Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Т.КУРАЕВА,
Свердловская обл. г.  Лесной


Уметь общаться без конфликтов

Открытый урок

Пояснительная записка

Это второй-третий уроки в системе уроков по законам бесконфликтного общения (на первом уроке были даны теоретические знания, второй-третий уроки – тренинги). Урок интегрированный (проводится совместно с психологом).
Тема актуальна, так как толерантность должна быть одной из главных черт современного человека, от умения не конфликтовать или выйти из конфликта, пойти на компромисс, принять конструктивное решение зависит не только наше дело, достижение цели, но и здоровье.
Коммуникативные навыки нужны нам каждый день.
Психолог помогает оценить ту или иную ситуацию общения, найти выход, в том числе и на уровне речи. Ролевая игра, моделирование ситуаций максимально приближают к жизни теорию общения, поэтому материал усваивается легко.

Тема: «Законы бесконфликтного общения»

Тип урока: урок-тренинг, интегрированный (совместно с психологом), 2-часовой.

Цели:

предметно-информационные:

1) дать понятие жанровых особенностей выражения несогласия, комплимента, извинения;
2) вырабатывать умение анализировать и контролировать речевую ситуацию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

деятельностно-коммуникативные:

3) практическое применение законов и правил общения в ходе создания ситуативно уместного текста;
4) приобретение знаний, приемов выхода из конфликта, правил речевого воздействия на слушателя;

нравственно-ориентационные:

5) пополнять словарный запас;
6) вызывать доброжелательность, желание мастерски владеть речью, так как это обеспечивает полную адаптацию личности в любых социальных условиях.

Оформление:

доска:

1) эпиграф урока: «Успех зависит на 15% от знаний и на 85% – от умения общаться с людьми, “подать себя”» (Д.Карнеги);
2) таблица «Речевое общение»;
3) таблица «Кувшин эмоций»;

на столах:

1) памятки И.А. Стернина;
2) учебное пособие: Матвеева. 15 уроков по культуре речи.

I

Учитель. (Организационный момент, эмоциональный настрой, целеполагание.) Я рада общению с вами, давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся, настроимся на доброжелательный контакт. Вся наша жизнь проходит в общении, и цель урока – приобретение таких знаний и умений, которые помогут нам в любой ситуации речевого общения чувствовать себя комфортно. Мы общаемся, воздействуя речью на мысли и чувства окружающих, отстаивая свою точку зрения, считаясь с мнением других, соблюдая этические нормы, используя законы психологического общения.

Психолог. (Связь с изученным материалом, мотивация.) Сегодня мы с вами еще раз поговорим о законах бесконфликтного общения, которые мы вывели на прошлом уроке. Напомните их. (Ученики перечисляют законы.) Мы сегодня будем искать способы, приемы, с помощью которых можно контролировать ситуацию, то есть не допускать столкновения (конфликта) или уметь найти из конфликтной ситуации выход. Для чего нам это нужно? (Меньше ссор – меньше стрессов; больше доброжелательности – больше конструктивных решений для достижения наших целей.)

II

Учитель. (Анализ речевой ситуации, кадры видеофильма.) Посмотрим кадры из фильма «Доживем до понедельника» с обычной ситуацией: учительученики. Ваша задача:

1) объяснить, пренебрежение какими законами бесконфликтного общения привело к конфликту;

2) используя какие приемы бесконфликтного общения, учитель и ученики выходят из конфликта?

III

  • Обсуждаем первую речевую ситуацию, используя таблицу (внизу).

Вывод: причина конфликта – игнорирование детской позиции (слышу только себя).

  • Обсуждаем вторую речевую ситуацию. Что изменилось?

Вывод: выход из конфликта – извинение.

Справедливое замечание влечет за собой извинение.

  • Подумайте над формулами извинений и запишите их в тетрадь.

  • Формулы извинений можно еще посмотреть в учебнике (с. 158).

Общий вывод (закрепление материала, работа с книгой, запись в тетрадь).

IV

Учитель. (Групповая работа, ролевая игра.) Я просила вас придумать речевую ситуацию, которая доходила бы до конфликта, а объяснять ее будут аналитики: психолог, лингвист, социолог.

Запись в тетрадь:

1) Первая ситуация:

  • Ваши замечания?

  • Какой закон нарушен?

Психолог. Вывод: замечания тоже нужно уметь делать, это особый жанр. Виды замечаний: приказание, угроза, оскорбление, намек, замечание, крик, недоумение, просьба, совет.

  • С какими замечаниями вы сталкивались?

  • Какие замечания вы считаете справедливыми и воспринимаете без обиды?

  • Кому не следует делать замечания ни при каких условиях?

  • Какие профессии связаны с обязанностью делать замечания?

  • Какие условия снимают возможность замечаний? (Культура поведения, выполнение работы, речь, общая образованность, интеллект.)

Запись в тетради: «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» за 1889 г. (с. 157, учебник Матвеевой.)

  • Как можно выразить согласие и несогласие?

  • Каким оно может быть?

Психолог. (Моделирование ситуаций.)

  • Посмотрите рекомендации И.А. Стернина «Так говорить нельзя».

  • Какое несогласие мы слышим каждый день? (Категорическое.)

  • Влияет это на нас?

  • Посмотрите приемы смягчения отрицательных оценок (с. 145, 148 учебника).

Вывод: люди не любят непрошеных советов и отрицательных оценок, но, если это необходимо, надо уметь их давать.

2) Вторая ситуация: прием на работу.

  • Что такое комплимент? (Похвала, лестные слова, одобрительный отзыв, правда.)

  • Комплименты любят все, поэтому их нужно учиться делать, важно, чтобы лестное замечание не превратилось в льстивое. В чем разница? (Правда и ложь.)

  • Скажите комплимент любому в этой аудитории.

  • Посмотрите памятку И.А. Стернина «Запреты в области комплиментов».

Вывод: вовремя сделанный комплимент – надежный выход из конфликта, он помогает увидеть в других хорошее.

3) Третья ситуация: очередь, человек берет без очереди, реакция ругательства.

  • Какой закон нарушен?

  • Многие психологи сегодня утверждают, что ругательства полезны. Составьте свое мнение, используя материал учебника (с. 122).

  • Что перевешивает? (Вред!)

  • Предложите выход из ситуации. (Ирония, просьба.)

  • Какая может быть просьба? (Не оставляющая или оставляющая возможность отказа, настойчивая, просьба-приказ, прямая или косвенная.)

Закрепление

  • Как просить? (Обращение по имени; начинать не с просьбы, а с комплимента; заранее выразить благодарность; мотивировать просьбу; выбрать форму просьбы, уместную в данной ситуации; выбрать соответственный тон.)

Учитель. (Домашнее задание.)

  • Обратитесь с просьбой к любому человеку.

Вывод: нельзя использовать грубую лексику, тон, нельзя настаивать на просьбе.

V

Библиотекарь. Прочитайте рассказ В.Солоухина «Под одной крышей». Найдите выход из конфликта, проанализировав ситуацию.

Учитель. Какую литературу можно использовать? Что есть в нашей библиотеке?

Андреев В.И. Конфликтология. Казань, 1992.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1989.

Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.

Стернин И.А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1993.

Психолог. Давайте проанализируем памятку И.Стернина «Запреты в ситуации общения» (cм. с.14), сделаем выводы об общих правилах бесконфликтного поведения.

VI

Учитель. (Эмоциональный итог: музыкальная запись.) Предлагаю вам тесты.

1) «Легкий ли вы собеседник?»

2) «Моя устойчивость к стрессу».

3) «Кувшин эмоций».

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Пригодятся ли вам эти сведения в жизни? (Обращение к эпиграфу.)

  • Оценки. Благодарность.

  • Песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Приложения

 1. Таблица «Речевое общение».
2. Памятка И.А. Стернина.
3. Кувшин эмоций.

Приложение

Запреты в ситуации общения. Рекомендации

Так говорить нельзя!

– Сто раз тебе повторять, что ли?
– Тысячу раз уже сказано...
– Каждый день одно и то же.
– Вечно ты всех перебиваешь!
– Ты всегда так...
– Ты можешь хоть раз промолчать?
– Никогда не сделаешь то, что надо!
– Все люди как люди, а ты...
– Всюду свой нос суешь!

Приемы смягчения отрицательных оценок

– Вопрос-сомнение.
– Формулы смягченного отрицания.
– Уравновешивание отрицательной оценки предварительной и последующей похвалой.
– Определение дальнейших позитивных действий.
– Указание на субъективность своей оценки и отсылка к другим лицам.

Запреты в области комплиментов

– Не упоминайте в комплиментах нос, уши, зубы собеседника.
– Не допускайте чрезмерных преувеличений, они могут быть приняты за иронию.
– Никогда не опровергайте комплимент, особенно с подробностями.

Запреты в стандартных ситуациях общения

– Нельзя использовать грубую лексику, грубый тон.
– Нельзя обращаться к человеку, разговаривающему с другими людьми, в том числе индивидуально приветствовать его (возможен кивок или жест).
– Не принято при знакомстве спрашивать фамилию нового знакомого, задавать вопросы о семейном положении. Если девушка не назвала своего имени, не принято настаивать, чтобы она это сделала.
– Если вас куда-то приглашают, не принято отказываться без объяснения причин.
– Нельзя заменять словесную благодарность подарком.
– При обращении с просьбой нельзя обойтись без объяснения мотива. Не принято настаивать на просьбе.
– С серьезными просьбами не нужно обращаться по телефону.
– Нельзя выражать согласие «сквозь зубы», бессловесно.
– При выражении своей точки зрения не следует быть безапелляционным или слишком эмоциональным.
– Не принято выражать отказ громко, очень кратко, немотивированно, не глядя на собеседника.
– После отказа нельзя сразу завершать разговор.
– Не дают советов незнакомым, если они об этом не просят.
– Не принято задавать малознакомым людям вопросы личного характера (о фамилии, месте работы или учебы, зарплате, болезнях и др.).
– Нельзя монополизировать разговор в группе, переходить на обсуждение проблем, касающихся только одного из членов этой группы, называть фамилии, неизвестные присутствующим.
– В храмах, театрах и кинотеатрах, на лекциях и докладах нельзя разговаривать друг с другом.
– В компании и за столом не рассказывают о своих и чужих болезнях.
– В смешанных компаниях, где присутствуют люди разного пола и возраста, не рассказывают анекдотов сексуальной тематики и не обсуждают проблемы секса.

Общие правила бесконфликтного поведения

– Проявляйте дружелюбное отношение и оптимизм.
– Принимайте собеседника таким, каков он есть.
– Подчеркивайте значимость собеседника, будьте щедрее на похвалу.
– Не вспоминайте плохого.
– Не давайте непрошеных советов.
– Объясняйте свое поведение и его причины.
– Не спорьте по мелочам.

Чтобы остановить ссору

– Попробуйте говорить спокойным голосом.
– Напомните о том хорошем, что связывает вас и вашего партнера.
– Не отвечайте упреком на упрек.
– Продемонстрируйте согласие по любому частному поводу.
– Обратите внимание на объективные трудности (общие, свои, своего речевого партнера).
– Постарайтесь переключить внимание на безболезненный или менее острый вопрос.
– Категорично и конкретно указывайте на свои ошибки.
– Критикуя, сосредоточьтесь на том, как исправить дело.
– Если ничего не получается, постарайтесь прекратить разговор, но не оставляйте его на критике собеседника.

(По Стернину  И.А.
Практическая риторика.
Воронеж, 1993)

КУВШИН ЭМОЦИЙ

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru