Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2006

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

С.В. СТОЛБУНОВА,
кандидат филологических наук,
директор НОУ «Гуманитарный колледж»,
г. Ярославль


Как создать экономичную модель
сельской малокомплектной школы

По следам одной конференции

1–3 марта в г. Ярославле проходила VII научно-практическая конференция «Сельская школа России: история и современность», организованная по инициативе кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. В ходе конференции рассматривались разнообразные и интересные вопросы создания сельских лицеев и применения современных технологий в сельской малочисленной школе, подготовки сельских учителей к профильному обучению и старшеклассников – к сельскохозяйственному труду. Однако подспудно в выступлениях участников конференции прослеживалась мысль: как преодолеть фрагментарность обучения сельских школьников в условиях малокомплектности? Порой бедный учитель выбивается из сил, организуя самостоятельную работу в разновозрастной группе, планируя объем самостоятельной работы и не зная, как убрать «отвлекающие факторы» в виде ошибающегося при устном опросе ученика, влияющего на самостоятельную работу в это же время другого, более старшего ученика. На что только не отваживаются сельские учителя! «Стирают грани» между учебной и воспитательной работой, инициируют объяснение материала восьмиклассникам девятиклассниками (и это при том, что девятиклассники должны готовиться к экзаменам), устраивают игры, диспуты и представления. А в результате – неконкурентоспособность сельских школьников по сравнению с городскими при поступлении в вузы, отсутствие выбора, да и просто закрытие сельской школы как малоэкономичной.

Однако из создавшейся ситуации есть выход. По крайней мере по ряду предметов. Он – в особой группировке материала, концентрической. Покажем этот выход на примере русского языка. Если преодолеть линейную структуру представления программного материала, бытующую в основных программах по русскому языку для 5–9-х классов, то можно было бы таким образом спланировать учебный процесс, чтобы дети разного уровня (разных классов) каждый год обращались к основным элементам этой программы, постигая ее все глубже и глубже. В таком случае деление по классам стало бы условным, так как одни дети в силу своих индивидуальных особенностей могли бы усвоить программный материал гораздо раньше, а те, у кого замедленный темп усвоения, не испытывали бы дискомфорта от «прогонки» программы.

Как выглядит обычный процесс обучения русскому языку в сельской школе? Возьмем, например, самый сложный раздел – синтаксис. Правда, в существующих программах элементарные представления о синтаксисе даются в 5-м классе, однако в 6-м и 7-м синтаксис практически отсутствует (в 6-м – только темы «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», в 7-м – только «Синтаксический разбор»), зато в 8-м и
9-м – один синтаксис. Представьте себе, как сложно учителю русского языка организовать занятие в разновозрастной группе, в которой есть ученики 5-, 6- и 7-х классов! Если следовать линейной структуре программы, то пятиклассники сначала 29 уроков повторяют изученное в начальной школе, затем 40 уроков штудируют синтаксис, шестиклассники в это же самое время, быстренько повторив изученное в 5-м классе, должны приступить к лексике, фразеологии, словообразованию и морфологии, а семиклассники после 8 часов повторения – к причастию и деепричастию. И как организуется занятие в такой группе обычно? Так же, как и на других уроках: сначала учитель объясняет материал одной группе, дает самостоятельное задание и переходит к другой, объясняет, снова дает самостоятельное задание, переходит к третьей, а в это время дети из первой и второй групп либо что-то не поняли и начинают дергать учителя, либо вообще шалят, так как не привыкли или не хотят работать самостоятельно.

Что изменится, если использовать концентрический принцип подачи материала? Представим фрагмент программы по синтаксису, тема – «Словосочетание».

5-й класс. Словосочетание единица синтаксиса. Строение словосочетаний. Главное слово и зависимое слово. Способы связи слов и словосочетаний. Именные словосочетания (главное слово – существительное, зависимое слово – прилагательное, связь между ними – согласование).

6-й класс. Сочинение и подчинение как основные виды связей между словами и предложениями. Глагольные и наречные словосочетания по характеру главного слова. Виды связей (способы связей) слов в словосочетаниях. Согласование, управление и примыкание. Синтаксический разбор словосочетания.

7-й класс. Глагольные словосочетания. Главное слово выражено спрягаемыми формами глагола, а также особыми формами глагола – причастием и деепричастием. Именные словосочетания. Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением. Наречное словосочетание (главное слово – наречие).

8-й класс. Неделимое словосочетание (то, которое выполняет роль одного члена предложения). Фразеологические сочетания. Смысловая связь слов в словосочетании: предмет и его признак, действие и предмет, признак и его степень и др.

9-й класс. Полный синтаксический разбор словосочетания по схеме.

При таком структурировании материала урок может проводиться одновременно с учащимися 5–9-х классов (при небольшой наполняемости) комфортно как для ученика, так и для учителя. В этом случае учитель объясняет материал, используя разные виды наглядности (графическую, образную и т.д.), сразу всем ученикам. А затем в специальной рабочей тетради дети выполняют те задания, которые соответствуют их уровню. В следующем классе они вернутся к этому разделу программы, и, если окажется, что не все еще понято, познание продолжится. Если же найдутся такие ученики, которые сразу все усвоят, они получат от учителя индивидуальные задания углубленного уровня или коммуникативного характера. Кстати, если использовать концентрический принцип даже в обычном классе с наполняемостью 25–30 человек, это даст экономию учебного времени и повышение качества обученности учащихся. Во всяком случае наши дети уже к 9-му классу легко справляются с заданиями ЕГЭ-11.

Конечно, при такой организации обучения на первый план выходит проблема концентрических учебников, которых не существует. Однако и эту проблему можно временно решить. Для работы на уроке ученики могут пользоваться справочными материалами, схемами, таблицами (например, М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык. Справочные материалы; Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома. Авт.: Купалова А.Ю., Леденева В.В. и др. Сантакс-Пресс, 1996) и специализированными рабочими тетрадями, опыт создания которых есть в НОУ «Гуманитарный колледж» (см., например: С.В. Столбунова. Рабочая тетрадь по фонетике. Педагогические технологии, № 2, 2005, с. 90–120). Работая дома, они могут обратиться к своим традиционным учебникам.

В процессе работы с разновозрастной группой на первый план выходят следующие образовательные технологии: концентрированное обучение (или уроки-«погружения»), развитие критического мышления через чтение и письмо, урок-игра, групповая работа, интегрированные уроки, метод проектов, что не предполагает отказа и от традиционного урока.

В первой четверти каждого учебного года изучаются фонетика, морфемика и словообразование, во второй – заканчиваются морфемика и словообразование, лексика и фразеология, в третьей – морфология, в четвертой – синтаксис. 1 час в неделю отводится развитию речи. В начале каждой темы может проводиться урок-«погружение», а затем материал изучается распределенно, причем каждый ученик проникает в тему не только на уровне своего класса, но и на индивидуальном уровне.

Вот как может выглядеть традиционный урок в разновозрастной группе на тему «Обращение».

ТЕМА: «ОБРАЩЕНИЕ»

Урок в разновозрастной группе.

5–8-е классы

5-й класс. Осложнение простого предложения обращением. Понятие об обращении. Звательная интонация обращения. Нераспространенное обращение.

6-й класс. Распространенное обращение. Знаки препинания при обращении.

7–8-е классы. Роль обращений в художественном тексте. Знаки препинания при обращении.

Введение в тему. Что такое обращение? Рассмотрим примеры.

1. Вася пришел в школу задолго до начала занятий.

2. Вася, ты написал сочинение очень интересно.

Какую роль в каждом предложении играет слово Вася? (В 1-м – подлежащее, связано со сказуемым пришел, является главным членом предложения, произносится в едином потоке речи. Во 2-м – не является членом предложения, произносится с особой, звательной интонацией, отделяется на письме запятой или восклицательным знаком).

Далее приводятся схемы, иллюстрирующие постановку знаков препинания при обращении.

1. О! 2. О, …? 3. ..., о, ... . ?! 4. …, о.

Итак, обращение – это слово (слова), называющее того, к кому обращаются с речью.

Игровой вариант начала урока – введение в тему.

Как обратиться к Крокодилу?
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-эй!». Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке…
– Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок…
– Я придумала! Придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала обращение! Давайте назовем его имя!
– Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!
– Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл один глаз Крокодил. – Да это же мои друзья!
На другой день Мартышка всем сообщала:
– Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно ответит!
– А если хотите написать письмо, – добавлял Удав, – не забудьте отделить обращение запятой.

Работа в синтаксической тетради

1. Задание общее. Найдите в предложениях обращения. Распределите их на 2 группы:

а) обращения к лицам; б) обращения к не-лицам.

1. Девочка, не сердись. (А.П. Гайдар)

2. «Ахти, ребята, вор!» (И.А. Крылов)

3. «Друзья! К чему весь этот шум?» (И.А. Крылов)

4. – Арто! Собакушка!.. Артошенька!.. – вторил ему плачущим голосом мальчик. (А.И.Куприн)

5. Широко ты, степь, пораскинулась, К морю Черному понадвинулась! (А.Кольцов)

6. Ты волна моя, волна, Ты гульлива и вольна... (А.С. Пушкин)

Сделайте вывод. Какие же слова могут выполнять роль обращения? Во-первых, это слова, называющие людей по имени, отчеству, фамилии, по профессии, по должности и т.п.; клички животных, названия животных; во-вторых, даже неживые предметы, если их олицетворяют. И все эти существительные должны стоять в именительном падеже.

2. Задание общее. Выпишите слова, которые могут выполнять роль обращения. Устно объясните почему.

Осень, море, ты, вас, Мария Ивановна, сударь, продавец, Рекс, березу, Петров, скажи-ка, вы.

Где чаще всего употребляются обращения? (В прямой речи, используются в разговорном стиле речи и художественном.) Вспомните правила постановки знаков препинания при прямой речи.

3. Задание общее. Преобразуйте данные предложения так, чтобы одно слово (или сочетание слов) в них стало обращением.

  • Серый Волк спросил Ивана-царевича, о чем он задумался.

  • Наташа уговаривала Василия Дмитриевича Денисова пойти с ней танцевать мазурку.

  • Счастливый Принц назвал ласточку милой и сказал о том, что ее рассказ удивителен.

4. Задание для 5–6-х классов. Найдите в тексте обращения, выпишите их, вспомните, из какой сказки взяты эти строки.

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался:
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

5. Задание. 8-й класс. Сравните пары предложений (знаки препинания не расставлены). Определите, в каких предложениях существительное – подлежащее, а в каких – обращение. Расставьте знаки препинания.

1. Прощай милый Принц! Счастливый Принц никогда не капризничает!

2. Иван-царевич через стену перелез, увидел терем. Слушай меня Иван-царевич запоминай.

3. Ну прости меня Серый Волк. Опять поскакал Серый Волк с Иваном-царевичем.

4. «Володечка приехали!» – завопила Наталья, вбегая в столовую.

«Володечка а это же кто?» – спросила шепотом мать.

5. – Ты лети-ка ворон за живой и мертвой водой. Ворон, делать нечего, полетел.

* Выпишите из предложений глаголы. Определите, в каком наклонении они употребляются.

Сделайте вывод: в предложении с обращениями обычно употребляется глагол в... наклонении. Без обращения – в... наклонении.

6. Задание. 7–8-е классы. Распространите следующие слова, выполняющие роль обращения, и сочините с ними предложения.

Мама, братья, ласточка, ручеек.

7. Задание. 7–8-е классы. Определите, в каких предложениях обращения имеют положительную окраску, в каких – отрицательную, в каких – нейтральную (нулевая эмоциональная окраска).

1. – Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

2.

Спеша на север из далёка,
Из теплых и чужих сторон,
Тебе, Казбек, о страж востока,
Принес я, странник, свой поклон.

(М.Лермонтов)

3. Хлестаков. Как ты смеешь, дурак?

4. Хлестаков. А ты уж и рад, скотина, сейчас пересказывать мне все это.

5. Хлестаков. Послушай, любезный, там мне до сих пор обеда не приносят.

6. Анна Андреевна. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом.

(Н.Гоголь)

Сделайте вывод: какова роль обращений в художественном тексте?

8. Задание. 8-й класс. Напишите, как обычно обращаются к мужчине и женщине в следующих странах: в Италии, в Испании, в Великобритании, во Франции, в Германии, в России.

9. Задание общее. Напишите поздравительные письма, используя необходимые обращения: а) близкому другу (подруге); б) родственнику (родственнице); в) учителю: г) деловому партнеру.

10. Контрольное списывание. Спишите, расставляя знаки препинания.

5–6-е классы

1. Дитя мое чего ты так испугалось? 2. Ах милый батюшка сидела я вчера у колодца и играла, и упал в воду мой золотой мяч. 3. Братец не пей воды из родничка, а то обернешься диким зверем и меня разорвешь. 4. Гензель чего это ты все оглядываешься? 5. У тебя ведь Золушка ни платья, ни туфель нету, а ты хочешь на балу танцевать?

7–8-е классы

Голос Хлестакова. Прощайте ангел души моей Марья Антоновна.

Голос городничего. Эй Авдотья ступай в кладовую, вынь ковер самый лучший – что по голубому полю, персидский. Скорей!..

Голос Осипа. Теперь садитесь ваше благородие.

Голос Хлестакова. Прощайте Антон Антонович!

Голос городничего. Прощайте ваше превосходительство!

Женские голоса. Прощайте Иван Александрович!

Голос Хлестакова. Прощайте маменька!

Голос ямщика. Эй вы залетные!

(Разыграйте по ролям явление XVI действия 4 комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

Сопутствующая тема из раздела «Речь. Речевая деятельность»

Тема: «Русский речевой этикет».

а) Ты/вы; формы обращения.

б) Обращения, привлечение внимания.
Независимые и зависимые обращения.
Обращение к незнакомому.
Обращение к знакомому.
Обращение в ситуации непосредственного общения.
Обращение по телефону; обращение в письме.

Наше выступление на конференции с сообщением об опыте преподавания русского языка в разновозрастных группах вызвало у сельских учителей и преподавателей вузов большой интерес. Действительно, принцип концентризма в преподавании предметов в сельской школе решил бы проблему сельского учителя и сделал процесс обучения экономичным. Тогда даже небольшая сельская школа имела бы право на существование.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru