Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

С.В. КАМАЛОВА,
Республика Татарстан


«Унылая пора! Очей очарованье!..»

На страницах школьного сочинения

7-й класс

Цели:

– обучение творческому подходу при описании любимого уголка природы, умению отобрать нужную лексику, синтаксические конструкции при построении текста;
– развитие творческого воображения, творческих способностей учащихся;
– воспитание наблюдательности, бережного отношения к природе.

Наглядность: рисунки ребят «Краски осени»; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Домашнее задание к уроку:

1. Видеосъемка осеннего леса «Октябрь уж наступил».
2. Осень в моих стихах.
3. Отбор материала из энциклопедии «Кирилл и Мефодий» – осень на полотнах великих художников.
4. Рисунки учащихся «Краски осени».
5. Подборка стихов об осени. Выучите наизусть.

ХОД УРОКА

1. На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» учитель читает строки из стихотворения А.Пушкина «Осень».

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

– Какие еще прозаические или поэтические произведения об осени вам знакомы? Прочтите любимые строки. (Учащиеся называют авторов, читают произведения.)

– О каких полотнах великих художников рассказывает нам энциклопедия «Кирилл и Мефодий»? (Слушаем подготовленное сообщение: Исаак Левитан нарисовал такие картины, как «Золотая осень», «В осеннем парке»; вот репродукции его картин. Кисти французского художника Дюпре принадлежит вот эта картина (показ идет через компьютер).

– Сегодня и мы попытаемся выразить свое отношение к осени – мы будем описывать любимый уголок природы.

2. В качестве домашнего группа ребят получила задание – сделать видеосъемку осеннего леса, подобрать музыку. Просмотр видеосъемки «В осеннем лесу».

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад...

(А.Пушкин)

– Как вы думаете, удалось ли нашей съемочной группе «нарисовать» осень? (Ребята дают оценку режиссерской и операторской работе.)

– Какая зарисовка вам больше всего понравилась?

– Всегда ли осень такая, какой вы увидели ее в видеофрагменте? Какая осень вам по душе? (Ответы учащихся:

  • кто-то говорит об осени разноцветной, сухой, солнечной; в этом суть ее очарования;

  • кто-то – о дождливой осени; вот почему она унылая;

  • кто-то, используя домашнюю заготовку, читает свои стихи, посвященные осени.)

– У каждого из вас свое представление об осени. (Учитель также обращает внимание учащихся на выставку рисунков.)

Б.Кустодиев. Осень в провинции

Б.Кустодиев. Осень в провинции

– Помогает ли музыка понять, ощутить, что осень – это грустная, унылая пора, время года с особой тишиной... (Ответы учащихся: нежная мелодия, грустная, слышатся звуки, похожие на шум дождя, шорох листьев...)

– Сегодня мы будем писать сочинение на тему «Унылая пора! очей очарованье!».

– Вспомним, что характерно для такого типа речи, как описание. С каким другим типом речи можно соединить описание? (Ответы учащихся: при описании мы сосредоточиваем свое внимание на видимых предметах. Соединить описание можно с повествованием, т.е. рассказом.)

– В каком стиле речи должно быть написано сочинение? (Ответ: публицистическом: в своем сочинении я, например, делюсь с друзьями своими чувствами, мыслями.)

3. Обратимся к словарной работе (запись в тетради):

осенний облачный (безоблачный, солнечный, дождливый) день, туман расстилается, воздух чист, прозрачен; листья пурпурно-красные, багряные, красноватые, желтые, бурые; шорох, шуршание, шелест (слова-синонимы), безветрие, тишь, затишье.

– Рассмотрим синтаксические конструкции для сочинения (возможные начала):

  • 1-й ряд – как можно построить начало сочинения, используя односоставные предложения?

  • 2-й ряд – как можно построить начало сочинения, используя вопросительные предложения?

  • 3-й ряд – как можно построить начало сочинения, используя восклицательные предложения?

Возможные ответы:

  • 1-й ряд. Осень... Иду по лесной тропинке. Под ногами шорох листьев. В воздухе пахнет грибами...

  • 2-й ряд. Что это? Что за легкий шум? Или это чьи-то шаги?

  • 3-й ряд. Хорош осенний лес в ясные, солнечные дни! Прекрасен он в своем разноцветном уборе!

– Думаю, пришла пора взяться за перо. Расскажите о своей осени, о той, что вам запомнилась из видеофильма, о той, что вы любите наблюдать, о той, что вам по душе.

Попробуйте описать и траву под ногами, и кустарники, и деревья, и воздух, и небо, не пропуская ничего из того, что окружает нас, радует красками, незабываемыми запахами, звуками.

(Самостоятельная работа учащихся в тетрадях, в конце урока зачитываются 1–2 работы, учитель подводит итоги, всех благодарит.)

4. Задание на дом: допишите сочинение.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru