Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2006

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

Т.К.  ДОНСКАЯ,
профессор кафедры русского языка в национальной школе
Института народов Севера
РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург


Е.А. Быстрова. Диалог культур на уроках русского языка
(СПб.: Просвещение, 2002)

Пособие по развитию речи учащихся 7–9-х классов общеобразовательных учреждений

Е.А. Быстрова. Диалог культур на уроках русского языка

В пособии реализован новый культуроведческий аспект изучения русского языка, в содержание которого входит диалог русской культуры с культурами других народов.

Актуальность такого подхода к обучению русскому языку и развитию речи в многонациональной России нет необходимости доказывать, поскольку функционирование русского языка в РФ как языка межличностного общения уже предполагает одновременно межкультурную коммуникацию. И если этот принцип обучения в методике РКИ уже давно стал методической аксиомой (даже в названии многих кафедр РКИ появилось название «Кафедра межкультурной коммуникации»!), то в общеобразовательной русской школе впервые появилось учебное пособие, в котором этот принцип воплощен последовательно и методически системно.

Эта книга «будет интересна и полезна особенно тем школьникам, которые обучаются на другом языке – башкирском, татарском, осетинском, удмуртском или якутском». Именно им предназначены специальные задания: «Переведите сочетание родной язык на ваш язык. Какой признак родного языка называется в вашем языке?». А русский язык, являясь родным языком русского народа, в то же время является государственным языком РФ, языком науки и культуры для народов России, особенно для малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые не имели письменности до XX века.

Пособие состоит из 4 разделов:

1. Диалог культур в речи. 2. Стили речи.
3. Диалог культур в тексте. 4. Типы речи.

Им предпослано введение «Родной и русский языки в нашей жизни», в котором учащиеся знакомятся с такими базовыми лингвистическими понятиями, как родной язык, материнский язык, русский язык, родной русский язык русского народа, многонациональная Российская Федерация, межнациональное общение, официальный язык, государственный язык, развитой язык. Ни в одном существующем пособии по русскому языку для русских и русскоязычных школ, а также для национальных школ, где обучение ведется на родном языке школьников, нет такого понятного и доступного для учащихся 7–9-х классов разъяснения государственной функции русского языка в современной России.

Автор предлагает учащимся целый ряд заданий, задач и речевых упражнений, которые вводят их в различные ситуации речевого общения на тему «Родной и русский язык»: Расскажите, что значит родной язык в жизни каждого человека, в вашей жизни. Сравните высказывания поэтов – представителей разных народов нашей страны с высказываниями русских писателей. Что, по-вашему, общего в их оценке родного языка? Скажите, когда вы обычно говорите на родном, а когда – на русском языке. Почему? Составьте план сочинения на тему по выбору: «Русский язык в жизни нашей страны», «Родной и русский языки в моей жизни» и т.п.

Для выполнения этих заданий учащимся предлагаются богатый фактический и лексический материал, высказывания и размышления русских и других российских поэтов и писателей о родном и русском языках, фрагменты из книг Л.Успенского, Р.Будагова, Л.Бархударова, В.Костомарова и К.Чуковского о роли языка в жизни отдельного человека и разных народов. Учащимся предлагается в заключительном упражнении высказать свою точку зрения, поспорить с товарищами, одни из которых считают, что есть языки особенно богатые и красивые, а другие – что каждый язык хорош по-своему.

* * *

Направленность на диалогическое общение является главной особенностью этого уникального пособия, вовлекающего учеников в активную речевую деятельность с партнерами по общению.

В качестве примера диалога культур в речи школьники знакомятся с русским речевым этикетом.

Раздел оснащен различными графическими схемами, наглядно отражающими содержание базовых речеведческих понятий язык и речь. В него включены удачные упражнения: они не только формируют у школьников точное знание о языке и речи, но и обогащают моделями словосочетаний как строительным материалом предложения и связного высказывания. Например, словосочетания с прилагательными (язык – родной, трудный, красивый, мировой; речь – устная, письменная, правильная) и глаголами (язык изучают, знают, преподают; речь развивают, совершенствуют, слышат, понимают). Кроме языковых упражнений, в разделе можно найти познавательные тексты о языке и речи: например, «Что такое язык?» (В.В. Колесов), притча Эзопа о языке. Так от упражнения к упражнению развиваются критическое мышление учащихся, их умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, спорить или соглашаться с авторами текстов, ведя с ними диалог о роли языка и речи в жизни человека, опираясь на материалы учебного пособия и свой личный опыт.

Е.А. Быстрова вводит в учебное пособие толерантные формулы согласия/несогласия в речевом общении. Они отражены в таблицах «Как выразить согласие» и «Как выразить несогласие» и в памятке о корректном речевом поведении. Для закрепления полученных знаний предлагаются упражнения, отражающие реальные ситуации общения подростков: 1) выразите согласие в правильности одного из предложенных мнений, используя необходимые выражения. Докажите свою точку зрения; 2) используя материал памятки, напишите небольшое сочинение на тему «От чего зависит успех в споре»; 3) по материалам памятки проведите диалог на тему «Хочешь победить в споре – умей убеждать»; 4) проведите диалог-спор на тему «За и против», используя советы памятки, разные формулы согласия/несогласия.

* * *

В разделе «Стили речи» обращено особое внимание на выбор языковых единиц различного стиля в зависимости от ситуации общения. Большое место отведено сопоставительным аналитическим текстовым упражнениям с такими заданиями: 1) сопоставьте тексты, скажите, к какому стилю речи они принадлежат, что в них общего и чем они отличаются друг от друга, чем объясняются эти различия; 2) какую речь вы используете, рассказывая товарищу о поездке, какую – в общении с друзьями, в семье, на перемене, какую – в школьном сочинении, в ответе на экзамене; 3) попробуйте передать содержание басни «Слон и Моська», используя книжную речь; 4) как вы сообщите родителям о собрании и чем будет отличаться ваше сообщение от прочитанного объявления; 5) сравните два текста, скажите, в каком из них представлен научный стиль, аргументируйте свой ответ и т.д.

Несомненным достоинством раздела является подбор прекрасных дидактических текстов из статей Д.Лихачева, К.Чуковского, О.Сиротининой, Н.Формановской, учебные статьи самой Е.А. Быстровой. Особенно хочу отметить ее текст о различных представлениях у каждого народа о вежливости – у узбеков, армян, кабардинцев, англичан, индейцев, главки «Ты и Вы», «Это интересно» (об употреблении местоимений в русском, итальянском, польском, английском и американском языках), здесь же предлагается рассказать о разных формах обращения в родных языках учащихся.

Важно, что наряду с понятием научный стиль автор знакомит учащихся с научно-популярным стилем, с риторическим вопросом как отличительным признаком научно-популярного стиля.

В разделе «Стили речи» автор знакомит с жанрами речи, характерными для того или иного стиля общения. Так, для официально-делового стиля это: заявление, доверенность, справка, объявление, резюме, оформление почтовых адресов.

Для публицистического стиля автор пособия называет характерные стилистические приемы: повторы, параллелизм, риторические вопросы, антонимы и другие средства выразительности. Здесь же предлагаются упражнения и речевые задачи, выполняя которые учащиеся убеждаются в необходимости отбирать языковые стилистические средства в зависимости от ситуации, жанра и участников общения: проведите диалог-спор, используя выражения согласия/несогласия, обосновывая свою точку зрения; подготовьте монологическое высказывание на тему «Публицистическая речь» по плану; напишите сочинение на тему «Умей отстоять свою точку зрения, используя элементы публицистического стиля»; подготовьте выступление на тему «Мой родной язык» («Моя родная литература»)... Особое внимание обратите на выступление, постарайтесь уже в нем вызвать интерес к теме, установить контакт со слушателями, возбудить их внимание.

* * *

В завершающих разделах диалог культур как стратегический принцип построения данного учебного пособия и как средство развития речи в культуроведческом аспекте сохраняется. Например, предлагаются такие задания в главе «Типы речи»: сравнить описание летнего утра в тексте М.М. Пришвина и в произведении национального писателя; описать центральную площадь родного города; описать в письме к другу свой родной город (село); прочитав текст, подумать, согласны ли вы с утверждением, что представление о красоте, в частности о женской красоте, различно у разных народов.

Среди оригинальных диалогических упражнений и задач отметим упражнение, в котором предлагается написать сочинение, ответив на вопрос «Русский человек. Каков он?». У ребят обязательно вызовут интерес ответы их сверстников. Ученики могут вступить в диалог с одногодками.

Значимость данного пособия видится в том, что традиционно диалог культур понимается методистами как диалог между русской и западной культурами, а в пособии Е.А. Быстровой впервые говорится о культурном диалоге между народами Российской Федерации.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru