Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2006

Я ИДУ НА УРОК

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Назначение частицы

7-й класс

(Ребята разделены на группы. Они работают по своим карточкам, затем сообщают результаты работы классу.)

К-1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.

ЛЯГУШКА

Всегда отме_но вежлив будь
С лягушечкою кроткой.
(Н_)называй ее отнюдь
«Уродкой-бегемоткой»
(Н_)«раскорякой» (н_)«квашней»
(Н_)«квинтер-финтер-жабой»;
(Н_)рань ей сердце шуткой злой
Души (н_)окорябай.
Но пониманием согрей
Открой ей сердце шире –
Ведь для того кто верен ей
Нет друга пред_ней нежней
И бл_г_родней в мире.

(Х.Беллок. Перевод Г.Кружкова)

1. Какую проблему поднимает автор стихотворения? Запишите ее. Почему возникла эта проблема?

2. Выразите свое отношение к поднятой проблеме. Использованные в своем сочинении частицы подчеркните.

К-2. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.

ЕСЛИ Я БЫЛ БЫ

Если я был(бы) маленький(маленький) гном
Я(б) умывался каплей одной дождя
Я(бы) на божьей коровк_ ездил верхом
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.

Я под дверями(бы) (за)прост_ проходил
Мне(бы) комар к_зался большим орлом
Блюдце – широким озером если(б) я был...
Если(б) я был маленький(маленький) гном.

Я(бы) (н_)папу (н_)маму обнять (н_)мог
Разве мизинч_к, и то – (н_)наверн_ка
Я(бы) в испуге шарахался из(под) ног
Даже полуторамесячного щенка.

Если(бы) мне под_рила конфету «Полет»
Тетя которая очень любит меня
Я(бы) конфету эту ел целый год
Фантик один ра_ворачивал(бы) полдня.

Что(б) написать короткое слово «пр_вет»
Я(бы) с неделю ворочал вечным п_ром...
(Эти стихи я писал четырнадцать лет
Я ведь и есть маленький(маленький) гном.)

(Ш.Силверстейн. Перевод Г.Кружкова)

– Напишите сочинение «Если бы я был...», укажите использованные вами частицы и их разряд.

К-3. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.

ДОЖДЬ

Дождик. Сыро. Мокрота.
Нет (н_)кошки (н_)кота
Во дворе где лужи.

Мудрый кот (н)так(то) прост:
Выставил в окошко хвост –
Льет(ли) там, (с)наружи?

Дождик. Сыро. Мокрота.
(Н_)увид_шь (н_)кота
во дворе (н_)кошку.

Моросит сказал мудрец
Уб_рая наконец
Мокрый хвост с окошка.

(Клод Руа. Перевод М.Яснова)

К-4. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и значение частиц.

Если(бы) меня спросили что я ценю больше всего в наших мальчишках и девч_нках я(бы) назвал в первую очередь (люб_)знательность. (Н_)просто любопытство, какое пр_суще всякой сорок_ а именно (люб_)знательность, иными словами – любовь к познанию. Качество это свойстве_но только человеку и (от)того, насколько рано оно пр_вито, во многом буд_т завис_ть весь дальнейший образ жизни этого человека круг его интересов дела и поведение.

(Е.Носов)

1. Чем различаются слова любознательность и любопытство? Запишите с этими словами словосочетания, чтобы была ясна разница в значении.

2. Какова роль модальных частиц в тексте? Прочитайте этот текст без модальных частиц. Что изменилось? Сделайте вывод о назначении частиц.

3. Докажите верность предложения Любознательность – путь к познанию.

К-5. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд частиц и их значение.

Есть еще такие или нету? –
Нам пока ра_гадка не дана...
Берегите отчую планету –
Все(таки) у нас она одна.

Может, д_лека от ид_ала
Только без особе_ных затей
Неба голубое одеяло
Всех нас укрывает как детей.

Все мы – земл_ки а (н_)пр_шельцы.
Всем нам (по)тому и отвечать:
Буд_м(ли) когда как пог_рельц_
В чуждые галактики стучать?

Только вот дождемся(ли) ответа –
Пусто во Вселенной тишина...
Берегите отчую планету
Все(таки) у нас она одна.

(А.Казанцев)

1. Сформулируйте тему и основную мысль стихотворения.

2. Подберите синонимы к словам отчую, чуждый. Что это за слова? Для чего их использует автор? Какую тональность они придают стихотворению?

3. Каких частиц больше всего в тексте? Случайно ли это? Обоснуйте свое мнение.

4. Продолжите поднятую автором тему своим небольшим рассуждением.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru