Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2006

ПОДСПОРЬЕ

Контрольные диктанты за год

6–9-е классы

6-й класс

Среди грызунов, обитающих на территории России, бобры – самые крупные. По виду они напоминают огромных крыс. Бобры – ночные животные, тесно связанные с водоемами. Они предпочитают тихие лесные речки с высокими берегами, с обильным травостоем и зарослями кустарников. Их основной корм составляют деревья мягких пород. Кроме того, бобры едят корни и стебли кувшинок, тростника, различных водяных растений и сочные травы. Их организм прекрасно приспособлен к водному образу жизни и растительной пище. Своими мощными резцами бобры подгрызают стволы деревьев диаметром шестьдесят сантиметров и более, валят их на землю, а затем объедают кору и ветви. (По В.Герасимову) (91 слово)

Грамматическое задание

1. Выполните морфемный разбор слов.

1-й вариант: приспособлен.
2-й вариант: своеобразного.

2. Выполните морфологический разбор слов.

1-й вариант: лесные, своими, грызунов, напоминают.
2-й вариант: основной, их, зарослями, валят.

7-й класс

В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара. Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает. Он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

С улицы пахнет рогожами. Завтра ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывшую полнеба. Гимназистка глядит вслед теплоходу, и глаза ее делаются туманными, большими. Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи. (К.Паустовский) (123 слова)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слов.

1-й вариант: ослабевшие, заброшенный, застучат.
2-й вариант: закрывшую, вымытыми, пахнет.

2. Выполните синтаксический разбор предложений.

1-й вариант: Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева.
2-й вариант: Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывшую полнеба.

3. Выпишите из текста производный предлог.

4. Обведите кружком сочинительный союз, соединяющий однородные члены; части сложного предложения.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались все ночи, сколько их было с той поры, когда они родились. Шли маленькие люди среди больших деревьев, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни. Молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минуту синим холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми. Они простирали вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. (По М.Горькому) (120 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфемный разбор слов.

1-й вариант: собрались, качаясь, грозно;
2-й вариант: простирали, пытаясь, темно.

2. Объясните постановку знаков препинания в предложении:

1-й вариант: Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно.
2-й вариант: Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом.

3. Выпишите из текста.

1-й вариант: а) подчинительный сравнительный союз; б) неопределенное местоимение.
2-й вариант: а) причастия в значении существительного; б) производный предлог.

 8-й класс

Весна еще долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов: наст был такой, что на возах ездили без дороги. Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой, серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнившихся испарений ожившей земли. Пришла настоящая весна. (По Л.Толстому) (127 слов)

Грамматическое задание

1. Разберите словосочетания:

1-й вариант: а) долго не открывалась; б) теплым ветром.
2-й вариант: а) вспенившиеся потоки; б) быстро съело.

2. Выполните синтаксический разбор предложений:

1-й вариант: Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь.
2-й вариант: Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнившихся испарений ожившей земли.

3. Подчеркните сказуемое в тексте:

1-й вариант: в неопределенно-личном предложении;
2-й вариант: в безличном предложении.

9-й класс

Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих. Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов еще спят в своих голландских рубашках или мылят свою благородную щеку и пьют кофий. По улицам плетется нужный народ, иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии был бы отмыть. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. Иногда сонный чиновник проплетется с портфелем под мышкою, если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. Можно сказать решительно, что в это самое время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем. (По Н.Гоголю) (166 слов)

Грамматическое задание

1. Объясните постановку знаков препринания в предложениях:

1-й вариант: По улицам плетется нужный народ, иногда переходят ее русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии был бы отмыть.
2-й вариант: Можно сказать решительно, что в это самое время, то есть до двенадцати часов, Невский проспект не составляет ни для кого цели, он служит только средством: он постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады, но вовсе не думающими о нем.

2. Выполните синтаксический разбор предложений:

1-й вариант: В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре.
2-й вариант: Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах, совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих.

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва

* * *

7-й класс

Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигренок. Да-да, самый настоящий тигренок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и растерянно оглянулся на отца.

Пока отец отпрягал уставших лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигренка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почетное место и стали вокруг.

Мы старались заметить в нем что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

Тигренка накормили из чашки теплым кипяченым молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (134 слова)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

1-й вариант: По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги.
2-й вариант: Мы старались заметить в нем что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

2. Выполните морфологический разбор слов:

1-й вариант: сгорбившись, нагруженные.
2-й вариант: описывая, уставших.

3. Выпишите:

1-й вариант: а) наречие, образованное от прилагательного; б) подчинительный союз.
2-й вариант: а) наречие, образованное от существительного; б) производный предлог.

8-й класс

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость. Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых бревен. Она чернела на зеленом небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушеный липовый цвет. (140 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор:

1-й вариант: рубленную (из бревен);
2-й вариант: продававших.

2. Выполните синтаксический разбор предложений:

1-й вариант: Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами.
2-й вариант: Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых бревен.

3. Разберите по составу:

1-й вариант: переливаясь, почувствовалось;
2-й вариант: блистая, просиживал.

4. Обведите в тексте кружком:

1-й вариант: а) одиночный сочинительный соединительный союз; б) противительный союз;
2-й вариант: а) двойной сочинительный соединительный союз; б) подчинительный союз.

5. Подчеркните в тексте:

1-й вариант: составное именное сказуемое;
2-й вариант: составное глагольное сказуемое.

 9-й класс

Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, все же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе.

Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошел еще километр. Со все возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги, как вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону. В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут, и они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две черные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось; перейти шоссе незамеченными с их самодельной волокушей нечего было и думать.

Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалекий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника.

Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалекому уже кустарнику. (165 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор предложений.

1-й вариант: Со все возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги, как вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины.
2-й вариант: Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону.

2. Выполните морфологический разбор слов:

1-й вариант: а) возрастающим; б) в утешение;
2-й вариант: а) не приближаясь; б) действительно.

3. Подчеркните в тексте:

1-й вариант: а) подлежащее в придаточном предложении уступки; б) сказуемое в безличном предложении;
2-й вариант: а) сказуемое в придаточном изъяснительном предложении; б) сказуемое в безличном предложении.

М.В.  СУББОТА,
г. Москва

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru