Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2006

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

Секция «Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла»

ТЕКСТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

С.А. МЕЛЬНИКОВА,
Оргтрудовская СОШ,
Камешковский р-н,
Владимирская обл.


Пропедевтический курс
«Словесность» – с четвертого класса

Принимая 5-й класс, словесник сталкивается каждый раз с одними и теми же трудностями – плохой техникой чтения, выражающейся не в недостаточном количестве слов, прочитанных за минуту, а в непонимании того, что прочитано, в акцентологических ошибках, в том числе и совершенно невероятных логических ударениях, в неправильной интонации и т.д. Все это и становится главным препятствием в успешном обучении пятиклассника анализу текста, работе с лингвистическими текстами, создании своих текстов – словом, в том, что принято называть коммуникативной компетенцией школьника. Наблюдения за будущими учениками еще в 3-м классе привели к выводу, что ребята нуждаются не только в уроках чтения, но и в работе с текстом как таковым. Так родилась идея проводить факультативные уроки словесности, которые ведутся не с 5-го, как обычно, а уже с 4-го класса. Была поставлена цель: добиться главного, что является залогом повышения интереса к родному слову, – удивления.

Первым шагом стало неявное наблюдение за каждым ребенком: как он говорит, как читает.

Другой важный момент – отбор текстов для работы. На наш взгляд, идеально подходят для достижения поставленных целей стихи. Рифма, ритмическая организация текста – неплохой помощник при чтении, а изобразительно-выразительные средства, нехарактерные для речи бытовой, обыденной, прозаической, способны вызвать интерес и удивление ребят. Приведем пример работы со стихотворным текстом Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер». Эти стихи вызвали искренний интерес учащихся.

Какой большой ветер напал на наш остров!
С домишек сдул крыши, как с молока пену!
И если гвоздь к дому пригнать концом острым,
Без молотка сразу он сам войдет в стену!
Сломал ветлу ветер, сровнял в саду грядки,
Аж корешок редьки из почвы сам вылез,
И, подкатясь боком к соседнему саду,
В чужую врос грядку и снова там вырос!

А шквал унес в море десятка два шлюпок,
А морякам горе – не раскурить трубок,
А раскурить надо, да вот зажечь спичку –
Как на лету взглядом остановить птичку!
Какой большой ветер, ах, какой вихрь!
А ты глядишь нежно, а ты сидишь тихо...
И никакой силой тебя нельзя сдвинуть,
Скорей Нептун слезет со своего трона.
Какой большой ветер!..

Работу начинаем с выразительного чтения стихотворения (в слабом классе первый раз текст может прочесть учитель).

Какой большой ветер!.. Как вы думаете, какое чувство скрыто в этом восклицании? Да, конечно, это не ужас, а удивление, восхищение. Докажите это примерами из текста. Как же нужно прочитать этот текст?

Текст читают несколько раз разные ученики. Цель – наблюдение над интонацией, достижение адекватного авторскому чувству восхищенного восклицания (Ах, какой ветер!).

– Давайте все-таки проверим, правильно ли мы предположили, что ветер вызывает удивление, восторг. Сделать это нетрудно. Ведь текст Новеллы Матвеевой – не просто стихи, это песня. Послушаем ее и подтвердим или опровергнем свое мнение о чувстве, лежащем в основе стихотворения. Конечно, нам поможет музыка (используем песню на кассете «Песни нашего века»).

– Значит, мы были правы. Невозможно не услышать восторга в музыке и исполнении песни.

– Теперь посмотрим, какие конкретно слова, словосочетания, предложения в тексте рисуют нам эту величественную картину «большого ветра».

Дети обращают внимание на предметный ряд текста, находят развернутые сравнения, метафоры. На данном этапе работы – а это пятый урок курса – не обязательно вводить все термины, обозначающие тропы, мы делаем это постепенно. Предполагается, что основные тропы и фигуры речи четвероклассники полностью усвоят к концу учебного года.

– Если бы вам предложили нарисовать ветер, каким бы он предстал на вашем рисунке? Можно ли вообще нарисовать ветер?

Путем беседы-диалога выясняем, что нарисовать ветер нельзя, можно нарисовать образ ветра. Так вводим понятие художественного образа, которое будем расширять на протяжении всего курса.

– Образ на рисунке вы будете создавать красками, образ в музыке создан звуками. А чем создан образ в художественном тексте?

«Словами», – обычно отвечают дети. Здесь уместно начать разговор о «Слове, которое шло по тропинке...». «Тропинка» – дорога тропов.

– Куда же, по-вашему, могло прийти слово по «тропинке»? Правильно, к образу. Рисуем простенькую схему, которая будет сопровождать нас на протяжении всей работы в году:

Этой схемой мы будем пользоваться и при создании своих текстов – стихотворных и прозаических. Здесь возможен и обратный порядок работы: от художественного образа – к слову (через интонацию, тропы и т.д.). Вообще одним из главных принципов организации работы с четвероклассниками мы считаем предоставление полной свободы самовыражения: их жизненный (в том числе и вербальный) опыт порой явно недостаточен для точного определения их ощущений, для «проговаривания» их чувств. Поэтому на уроках словесности мы практикуем обращение и к живописным опытам («Нарисуй радость» или наоборот: «Расскажи, что нарисовал!»), и к музыке. Иногда для того, чтобы «пошел» анализ, чтобы возникло желание поделиться мыслями о тексте, мы... поем, как с удовольствием пели «Какой большой ветер!». И этот эмоциональный заряд не пропал даром: некоторые дети взялись за сочинение своих песенок. А с теми, кто еще не совсем эмоционально «проснулся» или просто не очень уверен в своих силах, мы пели известную песню Берковского «У Пети был веселый гусь...», последовательно заменяя гуся щенком, оленем, быком и т.д., соответственно, сочиняя свой текст-продолжение. При такой организации урока не осталось ни одного ребенка, не охваченного радостью творчества. Итогом урока словесности стало обретение радости, предвкушение ее, что, закрепившись в подсознании («Словесность, текст – это здорово, это интересно!»), несомненно, даст свои плоды в дальнейшем.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru