Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Диспут-клуб
по проблемам современного русского языка

Г.Б. АНДРЕЙЧУК,
школа № 326,
Невский р-н,
г.  Санкт-Петербург


«Я русский бы выучил...»

(Из опыта по подготовке и проведению диспута в 10–11-х классах)

Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь.

К.Паустовский

Отрадно отметить, что вновь поднимается тема о чистоте русского языка. И на «самом высоком уровне» – государственном, и между собой. Давно пора. Хотя, конечно, слишком много времени упущено: нынешние школьники и студенты – современная молодежь – не умеют, а возможно, и не хотят говорить правильно, литературно.

И в этом, вероятно, нет их вины. Жаргонизмы, вульгаризмы, скудная, однообразная лексика – вот приметы современного общества. Да и пример брать не с кого: речь журналистов, дикторов, ведущих, тех, кого раньше принимали за образец, к кому прислушивались, – оставляет желать лучшего. Вдобавок Толстой, Достоевский – в «кратком изложении»; сочинения – из сборников «1000 золотых (?!) сочинений»; нецензурщина на страницах современной литературы...

Но не все потеряно. Не только французы гордятся своим языком. И мы все чаще вспоминаем о национальном достоянии.

Понятно, что и словесникам надо проявить активность. Необходимо искать какие-то новые формы, не навязывая, а помогая ученикам самим дойти до понимания того, что неумение владеть родным языком – позор, что грамотная, красивая речь востребована.

Хочу поделиться своим опытом в проведении одного из уроков русского языка в 10–11-х классах. Форма его – диспут-клуб по проблемам современного русского языка: «Я русский бы выучил...».

Работа по подготовке к уроку (желательно двухчасовому) начинается задолго до его проведения.

Объявив тему, предлагаю старшеклассникам небольшую анкету: «Насколько с вашей точки зрения актуальна предложенная тема?», «Какие вопросы вас волнуют, заставляют задуматься?..», «Какую роль вы хотели бы выполнять в разговоре?».

Учитывая пожелания и возможности класса, создаем несколько творческих групп: ученый совет, экспертная группа, корреспондентская группа, группа технического оформления. Каждая выполняет свои, заранее оговоренные задания:

– члены ученого совета, работая в библиотеке, изучая специальную литературу, владеют материалом по какому-то конкретному вопросу, готовы дать историческую справку, прокомментировать мнение специалистов;
– экспертная группа проводит опросы общественного мнения («Ваше отношение к употреблению в речи иностранных слов?», «Какие чувства вы испытываете, когда слышите нецензурную брань?» и другие), анализирует их, составляет схемы, графики, готовит комментарии;
– роль корреспондентов – взять интервью у самых разных людей, отснять видеосюжеты;
– группа технического оформления обеспечивает обобщение и представление материалов (хорошо, если есть возможность использовать мультимедийную технику).

И еще на два момента при подготовке к диспуту хочется обратить внимание.

Во-первых – ведущие. От них во многом зависит успех диспута, поэтому они должны обладать достаточной эрудицией, умением «владеть аудиторией». Лучше, чтобы ведущих было двое. Но эту роль может взять на себя (частично или полностью) и сам учитель.

Второе. Очень важно, как оформлена аудитория. Все собираются не в обычном классе (кабинете), а в зале. Открытое пространство поможет создать непринужденную обстановку. В середине зала – ведущие на кафедре – ученый совет. Зал можно оформить высказываниями о русском языке, фотографиями и т.п. Кроме того, можно использовать фрагменты из музыкальных произведений.

Конечно, предугадать ответы учеников невозможно, да это и не нужно: многое будет зависеть от уровня речевой культуры выступающих, активности, заинтересованности в разговоре участников диспута.

ХОД УРОКА

Ведущий. Тема нашего разговора сегодня – родной язык. Его называют «великим и могучим», о нем писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин. Еще Ломоносов находил в нем «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского...».
Русский язык... Нуждается ли он в похвалах? Надо ли говорить о его силе и красоте?
Оказывается, надо! И не только говорить: он достоин самой большой заботы.

Насколько, по-вашему, актуальна тема нашего разговора?

[Ответы ребят самые разные. «Актуальная, потому что надоело краснеть за ровесников и телеведущих», «Язык – наше достояние, надо о нем заботиться», «Теперь не то время, чтобы говорить литературным языком. Все стало проще, и язык тоже упростился...».]

(На экране – название «Я русский бы выучил...»)

Ведущий. Для названия сегодняшнего заседания нашего клуба мы взяли строку В.В. Маяковского «Я русский бы выучил...». Не удивляйтесь сослагательному наклонению; ведь то, что родной язык изучать надо, знают все. И даже понимают зачем. Понимать-то понимают, но... Вот мы и задумались над вопросом, что же может заставить ребят выучить свой язык, что вызвало бы у них желание научиться говорить грамотно?

! Внимание – на экран (видеосюжет).

[В видеосюжете рассказывается о том, как ученики 5–11-х классов отвечали на этот вопрос. Вот некоторые из их ответов:

«...Выучил бы, если бы это было престижно, если бы учитывали при поступлении в вузы...»;
«...если бы мой кумир посоветовал мне это. А так он и сам употребляет нецензурные слова, и всем это, между прочим, нравится...»;
«...если бы от безграмотного человека шарахались, как от неопрятного, грязного бомжа...»;
«...если бы наш язык был так же популярен и востребован, как, скажем, английский...»;
«...есть куда более интересные занятия. Все ошибки исправит компьютер. А общаться на уровне разговорной речи куда приятнее... Но если бы за эти муки как-то поощряли...»;
«...если бы захотел, то и выучил бы...».]

Ведущий. Как видите, мнения самые разные. Приведу еще одно: доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета М.А. Тарасова: «Думаю, если бы правильная речь стала бы обязательным знаком принадлежности к элитному обществу, знаком успешности, процветания, многие бы поднатужились и выучились говорить по-русски...». И с этим трудно не согласиться.
А теперь познакомимся с учениками нашего сегодняшнего разговора. Это прежде всего ученики 10–11-х классов, экспертные группы, корреспондентская группа, ученый совет, группа технического оформления. И, конечно, гости.
Мы приглашаем к разговору всех присутствующих. И просим быть активными и искренними.
Надеемся, что наш разговор будет ступенью на пути к вашему желанию выучить родной язык. Но говорить сегодня мы будем не о красоте и величии языка, а о его проблемах.

(Звучат вступительные аккорды симфонии № 5 Л. ван Бетховена.)

Ведущий. Не кажется ли вам, что наш язык серьезно болен? Что ему можно поставить диагноз:

безграмотность,
безвкусица,
небрежность,
заштампованность?

Но давайте сначала договоримся о терминах. Есть язык как система, и никакой опасности он не подвергается. И есть реальное воплощение языка – наша речь.

Речь – это инструмент, которым надо научиться владеть, как владеет своим инструментом хирург или музыкант.

(Музыка)

I

(На экране – слова:

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

В.Г. Белинский)

Ведущий. Одна из самых непростых и в чем-то спорных тем, ставшая проблемой современного русского языка, – это употребление в нашей речи иностранных слов, точнее, засилье их в нашей речи.

А почему – «непростая тема»?

[Участники диспута говорили о том, что без иностранных заимствованных слов нашу речь представить трудно. Многие из них прочно вошли в повседневную жизнь, значение их мы хорошо понимаем. Главное – не злоупотреблять...]

Согласны ли вы с позицией В.Г.   Белинского?

Слово ученому совету. [Историческая справка, мнение писателей, политиков, ценителей слова.]

Ведущий. Недавно в магазине я прочитала такое объявление:

«Дилерам предоставляются возможности для франчайзинга».

Кто-то из сидящих в зале может объяснить, что это значит?

Выяснилось, что смысл этого объявления следующий:

«Фирмам-посредникам предоставляются привилегированные условия для осуществления торговых операций».

(На экране – слова:

«Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка».

Александр Сумароков)

Ведущий. Конечно, речь идет не об употреблении иностранных слов вообще, а о злоупотреблении ими. Но как же понять, где граница между нормой и злоупотреблением?
Конечно, мы говорили о тех словах-иностранцах, замена которых есть в русском языке. Ну, скажем, благодаря Ломоносову вместо иностранного слова перпендикула мы говорим маятник, абриса «превратилась» в чертеж. Обрусели и слова думкар – самосвал, геликоптер – вертолет.

Слово ученому совету.

Ведущий. Готовясь к нашему заседанию, мы обратились к группе экспертов. Дадим им слово.

Слово экспертам. [На экране результаты опросов, проведенных среди лиц различного возраста, образования, занимающих различное социальное положение; комментарии к ним.]

(На экране – таблица 1)

Ведущий. Слово ученому совету. [Мнение специалистов о неоправданном употреблении иностранных слов; курьезные ситуации, возникающие в связи с этим.]

Ведущий. Мы провели еще один эксперимент: опросили 70 старшеклассников, предложили им объяснить значение слов, которые часто встречаем в средствах массовой информации; да и сами употребляем порой. И вот результаты:

(На экране – таблица 2)

Ведущий. Так отвечали школьники. Но, может быть, взрослые понимают лучше. К ним мы тоже обратились: учителя, знакомые, просто прохожие. И вот результат.

(На экране – таблица 3)

 [Оказывается, и взрослые, образованные люди не всегда правильно понимают значение употребляемых слов.]

Нужны ли какие-то комментарии?

Слово ученому совету. [Примеры из материалов газет, выступлений на телевидении политиков, журналистов.]

Слово корреспондентам. [Вопрос к залу: «А как вы поведете себя, если значение слова вам не понятно: промолчите? переспросите? попросите объяснить?».]

Ведущий. Русский писатель, автор исторических романов Алексей Югов писал (цитата на экране): «Чем образованнее человек, тем глубже он обязан знать язык своего народа. А следовательно, и надобность хвататься за иностранное словечко должна встречаться у него гораздо реже, чем у человека с недостаточным образованием».

(Музыка)

II

Ведущий. Нецензурная речь... Обратимся к толковому словарю. «Цензураот нем. Zensur – контроль. Цензура – «контроль, осуществляемый органами власти над печатью и средствами массовой информации».
Кто же, по-вашему, должен контролировать нашу с вами речь?

[Большинство отвечавших, конечно, убеждено, что мы сами.]

Ведущий. Д.С. Лихачев в одном из своих выступлений говорил (цитата на экране):
«Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушайтесь к тому, как он говорит».
Нецензурная – значит, бесконтрольная речь. Что понимаем мы под этим словосочетанием? Криминальный и воровской жаргон, уличная лексика, вульгаризмы и, конечно, мат.

Слово ученому совету. [Историческая справка: происхождение матерной брани, корни ее, причины употребления нашими предками.]

Предоставим слово экспертной группе. [На экране – результаты опросов с учетом возраста, образования, пола опрашиваемых; комментарии к ним.]

(На экране – таблицы 4, 5)

Ведущий. Думаю, многим эти результаты покажутся устрашающими.

Слово ученому совету. [Большой толковый словарь русского языка дает такое толкование слова: «Мат – неприличная, оскорбительная брань, сквернословие».]

Ведущий. А если это действительно оскорбляет человека, то это значит: за мат должно быть наказание?

Слово ученому совету. [Историческую справку дает «Адвокатское бюро Нарышкиных». Если вы в неприличной форме публично унизили чью-то честь и достоинство, вас могут осудить по ст. 13 Уголовного кодекса РФ «Оскорбление», которая предусматривает исправительные работы сроком до 6 мес. или штраф до 100 минимальных зарплат.

Если, выругавшись, вы никого конкретно не обидели, вас могут привлечь к административной ответственности за мелкое хулиганство по ст. 158 УК РА, грозящей исправительными работами сроком до 2 мес.]

А как вы относитесь к употреблению в речи нецензурных слов?

[Мнения разные. Интереснейший материал для размышления для учителей, родителей, ребят...]

Есть ли в зале те, кто употребляет мат в своей речи?

[Были и утвердительные ответы.]

А чем это объясняется?

Слово ученому совету. [Мнение психологов.]

А как же тогда высказывание Д.С. Лихачева?

(На экране вновь появляется высказывание Д.С. Лихачева.)

Слово корреспондентам. [Приводят материалы газет о речи звезд отечественной эстрады: А.Пугачевой, М.Распутиной, Ф.Киркорова, группы «Ленинград». Мнение О.Газманова: «...через слово ругаются те, у кого с лексиконом проблемы. Ну а еще некоторые звезды демонстрируют таким образом “близость к народу”». А «проблемы с лексиконом», по мнению Олега Михайловича, имеются у половины звезд российской эстрады.]

Ведущий. А как вы относитесь к бранным словам, звучащим из уст ваших кумиров, политиков?

[Интересные мнения звучали в адрес молодежных групп; многие поделились своими наблюдениями над речью «уважаемых» людей.]

Ведущий. Вы, конечно, обратили внимание на то, что большинство – против употребления в речи нецензурных слов. Но, как известно, болезнь легче предупредить, чем вылечить. Что же делать?
И вновь – слово экспертам. [На экране – результаты опросов общественного мнения с учетом возраста, пола, образования; комментарии.]

Ведущий. Вот он, ответ на вопрос «что делать?», – научиться уважать себя и окружающих тебя людей.

III

Ведущий. А теперь поговорим о том, что, наверное, вам особенно близко. Я говорю о молодежном сленге.
Кстати, что значит это модное иностранное слово, пришедшее к нам из английского языка? Можно ли найти «замену» этому слову?

Слово ученому совету. [Сленгот англ. slang или арго – от франц. argol жаргон. Жаргон – разновидность речи какой-либо группы людей, объединенных профессией, занятием и т.п.]

Ведущий. Давайте посмотрим видеосюжет. Внимание на экран. [Видеосюжет – сценка во дворе школы: встреча одноклассниц. Их разговор – «иллюстрация» к теме разговора о молодежном сленге.]

(На экране – видеосюжет)

Ведущий. Не буду спрашивать, всем ли понятно, о чем шла речь... Большинству, вероятно, да.

Какое впечатление произвела на вас эта сцена?

[Естественно, авторы видеосюжета «перенасытили» его жаргонными словами, и сцена вызывает неприятное впечатление.]

А всегда ли и везде уместен сленг? С какой целью его употребляют? Авторитетно? Модно?

Слово ученому совету. [Историческая справка. Жаргон семинаристов, гимназистов в строго регламентированном мире взрослых.]

Ведущий. Я прочитаю вам слова уже знакомой М.А. Тарасовой: «Молодые люди прекрасно знают, какую одежду выбрать для работы, для пляжа или клуба. Но выбрать нужное слово не умеют. Берут то, что подвернется, тем самым обедняя, искажая нашу речь».
Согласны ли вы с этим?
Наверное, очень правильны строки В.Лифшица:

Русский язык и могуч, и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте калечить язык
Эллочкам-людоедкам.

Предоставим слово экспертам.

Ведущий. Молодежный сленг наложил отпечаток на речь солидных, уважаемых людей (тусовка, оттянуться).

(На экране – слова:

«Если раньше младшие учились у старших, то в конце XX века взрослые заигрывают с молодежью и пытаются подражать подросткам».

В.Драгунский)

Как вы относитесь к этому факту?

Слово корреспондентам. [Результаты опроса общественного мнения. Среди мнений были такие: «Очень смешно выглядит, когда политик таким образом хочет показать себя “своим”»; «Всему свое время».]

Ведущий. Согласны ли вы с мнением М.Горького: «Чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они должны говорить одним языком».

(На экране – слова М.Горького)

Очень важно для современного молодого человека иметь такие знания, которые можно было бы передать следующим поколениям, тогда будет надежда, что на смену современной безграмотной «сниженной» речи придет грамотная культурная речь.

Ведущий. В переломное время, в 1915 году, когда шла Первая мировая война и на Россию надвигались страшные смутные времена, Бунин писал:

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же его беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Бунин верил в силу слова. Поверим и мы. Тем более в наше мирное время.

(На экране – слова:

«Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь».

К.Паустовский)

Очень хочется думать, что наш разговор не прошел бесследно, что каждый из его участников вынес из этого разговора что-то важное и полезное для себя. И не остался равнодушным к своему языку.

– Результаты порадовали и убедили в том, что подобная форма общения оправданна, что такой разговор – откровенный и нерегламентированный – ребятам нужен. Нет, конечно, после него они не стали сразу говорить грамотно, забывая о ненормативной лексике. Но задуматься он заставил о многом.
Хочется верить, что слова, написанные ребятами после заседания, искренни: «Я учу русский...

  • ...потому что знание его поможет мне стать интересным человеком;

  • ...потому что неумение говорить на родном языке – это все равно что неумение выразить себя;

  • ...лишь потому, что на нем говорили мои предки... Ведь язык – это волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений;

  • ...потому что это язык Лермонтова и Достоевского;

  • ...потому что он [язык] должен быть нужен и интересен каждому, кто верит в возрождение великой и сильной России;

  • ...уже потому, что страна, в которой я живу, – великая страна.»

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru