Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2006

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

М.А.  МАРИНИЧЕВА,
г. Москва


Контрольные работы для абитуриентов, поступающих в МИТХТ

Данные материалы – из опыта работы на подготовительных курсах в МИТХТ (Государственная академия тонкой химической технологии им. Ломоносова). Первый поток поступления в вуз начинается с 1 июля. Форма экзаменов: русский язык – изложение, математика, химия – письменно. В качестве приемных экзаменов принимаются результаты ЕГЭ или централизованного (абитуриентского) тестирования (апрель), причем можно заявлять пакетом или при невысоком уровне результатов отдельные предметы. Представленные материалы можно использовать как на этапе начального повторения по основным темам курса, так и в качестве итоговых работ, определяющих уровень подготовки абитуриента к тестированию. Однако стоит учесть, что в данных работах не представлены тексты и задания по курсу лексики и по развитию речи, которые в различных объемах и аспектах содержатся в последней части теста.
Данные работы в концентрированном виде содержат характерные ситуации по орфографии и пунктуации, в которых чаще всего допускаются ошибки, поэтому выполнение этих заданий позволяет достаточно объективно оценить уровень подготовки учащегося к экзамену.

Контрольная работа № 1

Темы: «Гласная в корне. Союз и при однородных членах и в сложном предложении. Вводные слова».

1. Обн_женными, соч_тание, разв_ваться (умственно), просл_влять, расст_латься, заж_гаться, уд_литься, пром_чить (ноги), впеч_тление, отр_сль, выск_чка, д_лина, выр_внять, раздр_жать, оз_рение, обм_кнуть (хлеб), распр_страненный, бл_госл_вить, раздр_женный, прик_сновение, пл_вец, насл_ждение, сотв_рить, рассв_р_певший.

2. До сум_рек к сож_лению оставалось два часа. Под лучами вечерней з_ри г_рели вершины отд_ленных сопок. Разумеется я воспользовался этим временем и пока мои спутники распол_жились на ночлег стал подн_маться на ближайшую возвышенность. На значительном расст_янии между морем и горным хребтом расст_лалась широкая и низменная р_внина в образовании которой по всей видимости прин_мало уч_стие море. В течение многих веков оно постепенно выр_вняло берег. Первые в_лы конечно давно зар_сли лесом но ближе к морю р_стительность была моложе. Последний вал к счастью не успел зар_сти травой.

3. А лес все пел свою мрачную песню и гром гремел и шел дождь. Мы долго искали сухое пр_станище для ночлега и наконец наткнулись на костер. Вот откуда(то) доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздается (не)определенный звук похожий на чей(то) голос и дремота опускает веки.
Скворцы выв_лись и улетели и давно уже их место в скворечнике зан_то воробьями. Справа и слева на воде и на берегу н_кого не было. В безграничных дебрях тайги суровые северяне лиственница и голубица живут в теснейш_м соседстве с нежными детьми юга бархатным деревом и виноградником.
Одинаково оч_ровывают и дост_вляют наслаждение как разв_вающиеся на ветру густые кроны деревьев так и обн_жившиеся по осени ветки с последними в_сящими на них листьями. Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем.

Контрольная работа № 2

Темы: «Правописание приставок. Дефис в словах. Обособление определений».

1. Бе_вкусный, бе_шовный, ра_спросы, и_чезнуть, ни_веденный, чере_седельник, сни_хождение, во_награждать, чре_мерный, _дача, пр_вратник, пр_лестный, пр_образование, пр_емный (сын), пр_одолеть, пр_нести, пр_клонить (колени), пр_украсить, пр_чудливый, (место) пр_бывания, пр_обнять.

2. (Машино)ремонтный, кое(о)чем, (по)видимому, (подлинно)научный, уча_твовать в (полу)финале, провести (пресс)конференц_ю, (древне)русское иску_тво, (лиро)эпическая поэма, (и_желта)красный о(т,тт)енок, (по)немногу, все(таки) правильный, (светло)волосый, (пол)минуты чу_твовать, он(таки) очарован, бок(о)бок, (видимо)невидимо, как(будто), (по)прежнему, (держи)дерево.

3. Спишите, исправив пунктуационные ошибки.

АРХАРЫ*

Больше трех десятков, ра_сыпавшихся по крутому, каменистому склону животных, кажутся неподвижными на фоне коры. Часть стада спускается за зубчатый откос, оставшийся в тени утреннего ра_света. Здесь, возле обрыва, охотник видит стоящего поодаль вожака. Полная грации и красоты фигура эта напом_нает пр_красное изваяние, вылепленное искус_ными руками.
Но будь начеку, увлеченный необычайным зрелищем охотник! При малейшем звуке, неловком движении заподозрившее опасность и_чезнет чуткое животное с глаз. И точно: задетый ногой катится вниз камень и снимается, как по команде все стадо, набравшихся сил животных. Им удаляющимся долго смотрит вслед осчастливленный редкой встречей охотник.

Контрольная работа № 3

Темы: «О – е после шипящей. Ы – и после ц. Разделительный ь и ъ. Обособление приложений. Тире между подлежащим и сказуемым».

1. Туш_нка – рубаш_ка, деш_вка – ноч_ка, алыч_вка – беч_вка, стриж_м (волосы) – (быстрым) стриж_м, щ_тка – трещ_тка, стаж_ры – обж_ры, лиш_н – смеш_н, собач_нка – печ_нка, пш_нка – душ_нка, сгущ_нка – распаш_нка, нож_вка – груш_вка, саж_нки – деньж_нки, ключ_м – ни при ч_м, нипоч_м – печ_м, жж_нка – напряж_нка, ещ_ – общ_;

2. Ц_трусовый, ц_нга, ц_почки, ц_кать, акац_я, дезинфиц_ровать, муха-ц_котуха, синиц_н (клюв), льстец_, демонстрац_я, ц_ркуль;

3. Без_ядерная зона, современная п_еса, об_ективная причина, четырех_этажное здание, пред_угадать развитие событий, волеиз_явление народа, небез_звестный персонаж, без_дейность в искусстве, сверх_нициативный студент.

4. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, дефис при приложении.

ЖИВОЙ МУЗЕЙ*

Сто лет назад в Петербургском зверинце была весьма скромная ко_екция козы да обезьяны рысь и волк а в сегодняшнем зоопарке мы находим около двухсот тридцати видов животных звериный мир всех частей света. Самые знаменитые обитатели зоопарка грациозные красавцы жирафы. Пятиметровые гиганты эти животные большие сластены и с удовольствием едят разнообразные фрукты ягоды и яблоки например. Но все же самая излюбленная их пища веники и каждый член этого излюбленного семейства спокойно уничтожает в день шесть веников.
Всего несколько десятков метров одна а_ея отделяет жирафов от жителей сурового Северного Ледовитого океана белых медведей. Они прекрасно а_лиматизировались и каждый год у них рождается по два-три малыша детеныша очаровательных забавных медвежонка. А поступления в зоопарк все продолжаются и недавно с северной земли Шпицбергена привезли очередной живой подарок двух белых медведей.
Часто по утрам на а_еях парка зверинца можно увидеть человека в белом халате ветеринарного врача. Вот он останавливается у одной из клеток жилища медведя Гришки. Увалень Гришка старожил зоопарка переживший здесь блокаду. Любимец персонала и посетителей он совсем ручной и его не боятся даже самые маленькие гости зоопарка дети.

Контрольная работа № 4

Темы: «Окончания глагола. Суффиксы причастий. Правописание наречий. Сложноподчиненное предложение».

1. Распиш_шься в ведомости, отправленный товар, знач_щийся по списку, вытерп_те боль, размеч_нный листок, обдуваемый ветром. Заправ_лся на стоянке, стел_щийся туман, вы отпил_те брусок, испаря_мый солнцем, отмер_вший расстояние, леч_щий врач, развес_вший товар, разруш_нный дом, замет_л ошибку, развеш_нные картины, просроч_вший отъезд, мел_т кофе, кле_щий коробку, отдыш_шься после упражнения, вышл_те, пожалуйста, задание, траты обезденеж_ли, обессил_ла от напряжения.

2. (С)начала рассказа, рыл (в)глубь, (в)начале прочитай, идти (на)смерть, рассыпаны (по)всюду, выполнить (в)срок, рассердился не(на)шутку, расстроился (по)настоящему, (с)начала растерялся, раскричался (с)горяча, придвигается (в)плотную, знаешь не(по)наслышке, нападал (ис)подтишка, (в)серьез огорчишься, не обидишься (по)напрасну, (по)видимому, это правильно, стоять бок(о)бок, (в)последствии выяснилось, точ(в)точь отец, (с)начала выпиш_те, сворачивать (в)прав_, издавн_ знать.

3. Спишите, расставив знаки препинания.

Отец с жаром и подробно рассказал мне сколько водится птицы и рыбы сколько родится всяких ягод сколько озер какие чудесные растут леса.

Вот мы сидим сиротливо и не знаем куда поплывем и что ожидает нас в будущем.

Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом если найдет его.

Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.

Она сказала ему что если он болен то надо лечиться.

Подбирали грибы и говорили и когда она спрашивала о чем-нибудь то заходила вперед чтобы видеть мое лицо.

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел когда б мне быть отцом супругом приятный жребий повелел когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый то верно б кроме вас одной невесты не искал иной.

Как удержать бегущих, как заставить повернуть обратно как организовать эту нестройную массу этого он пока не знал.

Контрольная работа № 5

Темы: «Не с частями речи. Правописание не – ни. Запятая перед союзом как. Обособление оборотов с производными предлогами».

1. Оказаться н_(при)чем, (н_)откуда взять, платье (н_)дошито, (н_)добрать баллов, уйти, (н_)досмотрев фильм, н_(за)что и н_(про)что обидеть, (н_)зачем расстраиваться, (н_)строгий судья, н_(к)чему (не)пригодный предмет, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, (н_)кому (не)известный актер, совсем (не)весело, (не)трудный, но запутанный вопрос, войска (не)сосредоточены на местности, отнюдь (не)правильно, (не)один и (не)два, во что(бы)то (н_)стало, (н_)свет (н_)заря.

2. Как я (н_) старался сдерживаться, досада, вероятно, явственно отразились на моем лице. Каких только небылиц (н_) сочиняют охотники и рыболовы! У меня нет (н_) малейшего желания обсуждать с тобой эти проблемы. Нельзя (н_)сказать всю правду о происходящих военных действиях. (Н_)пылинки нельзя было найти в квартире. Он (н_)мог выразить (н_)словами, (н_)восклицаниями своего волнения. Молодой человек (н_)отвечал (н_)слова. Я еще (н_)перед кем так (н_)высказывался.

3. Высказывались также предположения, что Тунгусский метеорит (н_)что иное(_) как «черная дыра», пробившая землю насквозь и умчавшаяся далее в глубины космоса. Память(_) как сказочное сито(_) пропускает сквозь себя мусор, но задерживает крупинки золота. Старайтесь смотреть на меня(_) как на пациента, одержимого болезнью, вам еще (н_)известной. Как метель(_) черемуха машет крыльями. Клен у дома был(_) как золотой. Когда спустился с горы, лишь тогда он по-настоящему понял(_) как труден и опасен был подъем.
Невзирая на опасность(_) Рощин все-таки вышел на площадь. Однако в этот вечер бухта(_) вопреки обыкновению(_) не таила никакой угрозы. Моя сестренка Лизочка, однако, становится мне чем-то(_) вроде камня на шее. Все жанры хороши(_) кроме скучного. Вместо цилиндра(_) он надел коробку. Налево(_) посреди реки(_) был виден(_) наполовину затопленный мост. (Не)смотря на ранние осенние сумерки(_) на топком берегу Неглинки жизнь била ключом. Вместо вбивания кольев(_) можно воспользоваться стволами растущих вблизи деревьев.

Контрольная работа № 6

Темы: «Н – нн в прилагательных, причастиях, наречиях. Производные предлоги. Тире и двоеточие в сложном предложении. Прямая речь».

1. Рубле_ое тесто, соболи_ая бровь, сколоче_ый ящик, монтирова_ая станция, товары заказа_ы, работать посме_о, предложение исти_о, реше_ый пример, тисне_ый золотом, окраи_ая улица, искусстве_ый шелк, кожа_ый диван, серебря_ый меч, агитацио_ый поезд, карти_ая галерея., покупки оплаче_ы, беше_о мчаться, шагать размере_о, чувствовать себя пога_о, балова_ый ребенок, масле_ые оладьи, ране_ый олень, продавец рассея_ый.

2. (В)продолжени_ месяца, (в)продолжени_ романа, (в)течени_ реки, (в)течени_ года, (не)смотря на удачу, (не)смотря в сторону, (в)последстви_ пригодится, положено (на)счет, договориться (на)счет поездки, (в)следстви_ болезни, включить (в)следстви_, (на)встречу мне, (не)взирая на лица, (на)встречу со мной.

3. Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку. Кое(где) горел свет в окошках кончали ужинать. Один раз на полном лице его мелькнула усмешка торжества видимо он узнал кого(то). Закат уже начал темнеть кое(где) на небе зажглись первые звезды на смену усталому дню на землю торжествен_о спустилась ночь. Я подошла к балко_ой двери и протерла стекло платком в саду на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Действительно (в)течени_ дня погода менялась несколько раз то светило солнце то шел дождь. Вот постепе_о появляются красноватые просветы в облаках это солнце подходит к горизонту. Солнце зашло за горизонт заря на исходе.

4. Перепишите, исправив ошибки в оформлении прямой речи.

«Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной, а быль – когда наоборот!» объясняла Фаина Раневская маленькому мальчику. Тургенев как-то заметил, что «для меня нет ничего утомительнее невеселого ума». В соответствии с известным афоризмом: «злые языки страшнее пистолета». Если вы совершили морской круиз, то вас неизменно спрашивают о том: «Видели ли вы экватор».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru