Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2006

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

Секция «Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла»

ТЕКСТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

В.П. ФИЛИМОНОВ,
Осиповская СОШ,
Ковровский р-н,
Владимирская обл.


О курсе «Из жизни сказки»

Определяющей стороной курса является то, что все его содержание предлагается освоить через анимационное и игровое кино – то есть в форме кинопроизведений, поставленных на сценарной основе мифов и обрядов разных народов, на основе фольклорной и литературной сказки, а также детской литературы.

Обращение к киноискусству концептуально определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, аудиовизуальная информация, в том числе и художественная, завоевывает все большее коммуникативное пространство жизни человека в детстве и отрочестве. Через призму этой информации современный ребенок, подросток обращается к литературе, таким образом приспосабливая ее для своего восприятия. Для нашего юного современника видеоинформация – гораздо более привычный канал связи с миром, чем письменное слово. С другой стороны, зрительская культура подростка не очень высока.

Современные школьники, поглощая теле- и киноинформацию, имеют очень приблизительное представление, например, об истории отечественного и мирового киноискусства, о классиках кинематографа, о классиках детского анимационного и игрового кино, о специфике кинообразности, попросту не владеют азами кино- и видеограмоты. Поэтому в рамках пропедевтического курса «Из жизни сказки» происходит знакомство с крупнейшими режиссерами-аниматорами, классиками детского кино, со спецификой анимационного (рисованного и объемного) образа на экране и т.п. Синтетическая природа искусства неизбежно привлекает на занятия курса произведения других искусств: музыки, живописи и т.д.

Во-вторых, именно в младшем школьном возрасте еще возможно целостное восприятие мира, образное мышление преобладает на этом этапе развития человека, что позволяет использовать всю воздействующую силу зрительного изображения, то есть кино- или видеообраза.

Учащиеся начальной школы далеко не всегда владеют словом в его письменной форме, часто с трудом осваивают литературные тексты. В этих случаях киноискусство является каналом последовательного введения ребенка в мир литературы. Вот почему на занятиях курса предлагается использовать пересказ кинопроизведений.

Это означает, в-третьих, что киноизображение становится своеобразным гидом в жизни младшего школьника на пути освоения слова, в том числе и слова письменного, через которое и в форме которого к нам обращена классическая культура XVIII и XIX веков. Знакомство с кинопроизведением обращает ученика к оригинальному литературному (или фольклорному) тексту, а часто именно отсюда и начинается знакомство с фильмом.

Просмотр и последующее обсуждение кино- или видеофильма в ходе занятия должны предваряться знакомством с фольклорно-мифологическими или литературными оригиналами. Неизбежно происходит сопоставление оригиналов и созданных на их основе фильмов: что изменяется в оригинале на его пути к экрану, каким видит оригинальный литературный или фольклорный текст автор анимационной или игровой экранизации.

В ходе занятий ученики выполняют разнообразные творческие задания, чаще всего в игровой форме, что позволит более ярко выразить их понимание и толкование увиденного и услышанного с экрана. Чаще всего это использование изобразительных форм: иллюстрирование фольклорных и литературных произведений, рисование, лепка мультипликационных персонажей, наброски мультипликационного «сценария», фантазии на тему и т.п.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru