дети делают выводы о том, что есть обращение с авторской оценкой («Мой первый друг, мой друг бесценный!», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»). Есть обращения с положительной и отрицательной оценкой, обращения-метафоры и обращения-олицетворения.

Письменная работа – исследование «Обращение в нашей жизни» (в телефонных разговорах, в приветствиях, в речи дикторов радио и телевидения, в письмах А.Пушкина, А.Горького).

Работаем над созданием своего письма. Учащиеся сами выбирают адресата (письмо другу, маме, вновь избранному губернатору, президенту, письмо в детство и др.).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru