Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2006

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

З.Д.  РЫБОЛОВА,
зам. директора по учебно-воспитательной работе,
Шебекинская гимназия-интернат,
Белгородская обл.


Эффективные приемы работы по формированию орфографических навыков

Формирование орфографических навыков у учащихся – одна из сложнейших проблем при обучении русскому языку. Как найти оптимальные пути при ее решении? Я каждый раз задаю себе этот вопрос, когда в нашу гимназию приходят семиклассники.

В первую очередь необходимо поставить грамматику на службу орфографии, использовать грамматические познания учеников при выработке орфографических навыков, затем организовать мыслительную деятельность, т.е. заставить семиклассников думать. Этому трудному умению я и обучаю детей. Кстати, Н.Алгазина* предлагала изучать все орфографические правила исходя из общих опознавательных признаков. В своей практической работе я придерживаюсь такого же подхода.

Основным приемом обучения является составление лингвистического текста, который строится в соответствии с логикой изучаемого материала. Постижение этой логики и есть основная задача, которая ставится перед учащимися. Всегда надо помнить, что нечетко усвоенные логические этапы применения правила в конечном счете ведут к ошибочным действиям; навык вырабатывается полустихийно, так как обучающийся не сумеет воспользоваться правилом, не осознав его логического построения. Поэтому следующим этапом является обучение детей составлению плана-рассуждения, руководствуясь которым учащиеся гораздо легче определяют то или иное написание слов.

Ответы-рассуждения по плану очень нужны в период усвоения правил. Они заставляют детей думать, анализировать, а не автоматически воспринимать информацию и выполнять задания.

Кроме того, я использую параллельно и прием сравнения, который помогает, во-первых, логически мыслить, рассуждать, во-вторых, лучше осмыслить изучаемый материал, установить сходство или различие, обобщить его, свести несколько правил в одно и таким образом сократить количество правил, подлежащих запоминанию. Так, десять правил о правописании не с частями речи можно свести к одному – «Правописание не со знаменательными частями речи». Другой пример: «Правописание н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях». Эти выводы должны сопровождаться кропотливой работой. Хорошего результата помогают достичь различного рода выборочные диктанты.

 

Прилагательные

Причастия

Наречия

н

     

нн

     

Такие диктанты заставляют детей напряженно работать, выявить слабо усвоенные разделы и способствуют осознанной отработке тех или иных навыков.

С написанием слов, не регулируемых специальными правилами, проводится словообразовательная работа. Учащихся надо научить вчитываться, вдумываться в каждое слово, попробовать установить этимологию слова, найти родственные слова, выделить морфемы – и лишь тогда его записывать. Бесспорно, такого рода работа также приносит свои положительные результаты.

И, наконец, еще одно замечание. Делает детей грамотными не ежедневно выполняемая работа над ошибками, а серьезная, хорошо продуманная, из урока в урок работа по предупреждению возможных ошибок. Это и специально разработанные подготовительные упражнения, и планомерное повторение, систематизация, обобщение изученного материала, и подбор словарного материала, и семантико-стилистический и грамматико-орфографический анализ текста – без них невозможно выработать у детей орфографические навыки.

В качестве примера можно привести упражнение на тему «Правописание знаменательных частей речи с основой на шипящие».

Задание. Впишите в данную таблицу указанные слова.

Смерч, врач, помощь, из-за туч, замуж, настежь, много афиш, шалаш, стеречь, беречь, шипуч, жгуч, ландыш, отрежь, рисуешь, тишь, пять тысяч, полночь, молодежь и т.д.

Цели:

I – осознать трудность написания отдельных орфограмм, относящихся к разным правилам.

II – продолжить дифференцирование правил и закрепить умение логически рассуждать при выборе написания.

Таким образом, только единство всех видов подготовительных работ, осуществляемых в процессе выполнения комплексных тренировочных упражнений, способствует сознательному и прочному овладению необходимым орфографическим материалом, приводит, в конце концов к грамотному изложению своих мыслей на письме, что и является серьезным фундаментом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.


* Н.Алгазина. Совершенствование орфографического навыка. М.: Просвещение, 1972.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru