Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.А.  ШАПИРО,
г. Москва


Комплексная работа с текстом в конце учебного года

Предлагаем текст для комплексной работы на уроках русского языка. Его стоит использовать ближе к концу учебного года, когда уже изучены все основные темы. Текст можно продиктовать, но лучше распечатать, чтобы каждый девятиклассник вставил на своем листке пропущенные буквы и знаки препинания и исправил орфографические ошибки. Эти задания позволяют повторить пунктуацию в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, обособленные определения и обстоятельства) и во всех видах сложного предложения. Некоторые моменты интересно обсудить. Есть ли в тексте прямая речь? Можно ли считать слова заявлял Карамзин, писал Карамзин словами автора при прямой речи? Формально можно. Но ученики, которые помнят хотя бы в общих чертах язык прозы XVIII и начала ХIХ в., должны почувствовать, что слова Карамзина пересказаны современным языком, а не буквально; значит, перед нами не цитаты, и заявлял Карамзин, писал Карамзин – вводные предложения, которые надо выделить запятыми.

Заслуживает особого внимания содержание этого отрывка. Во-первых, здесь идет речь об эпохе, которую изучают в 9-м классе на уроках литературы и истории. Во-вторых, текст дает возможность проверить, владеют ли наши ученики навыками грамотного чтения, и поговорить о способах выражения авторской позиции. Спросим девятиклассников, как, по их мнению, относится автор к идеям Карамзина. Возможно, кто-нибудь скажет, что точка зрения писателя и историка одобрена, и сошлется на слова последовательно и логично, достоинства, отлично знал русскую историю, умел оперировать историческими фактами, обосновывать ими свою точку зрения и т.п. Но внимательные ученики замечают, что автор нигде не выражает согласия с Карамзиным, настойчиво повторяет, что приводит не свою точку зрения; пишет, что Карамзин логично доказывал, а не доказал; настораживает и сообщение о том, что идея карамзинского сочинения соответствовала взглядам подавляющего большинства. Окончательно проясняется авторская позиция в заключении. В частности, сказать, что в «Записке» Карамзина были свои достоинства, можно только в том случае, если в целом она не вызывает одобрения.

В феврале 1811 г. Карамзин уже читал великой княгине Екатерине Павловне сестре Александра свою «Записку» о древней и новой России. Основная идея этого довольно об_емного сочинения была проста доступна и соотве_твовала взглядам под_вляющего больш_нства предст_вителей дворянского общества. Автор «Записк_» очень последовательно и логично доказ_вал что самодержавие единственный государственный строй способный обеспечить бл_гополучие и процветание русского народа. Весь ход исторического развития России за_влял Карамзин опр_д_ляется одной простой зависимостью сильно самодержавие русский народ бл_годенствует слабеет самодержавная власть на Руси воц_ряется хаос, народ раз_ряется, страдает и бедствует.
При этом автор проводил резкое различие между просв_щен_м самодержц_м искре_е стремящ_мся сделать свой народ счастлив_м и деспотом этот народ угн_тающ_м. Самодержец писал Карамзин может делать все за одним лишь исключением он не имеет права огранич_вать свою собствен_ю власть переклад_вать ее на чьи(либо) плечи. Царь несет ответств_ность за все прои_ходящ_е в России и снимать с себя эту ответств_ность он не должен.
В «Записке» Карамзина были свои досто_нства он отлично знал русскую историю умел оп_рировать историческими фактами обоснов_вать ими свою точку зрения. Он стоял на почве российской действительности созд_ной веками исторического развития стоял утв_рдившись на ней так прочно что любое движение вперед казал_сь ему (не)возможн_м. (А.Левандовский).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru