Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2006

ШКОЛА, УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Проблема почерка в современной школе

Если спросить у учителей, существует ли проблема почерка, ответ скорее всего будет однозначным. На самом деле, попробуйте расшифровать эти линии, похожие на размытый рисунок кардиограммы, или выведенные бисерным почерком причудливые иероглифы, или того хуже – разлапистые закорючки, одинаково изображающие п, к, н, и.
Конечно, у каждого свой характер и свой индивидуальный почерк. Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Возможно, работа над улучшением почерка оказывает влияние и на самого пишущего, например, помогает обрести большую уверенность в себе. Но учителей русского языка прежде всего волнует другое – разборчивость почерка, различение букв а и о, узнаваемость слов. Не лишним будет и ученикам напомнить о культуре письма, о том, над чем надо заранее поработать, чтобы их письмена могли быть прочитаны.

«Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной им бумаги, так как в нем выражаются преступность, радость, печаль, озлобленность, жестокость, настроение духа и тому подобное».

(Габриель Тард)

В современной школе мало внимания уделяется почерку. В 6–7-х классах учителя не могут изменить уже состоявшийся почерк ученика. В младшей школе педагоги зачастую желают только научить писать, не обращая внимания на каллиграфию.

Одним из первых ученых, рассмотревших и поднявших проблему почерка в школе, стал крупнейший методист Николай Сергеевич Поздняков.

Давно известно, что с улучшением почерка в школе повышается грамотность. Современные школьники, боясь допустить ошибку, пишут некоторые буквы одинаково (например: о и а, м и н), однако «хитрость» эта вредит прежде всего им, потому что их зрительная память так же спорно воспринимает написанные слова. Следствие этого – повторяющиеся ошибки даже в несложных словах.

В довоенной школе на рабфаках проводились выставки почерков, которые призваны были пробудить интерес учащихся к проблеме. Н.Поздняков мечтал создать профессиональную каллиграфическую школу, занятия в которой были бы посвящены постановке четкого, добротного, каллиграфического почерка. Не устарела эта идея и сегодня. Многие наглядные материалы выполняются с помощью информационных технологий и компьютерных возможностей, но в школе до сих пор остаются востребованы стенгазеты, плакаты, выполненные руками учащихся.

Поздняков призывает выработать четкость почерка. В качестве примера раскрывает опыт изучения почерка американских и французских ученых, активно работающих над постановкой четкого письма.

В статье «Почерк в современной школе»1 Поздняков вслед за американскими методистами приходит к выводу, что почерк тесно взаимосвязан с психологией человека.

Cтраничка из ученической тетради Петра I

Cтраничка из ученической тетради Петра I

Специальное учение о почерке как отражении свойств характера и психологических состояний человека называется графологией. Впервые этот термин появился в трудах аббата Ипполита Мишона (1807–1881) в 1871 году. Французский священнослужитель основательно проработал данные графологии, строго их систематизировал. Намеки на существование графологии встречаются еще у древних греков.

В конце XX века графология активно разрабатывалась в отечественной и западной науке.

Психолог И.Моргенштерн в 1903 году предложил переименовать графологию в психографологию, потому что «при анализе почерка всегда приходится учитывать психологическое состояние личности»2.

В науке доказано, что уже в детстве закладываются основы почерка. Н.С. Поздняков подробно описывает становление детского письма. Ученому важно показать, что на четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.

Причины, влияющие на почерк, можно разделить на 3 группы:

1) физиологические – возраст;
2) психологические – уровень развития;
3) технические – положение бумаги, ручки, качество ручки, поза пишущего.

Н.С. Поздняков поднимает вопрос о том, как строить процесс обучения почерку. Следует:

– обращать внимание на качество материалов для письма и технику письма учителя;
– развивать гибкость руки;
– предоставлять образцы правильного написания букв;
– контролировать, как ученики передают форму букв;
– классифицировать погрешности.

Также важно и эстетическое восприятие, условия, в которых работает учащийся: положение корпуса ученика, положение головы, пальцев и тетради.

Н.С. Поздняков разработал свой авторский четырехлетний курс обучения почерку.

1-й год обучения

Предварительное запоминание очертаний букв.

Учащиеся пишут между 2 параллельными линиями без косых с расстоянием между ними в 1 сантиметр.

2-й год обучения

Выработка правильного ритма письма, нажима, наклона.

3-й год обучения

Совершенствование в формах букв, дальнейшее развитие скорости письма.

4-й год обучения

Выработка плавности почерка.

Н.Поздняков сопоставляет вопрос о почерке с вопросом о культурном письме.

Хочется надеяться, что эта заметка заставит учителей-словесников по-новому взглянуть на давно знакомое явление. А это всегда полезно как теоретически, так и практически.


1 Поздняков Почерк в современной школе // Родной язык в школе. Книга 5. 1927. С. 220–239.

2 Моргенштерн И. Психографология // Тайны характера. Чтение характера по почерку. Харьков: Фолио, 1996. С. 10.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru