Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2006

Я ИДУ НА УРОК
Учебник русского языка под редакцией Разумовской М.М.

Е.А. СЫЧЁВА,
гимназия № 1541,
г. Москва


Употребление предлогов в речи

7-й класс

Цели урока:

– обобщить знания учащихся по теме «Предлог»;
– развить умения и навыки работы с текстом;
– показать связь уроков русского языка с уроками лингвистики и уроками иностранных языков (французского, английского);
– научить учащихся правильно употреблять предлоги в речи.

1. Разминка.

Найдите лишнее словосочетание:

а) навстречу ветру, на встречу выпускников училища, навстречу колонне автомашин;
б) благодаря таланту, благодаря экскурсовода, благодаря трудолюбию;
в) вблизи берега, мимо дома, идти мимо.

2. Работа с текстом.

Озорниковатый март капризничал, как балованное дитя, – то сеет ____ землю густой тучей тяжелые пушинки снега, то вдруг зажжет яркое солнце и ____ час растопит пуховые цветы ____ темных сучьях деревьев. Журчат ручьи, выбиваясь ____ сугробов, и слышно, как вздыхает, оседая ____ земле, подмытый снег. Все глубже и шире ____ каждым днем голубые прорези неба ____ серой массой встревоженных облаков, – и когда смотришь ____ эти бездонные ямы небес – жизнь становится легче, праздничней.

Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу предлоги: на, в, из-под, к, с, между. (Один ученик читает текст вслух.)

– Что делает текст таким выразительным? (Сравнения, эпитеты, метафоры.)
– Чем интересен эпитет озорниковатый? Как образовано это прилагательное?

Выпишите из текста предлоги, которые вы вставили в текст, вместе с существительными и укажите, с каким падежом они употреблены.

3. Употребление предлогов с одним и несколькими падежами.

Задание 1. Назовите предлоги (вместе с существительными), которые употребляются с двумя-тремя падежами (после работы с текстом).

Задание 2. Сделайте вывод, с какими падежами употребляются предлоги. Подчеркните окончания существительных и предлоги.

Скользить по воде, бродить по городу, стрелять по мишен_, справочник по пунктуац_, ошибаться по неопытност_, послать по почт_; стоять по пояс в вод_, пролистать книгу с первой по сороковую страницу, по окончан_ сериала.

Задание 3. В каком падеже и с каким предлогом употребляется существительное (или местоимение) при глаголах скучать, тосковать? Предложите свои примеры.

(Скучать по сестре, отцу; по деревне, школе; тосковать по родным лесам и полям.)

4. Роль предлогов в русском, английском, французском и немецком языках.

Приведите примеры французских и английских глаголов, требующих после себя слова с определенным предлогом.

Фр. яз.

Repondre a` quelqu’un (ответить кому-то).
Ecrire a` quelqu’un (написать кому-то).
Telephoner a` quelqu’un (позвонить кому-то).
Parler de quelque chose a` quelqu’un (говорить о чем-то с кем-то).

Англ. яз.

To come into the room (входить в комнату).
To look for (искать что-либо).

Давайте сравним средства грамматической связи слов в русском и других языках, которые вы изучаете в гимназии.

Чем выражена эта связь в русских словосочетаниях?

(Ответ. Эта связь выражается с помощью падежного окончания существительного и предлога.)

Как выражается связь между словами в этих же словосочетаниях во французском, английском и немецком языках?

Фр. яз.

Aller a` l’ecole (идти в школу).
Revenir de l’ecole (возвращаться из школы).

Англ. яз.

To go to school.
To return from school.

Нем. яз.

In die Schule gehen.
Aus der Schule.

(Ответ. Эта связь выражена только с помощью предлога.)

Вывод. При сочетании слов всякий язык использует определенные средства грамматической связи. Для правильного владения языком знание этих средств просто необходимо.

5. Стилистическое использование предлогов.

В русском языке много синонимичных предлогов. Например, около, вокруг, близ... Какой выбрать? Предложите свои примеры.

Задание. Предложите свои примеры с этими предлогами.

Вывод. Таким образом, выбор предлога обусловлен тем или иным стилем речи.

Такие различия между предлогами называются стилистическими.

Задание 1. Вставьте нужный предлог от или для.

Средство _ выведения пятен.
Дым _ костра.
Секрет _ тебя.

Где возможно использование двух предлогов?

Задание 2. Сопоставьте предлоги: в – во; с – со.

С вещами – со словами.
В галерее – во владении.

Зачем добавляется о? (Нарушаются законы благозвучия.)
Чем продиктовано прибавление о в этом случае?

В дни праздника – во дни сомнений...

(За счет предлога во создается высокий, торжественный стиль.)

6. Заключительная часть.

Что такое предлог?
Надо ли так подробно изучать эту часть речи?

Мы продолжим наш разговор о предлоге в 8-м классе, когда будем изучать управление, – именно этот способ связи обслуживает предлог: вместе с окончанием зависимого слова он является средством грамматической связи между главным и зависимым словами.

А пока... скажем нашему предлогу спасибо.

Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как важна эта часть речи, от каких ошибок может нас предостеречь правильное употребление предлогов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru