Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2006

ПОДСПОРЬЕ

А.В.  ВОЛКОВА,
школа № 57,
г. Москва


Контрольные диктанты за год

< * * * >

5-й класс

Если бы вы жили в маленьком городишке за пару тысяч верст от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в тот день, когда в город вошел походный цирк. Уже больше недели город пестрел афишами. И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: разноцветными тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами красно-желто-зеленые попугаи. Цирк останавливается на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.
К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. Солдаты гарнизонного полка покрикивают на назойливых мальчишек: «Проходи! Не задерживайся!» (100 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

1-й вариант. И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: разноцветными тюками, ящиками, бочками, клетками.
2-й вариант. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами красно-желто-зеленые попугаи.

2. Выполните морфологический разбор слов.

1-й вариант: афишами, пестрел, (в) маленьком (городишке).
2-й вариант: на выгоне, торопятся, (для) утреннего (выступления).

3. Выполните фонетический разбор слова.

1-й вариант: ящиками.
2-й вариант: сердце.

4. Подберите антоним к слову.

1-й вариант: сильнее.
2-й вариант: медленно.

6-й класс

Дом стоял на берегу, и со стороны моря он казался громадной черной скалой. С давних пор он приобрел дурную славу. Его жители: доктор, жена доктора, немногочисленная прислуга – не желали ни с кем знакомиться и редко показывались в соседнем городке. Низкие комнаты были обиты тяжелой материей вишневого цвета, и в доме рано зажигали свечи*. Они горели неровным светом, мигали и в конце концов гасли от непрерывных сквозняков, гулявших по коридорам и лестницам. Если бы вы захотели почитать что-нибудь из старинных книг или журналов, которые коллекционировал доктор, или написать письмо на душистой бумаге, вы должны были бы придвинуться к камину – единственному уютному месту в этом громадном доме. (106 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
2. Выполните морфологический разбор слов:

1-й вариант: приобрел, соседнем, (в) этом (доме).
2-й вариант: горели, вишневого, его (жители).

3. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов.

1-й вариант: неровным, городке, прислуга.
2-й вариант: старинных, почитать, жители.

4. Составьте словосочетания с прилагательными тяжелый, черный, низкий, употребив их в переносном значении.

7-й класс

Луч луны, блуждая по гостиной, переполз через медные шары, украшавшие спинку кровати, и неожиданно ударил Муми-троллю прямо в лицо. Маленький Муми-тролль волей-неволей проснулся и заснуть уже больше не мог. Вначале он взглянул на ледяные узоры на оконном стекле. Потом услышал, как где-то в подвале что-то бормочет печь. В конце концов, все сильнее удивляясь, он встал, едва слышными шагами приблизился к маминой кровати и потянул маму за ухо. Но она не проснулась, а свернулась в клубочек и по-прежнему продолжала спать. Муми-тролль неслышно побрел по таинственному дому, в котором все часы давным-давно остановились и повсюду лежал тонкий слой пыли**.
Внезапно Муми-троллю стало страшно, он вернулся назад, лег на плетеном коврике у кровати мамы и свернулся клубочком, точь-в-точь как она. (По Т.Янссон) (117 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

1-й вариант. Луч луны, блуждая по гостиной, переполз через медные шары, украшавшие спинку кровати, и неожиданно ударил Муми-троллю прямо в лицо.
2-й вариант. В конце концов, все сильнее удивляясь, он встал, едва слышными шагами приблизился к маминой кровати и потянул маму за ухо.

2. Выполните морфологический разбор.

1-й вариант: неожиданно, удивляясь.
2-й вариант: сильнее, украшавшие.

3. Выпишите из текста однокоренное слово:

1-й вариант: к слову услышал.
2-й вариант: к слову мама.

Укажите, к какой части речи относится каждое слово в получившейся паре. Выполните их морфемный разбор.

8-й класс

Дом, занесенный снегом

Этой ночью небо было почти черным, а снег при свете луны – ярко-голубым. Под ледяным покровом неподвижно спало море, а глубоко внизу, под землей, всем мелким зверюшкам и насекомым снилась весна, до которой было еще очень далеко, ведь новый год только-только вступил в свои права.
На том самом месте, где долина мягко начинала подниматься в гору, стоял дом, сплошь занесенный снегом. На мосту через речку, извивающуюся черной змеей, не было видно никаких следов, да и вокруг дома лежали никем не тронутые снежные сугробы.
В доме, в подвальной печи, медленно горел торф. Изредка пробивавшийся в окошко лунный свет освещал белые чехлы, которыми на зиму плотно закрыли мебель, и окутанную тюлем хрустальную люстру. А в гостиной спало долгим зимним сном семейство Муми-троллей. Порой кто-нибудь сладко вздыхал во сне и, свернувшись клубочком, еще глубже зарывался в перину. (По Т.Янссон***) (133 слова)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор.

1-й вариант. Порой кто-нибудь сладко вздыхал во сне и, свернувшись клубочком, еще глубже зарывался в перину.
2-й вариант. В доме, в подвальной печи, медленно горел торф.

2. Выпишите из текста и укажите, чем выражено:

1-й вариант: а) составное глагольное сказуемое; б) сказуемое из безличного предложения.
2-й вариант: а) составное именное сказуемое; б) сказуемое из неопределенно-личного предложения.

3. В тексте подчеркните уточняющий член предложения.

4. Являются ли однородными выделенные определения? Свою точку зрения докажите.

9-й класс

Началось с того, что директор, преподававший нам русский язык, повел речь как-то о различных устарелых словах и упомянул словечко «отнюдь», которое, по его утверждению, уже отживало свой век и в ближайшие годы должно было неминуемо сгинуть.
Я от всей души пожалел умиравшее слово и упросил всю «камчатку», около десятка товарищей, возможно чаще употреблять его. Поэтому, когда директор спрашивал у нас, например, знаем ли мы единственное число слова «ножницы», мы хором отвечали: «Отнюдь!».
– А склоняются ли такие слова, как «пальто» и «кофе»? – задавал он вопрос.
– Отнюдь! – говорили мы.
Здесь не было ни озорства, ни дерзости. Но директор, конечно, увидел в этом злокозненный заговор и, так как я кричал громче всех, вызвал меня в свой кабинет и спросил, намерен ли я прекратить «бессмысленный бунт». Когда же я по инерции ответил «отнюдь», он разъярился и, угрожая мне жестокими карами, приказал остаться на два часа без обеда. (По К.Чуковскому) (143 слова)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

1-й вариант. Началось с того, что директор, преподававший нам русский язык, повел как-то речь о различных устарелых словах и упомянул словечко «отнюдь», которое, по его утверждению, уже отживало свой век и в ближайшие годы должно было неминуемо сгинуть.
2-й вариант. Но директор, конечно, увидел в этом злокозненный заговор и, так как я кричал громче всех, вызвал меня в свой кабинет и спросил, намерен ли я прекратить «бессмысленный бунт».

2. В тексте заключите в рамку вводные слова и словосочетания.

3. Обозначьте в тексте графически: а) все обособленные члены предложения; б) сказуемое в безличном предложении.

< * * * >

5-й класс

Чудесным зимним днем маленькая Баба-яга сидит на опушке леса и смотрит, как на большой поляне дети лепят снеговика. Он выходит как живой. Длинный морковный нос гордо задран вверх. Глаза из черных углей весело подмигивают. Старая кастрюля лихо сдвинута на затылок. В правой руке снеговик держит метлу.
Вдруг из-за деревьев выскакивают мальчишки и налетают на снеговика. Все: кастрюля, морковка, метла – летит в снег, а малыши громко плачут.
Маленькая Баба-яга смотрит на обломки метлы и говорит: «Не расстраивайтесь, ребята, мы сейчас нового снеговика слепим, а метлу я вам подарю». Новый снеговик вышел лучше прежнего. (По О.Пройслер****) (93 слова)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

1-й вариант. В правой руке снеговик держит метлу.
2-й вариант. Глаза из черных углей весело подмигивают.

2. Выполните морфологический разбор слов.

1-й вариант: плачут, (на) опушке, (на) большой (поляне).
2-й вариант: слепим, (на) обломки, нового (снеговика).

3. Выполните разбор слова по составу, подберите к нему однокоренные слова разных частей речи.

1-й вариант: налетают.
2-й вариант: зимним.

4. Подчеркните во втором абзаце:

1-й вариант: однородные подлежащие;
2-й вариант: однородные сказуемые.

6-й класс

Приближается лето. Для Маленькой Бабы-яги наступило тяжелое время. Она готовится сдавать экзамен по колдовству. В лунную ночь на перекрестке у торфяного болота собираются ведьмы, чтобы решить ее участь. Они предлагают Маленькой Бабе-яге вызвать северо-восточный ветер, пригнать черную тучу, превратить лужу в вязкое болото. Для нее это вовсе не сложные задания. Маленькая Баба-яга не сделала ни одной ошибки.

Тогда злая ветряная ведьма сказала: «Наколдуй-ка нам то, что написано в колдовской книге на странице номер семьсот двадцать четыре!». Маленькая Баба-яга не смутилась и наколдовала в точности то самое, что было написано на семьсот двадцать четвертой странице.

«Отныне ты не маленькая, а взрослая ведьма и можешь танцевать на нашем празднике», – сказала Главная ведьма. Никто не возражал. (По О.Пройслеру) (114 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

1-й вариант. Маленькая Баба-яга не сделала ни одной ошибки.
2-й вариант. Для Маленькой Бабы-яги наступило тяжелое время.

2. Выполните морфологический разбор слов.

1-й вариант: черную (тучу), (не) возражал, ее (участь).
2-й вариант: (в) вязкое (болото), наступило, (на) нашем (празднике).

3. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов.

1-й вариант: лунную, северо-восточный.
2-й вариант: ветряная, перекрестке.

4. Просклоняйте числительное.

1-й вариант: (на странице номер) семьсот двадцать четыре.
2-й вариант: (на) семьсот двадцать четвертой (странице).

7-й класс

Маленькая Баба-яга, собиравшая хворост в королевском лесу, устала и присела отдохнуть у дороги. Неожиданно перед ней вырос, точь-в-точь как из-под земли, лесничий. «Что ты здесь делаешь? Разве ты не знаешь, что находиться в лесу запрещено?» – закричал он, вытряхивая хворост из корзины. «Господин лесничий, не причините зла старой женщине!» – воскликнула Маленькая Баба-яга и тут же заколдовала его.
Не говоря ни слова, заколдованный лесничий взвалил на себя тяжелую корзину, сверху посадил Маленькую Бабу-ягу и понес ее домой. По пути ему становилось то жарко, то холодно, он поворачивал то направо, то налево. Когда же, качаясь от усталости, добрался до избушки, ему пришлось еще нарубить и уложить хворост в сарае.
С той самой поры, завидев в лесу старушку, собирающую хворост, лесничий в ужасе бежал от нее прочь. (По О.Пройслер) (124 слова)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложений.

1-й вариант. Маленькая Баба-яга, собиравшая хворост в королевском лесу, устала и присела отдохнуть у дороги.
2-й вариант. Не говоря ни слова, заколдованный лесничий взвалил на себя тяжелую корзину, сверху посадил Маленькую Бабу-ягу и понес ее домой.

2. Выполните морфологический разбор слов.

1-й вариант: качаясь, собирающую, направо;
2-й вариант: завидев, собиравшую, налево.

3. Укажите в тексте:

1-й вариант: а) подчинительный союз; б) отрицательную частицу;
2-й вариант: а) сочинительный разделительный союз; б) отрицательную частицу.

8-й класс

В ту же ночь Маленькая Баба-яга появилась на горе, где собирались взрослые ведьмы и танцевали до утра. На этот раз прилетели ведьмы со всей округи: горные и лесные, болотные и колодезные, ведьмы тумана и ветра. Развеваются волосы, свистят платья – это ведьмы летают верхом на своих метлах. Они блеют, кукарекают, визжат, а иногда посреди буйной пляски грохочут громом и швыряются молниями.
Маленькая Баба-яга постаралась незаметно замешаться в толпу танцующих, но тут же наткнулась на свою тетку – злую ветряную ведьму. Та схватила ее и приволокла к Главной ведьме, восседающей на троне из печных ухватов. «Отнимем у нее метлу! Живет она неблизко и будет идти пешком три дня и три ночи!» – проговорила Главная ведьма, наморщив лоб. Отняли у Маленькой Бабы-яги метлу, швырнули ее в огонь, а потом ехидно пожелали ей счастливого пути. (По О.Пройслер) (130 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложений.

1-й вариант. Та схватила ее и приволокла к Главной ведьме, восседающей на троне из печных ухватов.
2-й вариант. Отняли у Маленькой Бабы-яги метлу, швырнули ее в огонь, а потом ехидно пожелали ей счастливого пути.

2. Выпишите из текста и определите, чем выражено:

1-й вариант: обособленное определение, составное сказуемое.
2-й вариант: обособленное обстоятельство, приложение.

3. Объясните знаки препинания в предложениях.

1-й вариант: 1-й абзац, 2-е предложение; 2-й абзац, 1-е предложение;
2-й вариант: 1-й абзац, 1-е предложение; 2-й абзац, последнее предложение.

4. Выпишите причастие, употребленное в роли существительного.

9-й класс

Как-то перед вечером, когда мы возвращались домой, вдруг сорвался сильный ветер и погнал нас прямиком на волнорез. Мы гребли из последних сил и все свое спасение видели в том, чтобы добраться до гавани, прежде чем нас ударит о камни. Я попробовал отпихнуться от волнореза веслом, но оно тотчас сломалось. Я одеревенел от отчаяния и вдруг почувствовал, что Житкова уже нет у меня за спиной. Оказалось, что в тот миг, когда нас подняло вверх, Житков с изумительным присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его покатую, мокрую, скользкую стену, и вскарабкался на самый гребень. Оттуда он закричал мне: «Конец!». «Конец!» – по-морскому «канат». Житков требовал, чтобы я кинул ему веревку, что лежала свернутой в кольцо на носу, но, так как в морском лексиконе я был еще очень нетверд, я понял слово «конец» в его общем значении и завопил от предсмертной тоски. К счастью, сторож маяка увидал катастрофу и поспешил мне на помощь. (По К.Чуковскому) (151 слово)

1. Выполните синтаксический разбор предложения.

1-й вариант. Мы гребли из последних сил и все свое спасение видели в том, чтобы добраться до гавани, прежде чем нас ударит о камни.
2-й вариант. Оказалось, что в тот миг, когда нас подняло вверх, Житков с изумительным присутствием духа прыгнул с лодки на мол, на его покатую, мокрую, скользкую стену, и вскарабкался на самый гребень.

2. Нарисуйте схему предложения:

Житков требовал, чтобы я кинул ему веревку, что лежала свернутой в кольцо на носу, но, так как в морском лексиконе я был еще очень нетверд, я понял слово «конец» в его общем значении и завопил от предсмертной тоски.

3. Подчеркните сказуемые в безличных предложениях.

«Есть у вас метлы?» – спросила Маленькая Баба-яга в лавке на краю деревни. Три дня назад, когда она проникла на праздник взрослых ведьм, ее метлу бросили в огонь, так что Маленькой Бабе-яге пришлось идти домой пешком.
Продавец, пересчитав деньги, приготовился перевязать метлу веревкой, чтобы прутья не торчали в разные стороны, но вдруг застыл с открытым ртом: покупательница, пробормотав что-то, вскочила на нее верхом и взлетела в небеса.
Если вы летаете на новой метле, то действовать надо так же, как с молодой, еще не укрощенной и не объезженной лошадью. Маленькая Баба-яга была опытной наездницей, поэтому, хотя взбесившаяся метла делала сумасшедшие прыжки, вставала на дыбы, падала вниз с большой высоты, сидела крепко.
Наконец метла признала себя побежденной: она совсем выбилась из сил и, повинуясь теперь каждому слову, послушно летела то быстро, то медленно, то прямо, то по кругу. «Давно бы так! – удовлетворенно промолвила Маленькая Баба-яга, ласково похлопала метлу, которая стала смирнее овечки, и понеслась навстречу лесу. (По О.Пройслер) (155 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.

2. Выпишите грамматическую основу из придаточных предложений:

1-й вариант: а) условия, б) уступки;
2-й вариант: а) цели, б) определительного.

3. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения, соединенные союзом:

1-й вариант: противительным;
2-й вариант: разделительным.

4. Дайте характеристику выделенного предложения.


* Начиная с указанного места либо сообщите детям пунктуацию, либо не засчитывайте пунктуационные ошибки.

** Напоминаем, что пунктуация при однородных придаточных еще не изучена в 7-м классе. Предупредите, что перед и запятая не ставится.

*** Т.Янссон. Волшебная зима. Пер. Л.Брауде // в кн.: Все о Муми-троллях: Повести-сказки. СПб., 2003.

**** О. Пройслер «Маленькая Баба-яга». Пересказал с немецкого Ю.Коринец. В кн.: «Маленький водяной и другие сказки». М., 1985

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru