Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.


Любимые цветы

Использование частиц в речи

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.

(Х.К. Андерсен)

Оформление доски. Фотографии цветов, о которых будет идти речь на уроке.

1. Риторические обороты речи – риторические восклицания, риторические обращения и риторические вопросы – усиливают выразительность, эмоциональность речи. Риторический вопрос не требует ответа.

2. Язык цветов (эта запись пока закрыта).

Роза – влюбленность, любовь, гордость.
Гвоздика – честь и свобода, верность.
Ландыш – тайная любовь, излияние сердца, ласка.
Лилия – честность, невинность, чистота.
Нарцисс белый – кротость, смирение.
Нарцисс желтый – самовлюбленность.
Тюльпан – большое счастье, гордость.

3. Икебана – искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам икебаны.

Слово учителя. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и других праздниках, приходят в памятные даты. Где бы ты ни был: дома, на работе, – цветы необходимы, без их красоты беднее становятся наши дни. Нам хочется видеть цветы весной и в лютые морозы, жарким летом и поздней осенью.
Вы обратили внимание, что наши отрицательные эмоции снимаются, когда мы находимся на природе? Поэтому, устав от будничной суеты, от унылого однообразия, мы идем общаться с природой, которая врачует наше настроение. Цветы открывают перед человеком возможности познать прекрасное, ощутить полноту жизни.
Дарить цветы – значит выражать чувства любви, благодарности, расположения или уважения. С цветами связан духовный мир человека. И хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно, – это красота цветов. О ней мы сегодня и поговорим.

(Ребята принесли открытки с изображением цветов, собственные рисунки и живые цветы, которые поставлены в вазы. Ученики разбиты на группы, каждая из которых выполняет свое задание, а затем отчитывается о выполненном в классе. Творческие работы выполняются совместно всеми группами.)

К-1 (для группы сильных учеников). Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы. (Текст закрыт пленкой, на которой ученики выполняют нужные работы: вставляют буквы и расставляют знаки препинания.) Вставьте в текст название цветка.

Почему мы все реже и реже восхищаемся полевым цветком р_стущим у дорог_ апрельским тума_ным и бе_звучным дождем кленов_ми листьями вмер_шими в речной лед теми чудесами которые (не)перестали быть чудесами?
Вот первые _______ – настоящ_ чудо... Ум_рающий снег почти прозрачен и пропитан водою наскво_ь. Солнце днем нагр_вает стволы деревьев. Снег прота_вает до самой земли и деревья словно в чашах стоят. Даже самый тонкий ствол_к п_ет воду из своего блюд_чка. И тут(же), под кустами, пробив край сугроба наклонились (желтовато)зеленые стрелы ____. Цветы их опуще_ны (в)низ как готовые упасть капли. Только (с)начал_ они кажутся белыми. Ведь цветок как бы переливается осв_щаясь (из)нутри. А в сумерках когда еще подм_раживает гибкие стрелки опускаясь словно пряч_т цветы в снег. Живые капли теплы они дышат и от их дыхания по_вляются в снегу крохотные лунки... Ну разве не чудо?

(По И.Соколову-Микитову)

1. Как можно озаглавить текст?
2. Какого типа текст перед вами: описание, повествование, рассуждение?
3. Чем в этом тексте является первый абзац? Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней?
4. Благодаря каким художественным приемам и деталям вам удалось увидеть этот цветок?
5. Есть ли здесь сравнения? Для чего их использует автор? (Помните, что сравнения присоединяются с помощью союзов как, как бы, словно, точно, будто.) Что изменилось бы, если бы мы убрали сравнения?
6. Выделите частицы и укажите их разряд. Докажите, что они усиливают значения отдельных слов, выразительность фразы, а значит, и всего текста. Сделайте вывод о роли частицы в тексте.
7. Для чего автор в начале текста использует риторический вопрос?

К-2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Нужно бережно относит_ся ко всем р_стениям, даже к тем которых очень много и они р_стут (по)всюду. И если уж срываеш_ (не)сколько цветков то (не)бери самых крупных самых пр_влекательных. Из их сем_н выр_стут такие(же) красивые р_стения. Сорва_ный цветок быстро увян_т а оставле_ный р_сти не только пораду_т своей красотой многих людей но и даст жизнь сотням себе подобных.

(М.Аспиз)

1. Как можно озаглавить этот текст?
2. К какому стилю вы его отнесете? По каким признакам вы определили стиль речи?
3. Какому правилу научил вас автор статьи? Согласны ли вы с ним?
4. Укажите частицы и их группы в тексте. Каких частиц в тексте больше? Случайно ли это? Для чего автор использует частицы именно этой группы?

К-3. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы (карточка предлагается для группы сильных учеников и обтянута для быстроты работы пленкой, на которой выполняются все задания).

Цветы существа живые и у каждого свой х_рактер, поэтому в вазе (не)всегда ладят друг с другом.

Самый (не)уживчивый цветок это ландыш(?). Поста_те его в одну вазочку с фиалкой (не)забу_кой или другими весе_ними цветами – пере_сорятся (не)преме_но. Победителем выйдет ландыш(?) а другие цветы завянут. Одна лишь примула сильнее его.
Душистый горошек то(же) (не)уживчивый цветок поэтому и он должен стоять в отдельной вазочк_.

Быстрее завянут тюльпаны и нарци_сы если их соед_нить в одном букет_. Роза терпеть (не)может резеды и жестоко ра_правля_тся с ней. (Не)долюблива_т роза и гвоздику а с лилией дружит. И если посадить их рядом будут хорошо р_сти и цвести.
Р_стения живя в воде или почве выделяют особые вещества. Одни из них помогают окружающим р_стениям а другие угнетают их сдерживают их рост.

(По В.Ветлиной)

1. Как бы вы озаглавили текст?
2. Какова основная мысль текста?
3. Наблюдали ли вы за таким явлением, о котором говорит автор?
4. Выпишите названия всех указанных в тексте цветов. Можно ли утверждать, что каждый цветок имеет свой характер? Если да, то попробуйте определить характер некоторых цветов, названия которых указаны в тексте.

К-4. (Работа проводится на пленке.) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

Как (н_)пр_красен тюльпан своей окраской как (н_)оригинальна его форма но почему(то) (н_)греческая (н_)римская мифология (н_)создали о нем (н_)какого ск_зания. И это тем более стра_но что тюльпаны в диком состо_ни_ в обили_ р_стут в Греци_ где их (н_)могли (н_)заметить как сами жители так и все те которые были тв_рцами мифологии.
Первые сведения об этом пр_лес_ном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде ф_наря или кубка цветок (н_)мог пройти (не)замеч_ным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами которые утверждали что с девстве_ной красотой этого р_стения (н_)могут сравнит_ся (н_)нежные движения кипариса (н_)даже сама роза.
Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный волшебный праз_ник тюльпанов.

(По Н.Ф. Золотницкому)

1. Как можно озаглавить текст?
2. Определите его микротемы (составьте план).
3. Какие частицы используются в тексте? Определите их разряд. Для чего они служат в данном тексте?

К-5. (Работа идет на пленке.) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Напишите название цветка, о котором идет речь в тексте.

Его родина далекая Мексика. (Ярко)ж_лтые соцветия _____ к_зались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами спустившимися на землю. Таинстве_ную связь р_стения с древним светилом усматривали так(же) в том что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца что(бы) поймать его горячие лучи. (В)следстви_ связи _____ с солнцем его сч_тали св_ще_ным.
Когда испанские м_ряки пр_плывшие вместе с Колумбом в Америку завезли р_стение к себе на родину восторгам (не)было конца. Каждый у кого был клоч_к земли старался выр_стить (не)обычайный цветок. А другие ра_водили _____ в горшках как комнатное р_стение. В нем вид_ли пр_лестное живое украшение (не)подозревая что от него может быть какая(то) польза.
И только в России крепос_ной крестьянин Даниил Бокарев см_стерил (не)большой пресс на котором стал выжимать _____ масло. Это было в 1829 году.

(По Н.Осипову)

1. Озаглавьте текст.
2. Составьте план его (обозначьте микротемы).
3. Какое применение нашел этот цветок у нас в России?
4. Какие частицы и для чего использованы в тексте? Зависят ли от их употребления выразительность и эмоциональность текста?

После выполнения работы в группе выслушивается отчет каждой группы о результатах своих наблюдений.

Вначале читаются тексты. Затем дается связный отчет на задания к этому тексту. Ученики другой группы выслушивают ответы, при необходимости дают пояснения или замечания. Делается вывод о роли частиц в тексте.

Слово учителя.

На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распушились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.

(Из книги С.Красикова «Легенды о цветах»)

– Напишите небольшое сочинение о подснежнике. С какими чувствами у вас связано появление этого цветка?

Слово учителя. Как только появляются первые цветы, так и хочется сорвать их, принести домой. Многие так и делают. А нужно ли это? (Выслушиваем отчет о работе группы, выполнявшей задание на карточке 2.)
– Как вы поняли основную мысль этого текста? Запишите свои мысли и объясните правильность советов.

Слово учителя. Знаете ли вы, что такое икебана? Почему в одних букетах цветы стоят долго, а в других вянут чуть ли не на глазах? (Слушаем отчет группы, выполнявшей работу по карточке 3.)
Откроем запись на доске «Язык цветов» и попробуем определить причину неуживчивости цветов, о которых говорится в тексте.
– Напишите, какой букет вы хотели бы составить и подарить (любимому другу, подруге, родственнику или учителю). Почему именно такой?

Слово учителя. А теперь поговорим о тюльпанах.

Не радужное марево туманов,
Не золотые выплески зари,
Колышется мелодия тюльпанов
Возвышенной симфонией земли.
Они переполняют счастьем душу,
Рассудок заставляют ликовать,
И потому их надо сердцем слушать,
Восторженной душой воспринимать.
Такое буйство красное в зените
Несет крутой тюльпановый прибой,
Что вы в зените этом захотите
Однажды искупаться с головой.
Тогда-то и услышите нежданно,
Что сердца плеск с цветками заодно, –
Подобно сердце венчику тюльпана
И тою же зарей напоено.

(Из книги С.Красикова «Легенды о цветах»)

(Отчет группы, работавшей по карточке 4.)

– Опишите подсолнечник. Определите, почему его так назвали. Какие эмоции у вас связаны с этим цветком?

(Слушаем отчет группы, работавшей по карточке 5.)

Итог. Мы сегодня говорили с вами о цветах, о бережном отношении к ним, об искусстве составления букетов и о частицах, которые помогали нам при описании цветов. Итак, для чего же в речи служат частицы? (Подведение итога ребятами.) А дома вам предлагается творческое задание на выбор:

– опишите любимый цветок;
– придумайте легенду или сказку о цветке с использованием частиц.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru