Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Л.Г. ЗАЗУЛИНА,
школа № 57,
г. Оренбург


Описание местности. Город

Подготовка к сочинению

7-й класс

I. Изложение-миниатюра

Задание. Подумайте: где находится наблюдатель по отношению к тому, что он описывает? Что дает каждая из точек обзора?

Текст 1

Едем под Кремлем крепкой еще дорогой, зимней. Зубцы и щели... и выбоины стен говорят мне о давнем-давнем. Это не кирпичи, а деревянный камень, и на нем кровь, святая. От стен и посейчас пожаром пахнет. Ходили по ним святители, Москву хранили.

(И.Шмелев)

Текст 2

Если бы читатель мог перенестись лет на триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву, он нашел бы в ней мало сходства с теперешнею. Берега Москвы-реки, Яузы и Неглинной покрыты были множеством деревянных домов с тесовыми или соломенными крышами, большею частью почерневшими от времени. <...> Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу.

(А.Толстой)

II. Работа с текстом. Наблюдения над стилем

Текст 3

Москва... какая же она большая!.. Смутная вдалеке, в туманце. Но вот яснее... Я вижу колоколенки, золотой купол храма Христа Спасителя, игрушечного совсем, белые ящички-домики, бурые и зеленые дощечки-крыши, зеленые пятнышки-сады, темные трубы-палочки, пылающие искры-стекла, зеленые огороды-коврики, белую церковку под ними... Я вижу всю игрушечную Москву, а над ней золотые крестики!

(И.Шмелев)

Задание. С помощью каких языковых средств выражено отношение автора к тому, что он описывает? (Хорошо, если дети найдут слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; стилистическую фигуру, называемую «именительный представления», вспомнив о ее роли в тексте; риторические восклицания.)

III. Сочинение по воображению

Задание. Перед вами описание Московского Кремля в раннее весеннее утро. Представьте себя у стен Кремля, выберите определенное место для наблюдения и опишите Кремль в другое время суток, например, вечером или ночью, в другое время года, в ненастную, дождливую погоду или в метель. Постарайтесь передать свое отношение к этому историческому памятнику. В этом вам помогут различные стилистические фигуры, эмоционально-экспрессивная лексика.

Текст 4

Посмотри на зубчатые стены Московского Кремля рано утром, когда солнце только-только восходит над столицей. Еще кругом мглистый туман и мосты едва-едва различимы над Москвой-рекой, а лучи солнца уже играют-переливаются на литой шапке каменного великана Ивана Великого и падают на зелень холмов, покрытых цветущим вишневым облаком...

(Е.Осетров)

IV. Свободный диктант

Текст 5

Вам, наверное, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к «Сказке о царе Салтане». Именно ту картинку, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном и каменистом острове.
Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый и островерхий град... Представьте себе сотни островерхих шатров, розовеющих на заре, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. «Москва – это нечто сказочное», – заметил Кнут Гамсун, совершив в свое время путешествие по России.
«В Москве около четырехсот пятидесяти церквей и часовен, и когда начинают звонить все колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город», – отметил знаменитый норвежец, побывавший в четырех из пяти частей света.

(По В.Солоухину)

V. Изложение с элементами сочинения

Задание. Совершив мысленное путешествие по Соборной площади Кремля, вы можете передать те мысли и чувства, которые переполняют вас: ведь вы – в сердце самой России.

Мы на просторной, светлой кремлевской Соборной площади. Над соборами возвышается колокольня Ивана Великого, что, как «часовой в белой одежде, как рында, в золотой шапке, как князь, сторожит покой Кремля», по словам Герцена. Мы в сердце России.
Из соборов всех величественней прославленный Успенский, располагающийся в центре Соборной площади.
Возводил главный храм России итальянский мастер. Звали его Фиораванти, а Аристотелем он был прозван за «строительную мудрость». В своей родной Болонье и в других итальянских городах он заслужил славу искусного архитектора и инженера.
Фиораванти съездил во Владимир и взял за образец для нового кремлевского собора тамошний знаменитый Успенский собор. Новый собор, как того требовал Иван III, должен был своей внушительностью превзойти все соборы на Руси.
Неоспоримы заслуги Аристотеля Фиораванти: этот итальянский мастер проникся духом русского искусства. Белокаменный собор, увенчанный золотыми куполами идеальных пропорций, чисто русский в своей богатырской мощи.

(По Л.Любимову)

VI. Изложение по картине А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.».

Все, за что брался Александр Дейнека, он делал азартно и самозабвенно: создавал ли скульптуры или огромные живописные полотна, пейзажи или рисунки...
Задержимся у одной из его картин. Она висит в Третьяковской галерее и называется «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.».
Картина изображает окраину Москвы в тот холодный, тревожный ноябрь, когда наступление фашистов, рвущихся к столице, наконец-то захлебнулось.
Скупой городской пейзаж на холсте вмещает в себя многое: неуютность покинутых человеком жилищ, настороженность пустых улиц, решимость людей не пустить за этот рубеж врага. Хотя людей на картине нет, но о них напоминают и противотанковые, сваренные из рельсов ежи, и мчащийся грузовик... Ветер хлещет по его борту. Грузовик как бы приподнят над зрителем благодаря низкой точке наблюдения. Этот несложный прием усиливает в картине настроение тревоги, которое так характерно для трудной осени сорок первого года.
Художник, написав лишь городской пейзаж, сумел дать почувствовать нечто неизмеримо большее – крепкую волю и решимость москвичей отстоять родной город.

(По И.Смольникову)
(150 слов)

Задания

1. Внимательно рассмотрите полотно А.Дейнеки.
2. Обратите внимание на колорит картины. Как он дополняет содержание этого произведения?
3. Расскажите, что изобразил художник на картине «Окраина Москвы», вспомнив при этом, что враг находился всего лишь в 40 километрах от столицы.
4. Подумайте: какой можно подобрать эпиграф к вашей работе?

Литература

1. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 912 с.: илл.

2. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Брндаренко С.М. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1991. 256 с.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru