Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2006

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Т.А. КУШЕВИЧ,
г. Орел


Тексты с грамматическим и творческим заданием

Тексты с заданиями предназначены для подготовки к Единому государственному экзамену. Работа с каждым текстом рассчитана на два аудиторных часа. Также тексты могут быть использованы в качестве контрольных диктантов. Творческое задание можно выполнять и дома. Предложенные материалы могут использоваться на факультативных занятиях.
Примечание
Для удобства выполнения грамматического задания предложения в тексте нумеруются.
Объем творческого задания составляет не менее 150 слов (приблизительно равен объему предлагаемого текста).

№ 1

1. Горького я впервые увидел в Петрограде зимой девятьсот пятнадцатого года. 2. Спускаясь по лестнице к выходу, я засмотрелся на детей, играющих в вестибюле. 3. В то же время в парадную легкой и властной походкой вошел насупленный мужчина. 4. Лицо у него было сердитое и даже как будто злое. 5. Длинные усы его обледенели, и от этого он казался еще более сердитым.

6. Детей звали спать. 7. Они расшалились, не шли. 8. Человек глянул на них и сказал, не замедляя шагов: «Даже кит ночью спит!». 9. В эту секунду вся его угрюмость пропала, и я увидел горячую синеву его глаз. 10. Взглянув на меня, он снова насупился и мрачно зашагал по ступеням.

11. Когда я познакомился с ним ближе, я заметил, что у него на лице чаще всего бывают эти два выражения. 12. Одно – хмурое, тоскливо-враждебное. 13. И другое выражение, всегда внезапное: празднично-застенчиво-умиленно-влюбленное. 14. Позже я заметил, что приливы влюбленности бывали у Горького, когда он говорил о детях, о замечательных людях и книгах. (По воспоминаниям К.И. Чуковского)

Задание

1. Выпишите из 1-го абзаца заимствованное слово. Назовите признак его иноязычного происхождения.

(Вестибюль. Заимств. в ХIХ в. из франц. языка, помещение (ср. передняя) при главном входе в здание (преимущ. общественное). Для русского языка нехарактерно сочетание звуков [бю].)

2. Выпишите из 1-го абзаца 2 слова, образованных путем перехода из одной части речи в другую. Определите, к какой части речи они относятся.

(Горький, парадная – субстантивированные прилагательные.)

3. Выпишите из 1-го и 3-го абзацев слова в форме сравнительной и превосходной степени. Определите их начальную форму и часть речи:

  • более сердитым – составная сравнительная степень; н.ф. сердитый, прил.;

  • чаще всего – составная превосходная степень; н.ф. часто; нареч.;

  • ближе – простая сравнительная степень; н.ф. близко; нареч.;

  • позже – простая сравнительная степень; н.ф. поздно; нареч.

4. Найдите простое предложение, осложненное обособленными обстоятельством и определением, выраженными деепричастным и причастным оборотами. Укажите его номер.

(2-е предложение)

5. Сделайте морфемный разбор слов угрюмость, спускаясь, снова, засмотрелся.

6. Найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения и вид придаточных.

(11-е предложение; придаточные времени и изъяснительное.)

7. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:

1) градация;
2) развернутая метафора;
3) эпитеты;
4) речевая характеристика героя;
5) синекдоха.

(№ 3, 4)

Творческое задание

Напишите сочинение на тему «Психологический портрет Горького. Языковые средства создания художественного образа».

№ 2

1. А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: синяя стена его выросла выше, и между черных стволов безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери. 2. Они припадали к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом, ломая сучья, свистели, гудели, ухали, и лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости.

3. Вот, неуклюже подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса большой рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за медом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви ее мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождем золотых искр. 4. Вот зверь легко переметнулся на соседнее дерево, а там, где он был, на черных, голых ветвях зажглись во множестве голубые свечи, по сучьям бегут пурпуровые мыши, по коре ствола ползут сотни огненных муравьев.

5. Выбегала из леса толпа маленьких человечков в желтых колпаках, а вдали кто-то высокий, темный шел, размахивая красной хоругвью, и свистел. 6. Прыжками, как заяц, мчится куда-то из леса красный ком, и сзади его машет по воздуху дымный хвост. (По М.Горькому)

Задание

1. Выпишите из 2-, 3-го абзацев наречия места.

(Вверх, вдали, сзади, там (местоименное наречие).)

2. Выпишите из текста 3 деепричастных оборота. Определите в них способ синтаксической связи:

(Ломая сучья – управление; неуклюже подпрыгивая – примыкание; размахивая красной хоругвью – управление и согласование.)

3. Выпишите слово с дефисным написанием. Определите его часть речи и разряд.

(Кто-то – неопределенное местоимение.)

4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Напишите его номер.

(№ 2.)

5. Найдите во 2-м абзаце сложноподчиненное предложение, в котором придаточное находится внутри главного. Запишите номер предложения и определите вид придаточного.

(№ 4; придаточное места.)

6. Найдите во 2-, 3-м абзацах простое предложение. Укажите его номер.

(№ 3.)

7. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:

1) однородные члены;
2) развернутая метафора;
3) градация;
4) риторические восклицания;
5) контекстуальные антонимы.

(№ 1, 2, 3.)

Творческое задание (на выбор)

1-й вариант

Определите, о чем говорится в тексте (о лесном пожаре). Докажите, что текст относится к художественному стилю.

2-й вариант

Ответьте, какой художественный прием лежит в основе композиции текста. Коротко аргументируйте свою точку зрения. Создайте собственную миниатюру на свободную тему, используя предложенный текст в качестве образца.

№ 3

1. Я твердо верил в бессмертие мысли, тысячи примеров этого теснились вокруг. 2. И порой я сам считал себя властителем и создателем разнообразного собственного мира.

3. Я точно знал, что этот мир не подвержен тлению, которому подвержен я. Пока существует земля, этот мир будет жить. 4. Это сознание наполняло меня спокойствием. 5. Конечно же, я умру непременно, мое полное исчезновение – вопрос малого времени, не больше. 6. Но никогда не умрут Тристан и Изольда, затянутая сеткой дождя «Порубка» Левитана и чеховская «Дама с собачкой». 7. Никогда не умрут ночной беспредельный шум океана в стихах Бунина и слезы Наташи Ростовой, склонившейся над телом умершего князя Андрея.

8. Потомки будут взволнованы этим так же, как взволнованы мы. 9. И где-то когда-то легкое прикосновение наших слов почувствуют сияющие от счастья и горя глаза тех, кто будет жить столетиями позже нас. 10. Чем чаще я думал так, тем скорее таяла горечь и тем крепче я верил, что, исчезнув из этого мира, я все же могу оставить на облике жизни хотя бы ничтожную, но вечную черту. (К.Паустовский. Повесть о жизни)

Задание

1. Запишите в порядке расположения слов 1-го предложения последнего абзаца (№ 8) их частеречевую принадлежность и разряд по значению (кроме глагола).

(Существительное, глагол, краткое страдательное причастие, указательное местоимение, местоименное наречие, усилительная частица, сравнительный союз, глагол, личное местоимение.)

2. Определите способ образования слова беспредельный.

(Приставочно-суффиксальный.)

3. Выпишите из текста вводное слово, определите его разряд.

(Конечно (же) – выражает уверенность.)

4. Найдите в 1-м абзаце бессоюзное сложное предложение. Запишите его номер.

(№ 1.)

5. Найдите во 2-м абзаце простое предложение с однородными подлежащими и обособленным определением. Запишите его номер и способ выражения обособленного определения.

(№ 7; причастный оборот.)

6. Найдите во 2-м абзаце сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением двух придаточных. Запишите его номер и определите вид придаточных.

(№ 3; изъяснительное (дополнительное) и определительное.)

7. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.

1) Синтаксический параллелизм.
2) Неполные предложения.
3) Метафоры.
4) Эпитеты.
5) Сравнение.

(№ 1, 3, 4, 5.)

Творческое задание

Напишите сочинение по прочитанному тексту, опираясь на следующие рекомендации.
Определите тип речи. Коротко аргументируйте свою точку зрения. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Избегайте чрезмерного цитирования.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский или жизненный опыт. (Необходимо привести не менее трех аргументов.)

№ 4

1. Вообще о писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков. 2. Некоторые из них могут привести в отчаяние своей пошлостью.

3. Больше всего опошлено вдохновение. 4. Почти всегда оно представляется невеждам в виде выпученных в непонятном восхищении, устремленных в небо глаз поэта или закушенного зубами гусиного пера. 5. Пушкин же сказал о вдохновении точно и просто: «Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных». 6. «Критики, – сказал он вдобавок, – смешивают вдохновение с восторгом».

7. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

8. Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

9. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. 10. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

11. Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

12. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

13. Тургенев называл вдохновение «приближением Бога», озарением человека мыслью и чувством.

14. Но как бы мы ни определяли вдохновение, мы знаем, что оно плодотворно и не должно исчезнуть бесследно, не одарив собою людей. (По К.Г. Паустовскому)

Задание

1. Выпишите из предложений 1–6 устаревшее указательное местоимение в значении личного.

(Оных.)

2. Выпишите из текста пример усилительного отрицания при качественном наречии.

(Вовсе не кокетливо.)

3. Определите способ образования слова плодотворно.

(Суффиксальный способ.)

4. Найдите в предложениях 5–9 вводные конструкции. Запишите номера этих предложений.

(№ 5, 8.)

5. Найдите в предложениях 6–10 случаи, когда подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Укажите эти номера.

(№ 7, 8, 11.)

6. Среди предложений 4–14 найдите сложноподчиненное предложение, в состав которого входит придаточное уступки. Напишите его номер.

(№ 14.)

7. Среди предложений 4–14 найдите сложноподчиненное предложение, в состав которого входят два придаточных: изъяснительное и уступки. Напишите его номер.

(№ 14.)

8. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.

1) Перифраз.
2) Гротеск.
3) Метафоры.
4) Ирония.
5) Сравнение.

(№ 1, 3, 5.)

Творческое задание

Напишите сочинение по прочитанному тексту, опираясь на следующие рекомендации.
Сформулируйте позицию автора.
Отметьте, какими языковыми средствами К.Г. Паустовский раскрывает суть «поэтического подтекста» вдохновения.
Попытайтесь дать собственное образное определение понятия «вдохновение».

№ 5

1. Между тем надо было на что-нибудь решиться и схватить преступника. 2. Никто, однако, не отваживался броситься первый.

3. Я заглянул в щель: бледный, он лежал на полу; окровавленная шашка лежала возле него. 4. Я не прочел большой решимости в его беспокойном взгляде…

5. В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.

6. – Погодите, – сказал я майору, – я его возьму живого.

7. Сердце мое сильно билось… 8. Я, приложив глаз к щели, следил за движением казака, не ожидавшего с этой стороны нападения, – и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз. 9. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. 10. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. 11. Я схватил его за руки, казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был связан и отведен под конвоем…

12. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? 13. Но... как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..

14. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера... 15. Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. 16. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь! (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», «Фаталист».)

Задание

1. Из предложений 1–4, 11–13 выпишите вводные конструкции.

(Однако, кажется.)

2. Из предложений 1–5 выпишите все местоимения, определите их разряд.

(Что-нибудь – неопределенное; никто – отрицательное, я, он, у меня – личные; его (взгляде) – притяжательное, эту – указательное.)

3. Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью управление.

(Сказал майору; возьму его.)

4. Среди предложений 1–5 найдите простое односоставное предложение. Запишите его номер и вид.

(№ 1, безличное.)

5. Среди предложений 12–16 найдите бессоюзное сложное предложение. Запишите его номер.

(№ 14.)

6. Среди предложений 6–11 найдите предложение, связанное с предыдущим противительным союзом.

(№ 10.)

7. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.

1) Перифраз.
2) Умолчание.
3) Риторический вопрос.
4) Риторическое восклицание.
5) Олицетворение.

(№ 2, 3, 4.)

Творческое задание

Напишите небольшое рассуждение о том, как решает Печорин вопрос о предопределенности человеческой судьбы (опираясь на предложенный текст и роман в целом).

№ 6

1. Наконец он нашел себе занятие. 2. Однажды в его присутствии Василий Иванович перевязывал мужику раненую ногу, но руки тряслись у старика, и он не мог справиться с бинтами. 3. Сын ему помог и с тех пор стал участвовать в его практике, не переставая в то же время подсмеиваться и над средствами, которые сам же советовал, и над отцом, который тотчас же пускал их в ход. 4. Но насмешки Базарова нисколько не смущали Василия Ивановича, они даже утешали его. 5. Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслаждением слушал Базарова, и чем больше злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал осчастливленный отец. 6. Он даже повторял эти иногда тупые и бессмысленные выходки в течение нескольких дней.

7. Мысль, что он имеет такого помощника, приводила его в восторг, наполняла гордостью. 8. «Да, да, – говорил он какой-нибудь бабе, – ты, голубушка, должна Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей методе тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? 9. Император французов Наполеон, и тот не имеет лучшего врача» (По гл. ХХVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Задание

1. Из предложений 3–5 выпишите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(Насмешки.)

2. Из предложений 1–4 выпишите отглагольное прилагательное.

(Раненую (ногу).)

3. В 1-м абзаце найдите производный предлог. Выпишите его.

(В течение.)

4. Во 2-м абзаце найдите сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Определите его вид. Запишите номер предложения.

(№ 7, придаточное определительное.)

5. Найдите в тексте предложение с обращением. Запишите номер предложения.

(№ 8.)

6. Найдите в тексте среди предложений 1–7 простое предложение с однородными определениями.

(№ 6.)

7. Запишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.

1) Синекдоха.
2) Умолчание.
3) Эпитеты.
4) Сравнительная синтаксическая конструкция.
5) Гипербола.

(№ 3, 4, 5.)

Творческое задание

Напишите небольшое рассуждение о том, как данный эпизод связан с духовным кризисом главного героя романа И.С. Тургенева – Евгения Базарова.

№ 7

1. Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы. 2. Только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. 3. Мы тронулись в путь. 4. С трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору. 5. Мы шли пешком, сзади подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил. 6. Воздух становился так редок, что было больно дышать. 7. Кровь поминутно приливала в голову, но какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром.

8. Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми. 9. Все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда.

10. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, долго-долго всматриваться в их причудливые образы, жадно глотать животворящий воздух, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. (По роману М.Лермонтова «Герой нашего времени», гл. «Бэла».)

Задание

1. Среди предложений 8–10 найдите слово, образованное путем сложения основы и целого слова.

(Животворящий.)

2. Найдите в тексте выделительно-ограничительную частицу. Выпишите ее.

(Только.)

3. Выпишите из 2-го предложения словосочетание со связью примыкание.

(Изредка набегал.)

4. В тексте найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные безличные. Напишите номера этих сложных предложений в порядке возрастания.

(№ 6, 7, 10.)

5. Среди предложений 1-го абзаца найдите сложноподчиненное предложение с придаточным степени. Напишите его номер.

(№ 6.)

6. Найдите в тексте простое двусоставное нераспространенное предложение. Напишите его номер.

(№ 3.)

7. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте.

1) Однородные члены.
2) Умолчание.
3) Эпитеты.
4) Сравнение.
5) Гипербола.

(№ 1, 3, 4.)

Творческое задание

Напишите сочинение по прочитанному тексту, ориентируясь на следующие рекомендации.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста.
Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский или жизненный опыт. (Необходимо привести не менее трех аргументов.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru