Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А. ПЕРЕПЕЛКИНА,
г. Черноголовка,
Московская обл.


Комплексные проверочные работы

По материалам учебника под редакцией М.М.  Разумовской (§ 6–28)

8-й класс

Предлагаемые задания охватывают 7 тем*:

  • «Типы словосочетаний»;

  • «Способы выражения подлежащего»;

  • «Типы сказуемых»;

  • «Постановка тире в приложении и между членами предложения»;

  • «Виды односоставных предложений»;

  • «Однородные члены предложения»;

  • «Обращение».

Задание 1

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания и объясните их.

1. Синтаксис от греч. построение соч_тание порядок раздел языкознания изучающий способы соед_нения слов и форм слов в словосоч_таниях и предложениях.

2. Словосоч_тание синтаксическая к_нструкц_я образуемая соед_нением двух или более зн_менательных основ.

3. Инт_нация от лат. громко произносить ритмико(мел_дическая) сторона устной речи служащая для выражения смысла высказывания.

4. Подлежащее может быть выражен_о другими частями речи употреблен_ыми в значени_ существительного.

5. Орф_эпический сл_варь это справочник по литературному произн_шению и ударению.

6. Обращение это слово или словосоч_тание обозначающее того, к кому или к чему адресован_а (обращен_а) реч_.

7. Вводные конструкции это слова, словосоч_тания и предложения, при помощ_ которых говорящий выражает свое отношение к сообщ_емому.

8. Вставные конструкции на письме выделяют_ся тире или скобками, а в устной речи более отч_тливо выражен_ой интонацией.

Задание 2

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, обведите кружком номера, под которыми записаны словосочетания.

1) Сидеть (на)верху;
2) на станци_;
3) увлече_но говорить;
4) весело и интересно;
5) разг_релась з_ря;
6) бли_ко (от)меня;
7) грам_атическая основа;
8) в предложен_;
9) в (н_)проходимом лесу;
10) бор_тся и п_беждает;
11) об_щ_ние помоч_;
12) реч_ка бл_стит;
13) сквозь ин_й;
14) (в)течени_ дня;
15) (по)весен_ему свежий.

Задание 3

Вариант А

Вставьте пропущенные буквы, укажите тип словосочетания: у – управление, с – согласование, п – примыкание.

1) Восьмой урок;
2) б_жать к озеру;
3) л_теть к нам;
4) пр_везти от зн_комого;
5) говорить в_лнуясь;
6) нач_ть читать;
7) г_стить у друга;
8) св_ркая на снегу;
9) третий слев_;
10) дв_жение на д_роге.

Вариант Б

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, укажите тип словосочетания: у – управление, с – согласование; п – примыкание.

1) (Н_)пр_кращающийся дождь;
2) поз_но ночью;
3) (по)зимнему холодно;
4) ув_личь (в)трое;
5) переписать (на)бело;
6) (н_)много легкомыслен_ый;
7) (н_)пр_вычно тихо;
8) рас_казывать (н_)торопясь;
9) жаркое (по)домашнему;
10) (по)осеннему скучно.

Задание 4

Обведите кружком номера предложений, в которых выделенные шрифтом слова являются словосочетаниями.

1. Костры полыхали багрово.

2. Деревья жалобно стонали.

3. Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке. (А.Пушкин)

4. Бабушка говорила обстоятельно и долго.

Задание 5

Определите способы выражения подлежащих в предложениях. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. У плетня заросшая кр_пива обр_дилась ярким перл_мутром. (С.Есенин)
2. Спит земля в с_янье голубом. (М.Лермонтов)
3. Он заст_нал, как человек, и опр_кинулся.
4. Б_льной стал быстро п_правлят_ся.
5. Окружающие с_дели молча.
6. Двадцать ч_тное число.
7. Читать книги огромное удовольствие.
8. Двое друзей собрались в пут_шествие.
9. Руслан и Людмила извес_ная поэма.

Задание 6

Вставьте пропущенные буквы. Определите типы сказуемого: простое, составное именное, составное глагольное.

1. К_рабль од_нокий н_сется. (М.Лермонтов)
2. И стали три пальмы на Бога р_птать. (М.Лермонтов)
3. О, я как брат обнят_ся с бурей был бы рад! (М.Лермонтов)
4. Бабушка стала говорить с соседкой.
5. День был солнечный.
6. Алмазов вернулся д_мой радос_ный и счас_ливый.

Задание 7

Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

1. Пауза обязательный элемент предложения.
2. Солотча извил_стая (н_)глубокая реч_нка.
3. Подлежащее главный член предложения.
4. Язык тот(же) океан.
5. Алфавит г_ниальное изобр_тение человека.
6. Арктика это северная (около)полюсная обл_сть з_мли.
7. Пятью дев_ть (сорок)пять.
8. Уч_ного учить только портить.
9. Наш долг чес_но защ_щать Родину.
10. Он мой друг.
11. Жизнь прекрасна и уд_вительна.
12. Пруд как бл_стящая сталь.
13. Бедность (не)порок.

Задание 8

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. В_ется улица(змея). (В.Маяковский)
2. В городе(крепости) мы осмотрели выставку.
3. Чижа захлопнула зл_дейка(западня). (И.Крылов)
4. Цветы с золотыми лепестками(лучами).
5. Женился он на женщине(враче).
6. Строитель(бет_нщик) стал солдатом(сапером).
7. Сидят любители(рыболовы).
8. Стала рож_(матушка) в колос метат_ся. (Н.Некрасов)
9. Ильмень(озеро) уже близко.
10. Писателей(классиков) изучают в школе.

Задание 9

Вариант А

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Определите вид односоставных предложений.

1. Ос_длаю коня коня быстрого...
2. Во глубине сибирских руд хр_ните гордое т_рпенье. (А.Пушкин)
3. Поднимите ваши гордые, строгие глаза.
4. Слышу, слышу ровный стук (н_)подкованных к_пыт.
5. Вихрем помчался (в)след за орлом.
6. Люблю тебя Петра тв_ренье! (А.Пушкин)
7. Забудь заботы и п_чали.
8. В тихий дом войдеш_ (не)стучась.
9. По радио об_явили посадку.
10. Подали грузопод_емники.
11. Берег расчищают.
12. На деньги ума (н_)куп_ш_.
13. Чужим умом умен (н_)буд_ш_.
14. Без труда (не)вын_ш_ и рыбки из пруда.
15. Ц_плят по осени сч_тают.
16. (В)скач_ землю (не)пашут.
17. С разбором выб_рай друзей.
18. Сделавши худо (не)жди добра.
19. Л_жачего (не)б_ют.
20. Ему взгрус_нулось.
21. Под вечер подморозило.
22. Понаехало гостей.
23. Друзей нет.
24. Дверь не открыть.
25. Скоро нам уезжать.
26. На озеро съездить (не)пришлось.
27. Было жарко.
28. Об экзаменах сообщ_но.
29. Холодом веет.
30. Звезды над полями глуш_ над к_мышами.

Вариант Б

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Определите вид односоставных предложений.

1. Нет конца тропинкам.
2. И далеко еще до первых зимних бурь. (Ф.Тютчев)
3. У в_езда туда всегда многолюдно.
4. Трудно это представить.
5. Птиц (н_)где не было.
6. Это невозможно.
7. Все было затоплен_о.
8. Сколько вору (н_)воровать – кнута (н_)м_новать.
9. Сколько веревку (н_)вить, а концу быть.
10. (Не)всему верь что слыш_ш_.
11. Свое потеряв чуж_е не ищут.
12. Пр_гляди за своим и потом за чуж_м.
13. Зав_рил кашу так не жалей масла.
14. На одном гвозде всего (не)повес_ш_.
15. Не догл_д_ш_ оком заплат_ш_ боком.
16. Тиш_ безлюдье вокруг. (И.Никитин)

Вариант В

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, найдите односоставные предложения, определите вид.

1. Батюшка сказал мне Прощай Петр.
2. Улыбнитесь Маша продолжал Веретьев.
3. Рыхлая почва готова сейте покуда весна.
4. Потом их отпускают и они летят куда положен_о.
5. Когда(ж) постранствуеш_ воротиш_ся домой и дым отечества нам сладок и приятен. (А.Грибоедов)
6. Снявши голову по волосам (не)плачут.
7. М_нуй нас пуще всех п_чалей и барский гнев и барская любовь. (А.Грибоедов)
8. (Н_)пр_з_рай совета (н_)чьего но прежде выслушай его.
9. Бывает зайдеш_ в глухое место сядеш_ на пень отдохнуть.
10. Любишь катат_ся люби и саночки в_зить.
11. Что написан_о п_ром (н_)выруб_ш_  т_п_ром.
12. (Не)давши слова кр_пись а давши д_ржись.
13. Д_рен_ому коню в зубы (не)смотрят.
14. На р_гоже сидя о с_б_лях (не)рас_уждают.

Задание 10

Вариант А

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложения.

1. Митраша выучился у отца делать деревян_ую п_суду б_ч_нки шайки л_ханки.

2. И бл_щ_т все в т_ржествен_ом п_кое
Л_зурь н_бес и море голубое.

(Ф.Тютчев)

3. И гам лесной и шум нагорный
Все втор_т весело громам.

(Ф.Тютчев)

4. И деревья и трава и цветы все дышало свежестью.

Вариант Б

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложения.

1. Вот уж_ снег последний в поле та_т.
Теплый пар восход_т от з_мли
И кувшинч_к синий расцв_та_т
И з_вут друг друга жур_вли.

(А.Н. Толстой)

2. Д_лины сохнут и п_стреют
Стада шумят и с_ловей уж_ пел в безмолви_ н_чей.

(А.Пушкин)

3. (В)низу Арагва и Кура
Обвив к_ймой из с_ребра
Подошвы свеж_х остров_ов
По корням ш_пчущ_х кустов
Бежали дружно и легко.

(М.Лермонтов)

4. Р_няет лес б_грян_ый свой убор
Ср_брит мороз увянувшее поле
Пр_глян_т день как(будто) (по)неволе
И скроет_ся за край окружных гор.

(А.Пушкин)

Вариант В

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложения.

1. И ярк_м зол_том и чистым серебром
Зм_ились обл_ков прозрачных оч_ртанья
Над разг_равш_мся к_азалося Днепром
Струилися от волн и трав бл_гоуханья.

2. Холодный спокойный блеск разлит по реке.
3. Покл_нились мы (н_)ловко (н_)торопливо.
4. Тропинка извил_стая и скользкая и каменистая.
5. Встать ни свет ни з_ря.
6. Вам ни пуха ни пера!
7. (Не)было ни друзей ни врагов.
8. Вид_т око да зуб неймет.
9. Х_зяин уд_вился однако промолчал.
10. Надо купить либо овощи либо фрукты.
11. Огонь то разг_рался то затухал.
12. Хотелось (не)то плакать (не)то см_ят_ся.
13. Ш_л то(ли) дождь то(ли) снег.
14. (Н_)было н_ пищи_ ни воды.
15. Такого сердечного смеха и песни и пляски такой за деньги (н_)купиш_. (Н.Некрасов)

Задание 11

Вариант А

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Обведите кружком номера односоставных предложений, определите их вид.

1. Дорогие гости милости просим.
2. Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. (С.Есенин)
3. Что ты голубчик задумчив сидиш_?
4. Как смееш_ ты наглец (не)чистым рылом (з,с)десь чистое мутить питье мое? (И.Крылов)
5. Но люблю тебя родина кроткая. (С.Есенин)
6. Пылай камин в моей пустын_ой келье! (А.Пушкин)
7. (В)перед чужой беде (не)смейся голубок. (И.Крылов)
8. Звездочки ясные звезды высокие!
9. Узнаю тебя жизнь. (А.Блок)

Вариант Б

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Обведите кружком номера односоставных предложений, определите их вид.

1. А ты бы милый Соловей ты знаешь всех ты б уб_юкивал их песенкой своей.

(И.Крылов)

2. Быть может лес_ная надежда
Укаж_т буду_щий (не)вежда
На мой прославлен_ый портрет
И молвит то(то) был поэт.

(А.Пушкин)

3. Ну братцы атаманцы давайте расх_дит_ся.
4. О скоро ли мой друг настанет срок разлуки?
5. О юность легкая моя! (А.Пушкин)
6. Он был о море твой певец! (А.Пушкин)
7. Родина св_тая какое сердце не др_жит тебя бл_г_словляя.
8. Разбуди меня завтра рано о моя т_рпеливая мать! (С.Есенин)
9. О первый ландыш (из)под снега ты просиш_ солнечных лучей.


* Автор несет ответственность за верность цитирования. (Ред.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru