Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2006

ИНФОРМАЦИЯ

Вторая всероссийская гимназическая конференция «200 лет российскому гимназическому образованию»

29–31 марта 2006 года

Н.М. Свирина и Я.Сартан, главный редактор газеты «Управление школой»

Н.М. Свирина и Я.Сартан, главный редактор газеты «Управление школой»

Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга (председатель совета ассоциации – Л.Е. Спиридонова, научный руководитель – Н.М. Свирина) организовала и провела эту конференцию в последние дни школьных каникул. В ее работе участвовали 300 человек из 60 регионов России. Принимала гостей Вторая санкт-петербургская гимназия, в которой в разное время учились такие знаменитости, как А.Н. Горчаков, П.А. Вяземский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Е.С. Боткин, Е.Мравинский... В сентябре 2005 года гимназии исполнилось 200 лет.

В течение трех дней на конференции обсуждались многочисленные проблемы современного гимназического образования.

К чему призвана гимназия? Только ли к воспитанию интеллектуальной элиты, к обучению одаренной молодежи? Или, сохраняя и развивая уникальные традиции российского образования, гимназия является гарантом дальнейшего развития человека, учит учиться, «позволяет человеку в любых жизненных обстоятельствах реализовать свою линию жизни»?

Современные гимназии – это многопрофильные учебные заведения. Важная составляющая гимназического образования – это учебно-исследовательская деятельность учеников, воспитывающая самостоятельность, творческий тип мышления. В этом отношении особенно интересно было познакомиться с работой гимназии № 271, предложившей тему «Создание мотивационной среды в гимназии через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов». При гимназии работает учебно-методический центр «Интеллект и образование» по обучению инновационным технологиям и методикам. Гимназия внедряет систему согласованного обучения (о ней интересно рассказал Б.А. Комаров, научный руководитель гимназии и преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена), основанную на реализации межпредметных связей. В основе этой системы лежит представление о том, что в современном образовании необходимо переносить акценты с содержания на методологический уровень, т.е. сначала обучать школьников основам мыслительных операций, формам познавательного процесса.

В последний день были проведены мастер-классы. Педагоги гимназии № 7 (Ломоносовской) поделились опытом разработки спецкурса для профильного обучения «Основы исследовательской деятельности учащихся». О.Е. Дроздова (гимназия № 1541, г. Москва) подробно рассказала о своем новом элективном курсе для 8–9-х классов «Лингвистика повседневного общения». Отметим с сожалением, что еще только один мастер-класс Н.С. Стародумовой (гимназия № 144, г. Санкт-Петербург) «Лингвистический парадокс в русском языке» был посвящен лингвистическому и – шире – языковому образованию в гимназии.

На конференции был организован круглый стол «Проблема современного гуманитарного образования» (ведущий – С.В. Волков, редактор газеты «Литература», «Русского журнала», учитель московской школы № 57). Он привлек заинтересованное внимание участников и вызвал оживленное обсуждение. Многие выступавшие согласились с тем, что, гуманитарий – широкое понятие. Это не только тот, кто владеет гуманитарными знаниями. Смысл гуманитарного образования в формировании у учеников высоких гуманитарных критериев.

Редакция

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru