Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2006

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ

Авторы-составители: 
Т.В. САВЧЕНКО, к.ф.н.;
Е.В. КАКОРИНА, к.ф.н.

Продолжение. Начало см. в № 16/2006.


Программа по русскому языку как иностранному для детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком

ВТОРОЙ КОНЦЕНТР

А. Морфология.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Одушевленные и неодушевленные существительные.

Связь категории одушевленности – неодушевленности и формообразования падежей. Различия в формах падежей, основанные на принадлежности слова к одушевленным или неодушевленным существительным.

Винительный падеж:
Я вижу зоопарк. Я вижу слона.
Я вижу городской сад. Я вижу серого слона.

2. Единственное и множественное число имени существительного. Связь с категорией падежа. Формообразование существительных в единственном числе.

3. Род имени существительного.

Существительные 1-, 2-, 3-го склонения.
Машина, дядя;
слон, автомобиль;
дочь, вещь.

Согласование с личными, притяжательными местоимениями и прилагательными в различных падежных формах единственного числа.

Я живу в новом доме.
Я живу в новой квартире.

4. Категория падежа. Значение и употребление падежей.

Именительный падеж:

– субъект – носитель ситуации:

Задача – построить дом.

– наличие предмета, факта:

В городе есть стадион.

– идентификация и квалификация предмета, понятия:

В классе стоит компьютер.
Что такое лесная подстилка?

Винительный падеж:

– лицо или предмет как объект действия:

Я люблю сестру
Я люблю сказку.

– логический субъект при глаголе звать:

Меня зовут Лена.

– направление движения (куда?):

Я иду в магазин, а он идет в школу.

– время действия (когда?):

В среду будут каникулы.
В воскресенье мы отдыхаем.

Предложный падеж:

– место (где?):

Папа работает в офисе.

– время (когда?):

В сентябре мы учимся.

– средство передвижения (на чем?):

Ехали медведи на велосипеде.

Родительный падеж:

определительные значения:

– принадлежность (чей? кого?)

Это костюм брата.
Это велосипед сестры.

– лицо, производящее действие (определительное и субъективное значения)

Объяснение учителя непонятно.
Закон Ньютона...

– качественная характеристика предмета

Ящик из дерева лежал на полу.
Мастер спорта победил в матче;

другие значения:

– отсутствие предмета (лица): нет (чего?)

У него нет ручки.

– количество, мера:

На столе два яблока и пять апельсинов.
(Количественные числительные и слова много, несколько):
В школьном дворе много деревьев.

– исходный пункт движения (откуда?)

Я из Афганистана.

– конечный пункт движения (куда?)

Как доехать до Красной площади?

– лицо, которому принадлежит что-либо (у кого?)

У Маши есть сестра.

– местонахождение (где?)

(у, около, недалеко от, слева, справа, напротив...)
У метро, около остановки, недалеко от памятника находится наша школа.

– причина (почему? из-за чего?)

Из-за болезни я долго спал.

Дательный падеж:

– адресат действия:

Я написал письмо другу.

– лицо, испытывающее какое-либо состояние или желание:

Мне холодно, Лене весело.

– место или цель движения:

Автобус едет по улице.
Мы идем к школе.
Саше надо пойти к врачу.

Творительный падеж:

– орудие действия (чем?)

Ученик пишет ручкой.

– местонахождение (над, перед, под, за, рядом с чем?)

Над диваном висит картина.

– характеристика лица

(с глаголами быть, стать, казаться... кем?)
Я хочу быть учителем.
Я буду воспитателем.

5. Словообразовательные модели существительных. Распознавание широкого круга словообразовательных моделей.

Существительные с суффиксами (-тель-/-ниц(а), -ник-/-ниц(а), -чик-/-чиц(а), -щик-/-щиц(а), называющие лиц мужского/женского пола по профессии, роду занятий.

МЕСТОИМЕНИЕ

Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она, оно, они), вопросительных (кто, что, чей, какой) и притяжательных (мой, твой...) местоимений.

Падежные формы личных и притяжательных местоимений в единственном числе.

Наша школа находится в центре, на улице
Волхонка. (И.п.)
Около нашей школы растет сад. (Р.п.)
Я люблю нашу школу. (В.п.)
Автобус подъехал к нашей школе. (Д.п.)
Я горжусь нашей школой. (Т.п.)
Мой брат тоже учится в нашей школе. (П.п.)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Полные прилагательные. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Падежная система полных прилагательных в единственном числе.

ГЛАГОЛ

  • Инфинитив (начальная форма глагола). Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.

Вчера был вторник. Сегодня среда. Завтра будет четверг.
Вчера я читал книгу.
Сегодня я читаю книгу.
Завтра я буду читать книгу.

  • Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные окончания глаголов. Классы и группы глаголов.

1) Читать – читаю;
2) уметь – умею;
3) чувствовать – чувствую, участвовать – участвую;
4) встретить – встречу;
5) отдохнуть – отдохну;
6) давать – даю;
7) ждать – жду;
8) писать – пишут;
9) петь – поют;
10) мочь – могут;
11) идти – идут;
12) ехать – едут;
13) хотеть – хочу, хотят;
14) брать – берут;
15) жить – живут;
16) пить – пьют;
17) есть – едят.

  • Императив.

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Берегите лес!

  • Глагольное управление:

писать (что?) (кому?) писать письмо сестре;
писать (что?) (чем?) писать письмо ручкой.

  • Переходные и непереходные глаголы:

любить (кого?) маму;
нравиться (кому?) маме;
строить (что?) дом;
дом (что делает?) строится.

  • Глаголы движения (идти, ехать + приставочные глаголы).

Идти, выйти, прийти, уйти;
ехать, приехать, уехать.

Я иду в школу. Идти (куда?)
Машина едет по улице. Ехать (куда?)
                                            (по чему?) (на чем?)

Я еду на машине.

  • Вид глагола.

Мальчик решал задачу. Мальчик решил задачу.
Сестра писала письмо брату. Сестра написала письмо брату.

НАРЕЧИЕ

1. Наречия меры, степени (слишком, гораздо, совсем) и образа действия (аккуратно, грязно).
2. Предикативные наречия (больно, стыдно, скучно, радостно).
3. Наречия времени (летом, зимой...; всегда, давно; сначала, потом; утром, днем...; скоро, вовремя).
4. Наречия места (около, вокруг дома, слева, справа, сверху, снизу, везде).
5. Вопросительные наречия (куда, откуда, где, когда, как).
6. Степени сравнения наречий (хорошо – лучше, хуже, лучше всех).
7. Отрицательные наречия (нигде, никогда).
8. Неопределенные наречия (где-то, где-нибудь).

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Соединительные и противительные союзы в простом и сложном предложениях. Простые (а, и, ли, но, да, как, что, либо, если, или, чтобы) и составные (для того чтобы, несмотря на то что) союзы.

Б. Словообразование и словоизменение

1. Состав слова. Понятие об основе и окончании.
Окончания существительных в системе падежных форм ед. и мн. числа.
Окончания прилагательных в системе падежных форм ед. и мн. числа.

2. Понятие о частях слова: корень, суффикс и приставка. Однокоренные слова (углубление понятия). Родственные слова.
Значения приставок: пространственные, способ совершения действия и др. (подосиновик, пришкольный, построить, выйти, прийти, уйти).

3. Сложные слова (природоведение, юго-запад, Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина).

4. Словообразовательные модели существительных с различными суффиксами.
Значения суффиксов. Уменьшительно-ласкательное (домик, столик) и увеличительное значение (домище, ручища) суффиксов.

5. Наречия на -о(-е): хорошо, плохо; с префиксом по- и суффиксами -ски, -ому: по-русски, по-афгански, по-английски, по-хозяйски, по-моему, по-хорошему.

6. Прилагательные с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, -енн-: зимний, каменный, московский, городской, соломенный.

В. Синтаксис

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Надо прочитать, озаглавить текст и выписать выделенные слова.

ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

Его обитатели – растения, грибы, микробы – живут совместно, тесно связаны между собой.

Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство – все это отрасли растениеводства.

Очень интересны морские обитатели: медузы, крабы, диковинные рыбки, морские коньки и морские иглы, дельфины.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Следовательно, например, наверное, наоборот, к сожалению, может быть.

ВИДЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Повествовательные:
Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм.

Вопросительные:
Как определить окончание глагола?

Побудительные:
Назови океаны и материки.
Выпиши слова и озаглавь текст.

Восклицательные:
Как прекрасна природа! Береги ее!

Способы выражения грамматического и логического субъекта в предложении:
– имя существительное и местоимение в формах родительного падежа с предлогом у:

У Маши есть альбом.

Способы выражения предиката:

– инфинитив:

Наша работа – хорошо учиться;

– сочетание личной формы глагола с инфинитивом:

Я люблю рисовать.
Я умею плавать;

– предикативное наречие с инфинитивом (надо, нужно, можно, нельзя...):

Детям надо учиться;

– предикативное наречие:

Зимой холодно. Мне больно;

– прилагательное в полной или краткой форме:

Я рад. Солнце золотое.

ВИДЫ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложносочиненные предложения с союзами и, а, но, или, не только..., но и...

Один садовод собрал 6 мешков картофеля, а другой – 4 таких же мешка.
Надо не только изучать природу, но и охранять ее!

Сложноподчиненные предложения, виды придаточных предложений с различными союзами и союзными словами:

– изъяснительные (что, кто, чтобы, как, какой, чей, где, куда);
– определительные (который, где, куда, откуда, когда);
– временные (когда, после того как);
– условные (если (бы);
– причинно-следственные (потому что, так как, поэтому);
– целевые (чтобы, для того чтобы);
– сравнительные (чем, как).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

– Рученька-ручища,
что в земле ты ищешь?
– Ничего я не ищу,
землю рою и тащу...

(Экскаватор; загадка)

ТЕКСТ

Понятие о связном тексте (заголовок, смысловое единство темы, порядок следования частей, формально-логические средства связи):

Это мальчик. У него есть не только машина, но и трактор. Эти игрушки ему подарил отец.
Это девочка. У нее есть кукла, которая умеет говорить «мама».

Г. Лексика

Лексические темы. Школа (Школьная жизнь. В мастерской). Город (Москва – столица России). Моя семья (Родственники. История моей семьи). Мой день (Мой распорядок дня. Как все успеть?). Времена года (Какое время года ты любишь?). Животный мир (Что ты знаешь о жизни животных?). Домашние животные (Мои любимцы). Растительный мир (Ботанический сад). Питание (Русская национальная кухня). Мое здоровье (Как помочь себе?). Мои друзья (С кем ты дружишь? Я иду в гости). Отдых (Я люблю... рисовать, петь, читать. Школьный праздник). Профессия (Как стать врачом, учителем, шофером, певцом, банкиром и т.д.).

ТРЕТИЙ КОНЦЕНТР

А. Морфология.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. Лексико-грамматические разряды существительных:

  • конкретные существительные (вещи, лица, факты, которые могут быть подвергнуты счету):

самолет, летчик, полет;

  • собирательные (обозначают совокупность предметов, нет форм мн. числа):

транспорт, одежда, мебель;

  • абстрактные (отвлеченные) существительные (термины, которые называют отвлеченные понятия, качества, свойства, действия и состояния):

сложение, вычитание, умножение/слагаемое, сумма, множитель, произведение; изменение, измерение, свойство, признак, роль.

2. Одушевленные и неодушевленные существительные:

  • группа одушевленных существительных среднего рода:

животное, пресмыкающееся, млекопитающее, земноводное.

  • Связь категории одушевленности – неодушевленности и формообразования падежей. Различия в формах падежей, основанные на принадлежности слова к одушевленным или неодушевленным существительным.

Винительный падеж, множественное число:

(неодушевл. сущ.)
Я вижу зоопарки.
Я вижу городские сады.
(В.п. = и.п.)

(одушевл. сущ.)
Я вижу слонов.
Я вижу серых слонов.
(В.п. = р.п.)

3. Единственное и множественное число имени существительного.

Связь категории числа с категорией падежа. Формообразование существительных в единственном и множественном числе.

4. Род имени существительного.

Согласование с личными, притяжательными местоимениями и прилагательными в различных падежных формах единственного и множественного числа.

Я живу в новом доме.
Мы живем в больших домах.

Я живу в новой квартире.
Мы живем в новых трехкомнатных квартирах.

5. Категория падежа. Значение и употребление в единственном и множественном числе.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Полные прилагательные. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Падежная система полных прилагательных в единственном и множественном числе.

ПРИЧАСТИЕ

Действительные и страдательные причастия наст. и прош. времени.

Прибор (что делает?) служит для измерения давления.
Прибор (какой?), служащий для измерения давления.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.

(С.Есенин)

ГЛАГОЛ

Инфинитив (начальная форма глагола).
Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.
Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные окончания глагола. Классы и группы глаголов.
Императив.
Глагольное управление.
Глаголы движения.
Вид глагола.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастия глаголов совершенного и несовершенного вида.
Совмещение признаков глагола и наречия: значения действия и обстоятельственно-определительного значения.
Рассматривая кусочки торфа, вы заметили... (что делая?)
Играя,
ребенок может научиться многому.
Сделав модель самолета, вы станете его конструктором, механиком и летчиком.

Сколько времени?

За сколько времени?

Через сколько времени?

минута
час
день
неделя

за минуту, в минуту
за час, в час
за день, в день
за неделю, в неделю
(за, в + в.п.)

через минуту
через час
через день
через неделю
(через + в.п.)

Конструкции для обозначения различных смысловых отношений по тематическому принципу (лексико-грамматические комплексы):

  • обозначение времени:

(что?) время
(когда?) в это же время, одновременно, в этом году, в прошлом году, в следующем году

Делать что сколько времени? (Глагол несовершенного вида)
Сделать что через сколько времени? (Глагол совершенного вида)

Текст

В мастерской должны отремонтировать 86 тракторов и 48 сеялок.
Через неделю осталось отремонтировать 69 машин.
Сколько машин отремонтировали за неделю? (Учебник математики для 4-го класса)

  • Обозначение меры, количества

скорость       равна
расстояние   равно (чему?)
5 + 7 =         (равно)

1, 2, 3, 4 + р.п. ед. ч.           два километра
5, 6... 25...

сколько,
несколько + р.п. мн. ч.        пять километров
                                           несколько километров

– линейные меры: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр;
– меры площади: квадратный сантиметр/метр/километр;
– меры объема: кубический сантиметр, метр, километр;
– меры жидкостей: литр;
– меры веса (массы): грамм, килограмм, тонна;
длина, ширина, высота, площадь (чего?) + (р.п.).

Текст

Длина комнаты – 5 м, а ширина – 4 м. Найти площадь комнаты.

  • Сравнение количества:

На сколько? Во сколько раз? Больше/меньше (чего?) (р.п.).

  • Обозначение расстояния:

расстояние от (чего?) до (чего?) (р.п.)
Расстояние от Москвы до Петербурга равно...;
расстояние между (чем?) + (тв. п.)
Расстояние между точками, городами, пунктами, поездами.

  • Обозначение направления движения:

куда? (в + в.п.)                     в город, в пункт А;
откуда? (из чего?)               из города, от пункта А;
(из + р.п.), (от + р.п.)
по направлению к чему?       к городу, к пункту А;
(к + д.п.)

Туда, обратно, в направлении, в обратном направлении, в разных/противоположных направлениях;

по течению, против течения;
навстречу.

  • Обозначение скорости движения:

Что? Скорость (движения).
Какая скорость? Скорость (чего?).
Скорость катера – 24 км/ч. (Р.п.)

С какой скоростью? (с чем?).
Со скоростью 56 км/ч. (Т.п.) С одинаковой скоростью. (Т.п.)

  • Выражение объективной квалификации предмета:

кто – что      (есть)      кто – что

Квадратный сантиметр – это квадрат, каждая сторона которого – 1 см.
Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.
Ломоносов – крупнейший ученый.

кто – что

был/будет
является
называется

кем – чем

Ломоносов был крупнейшим ученым.
Луна является спутником Земли.
Ограниченная прямая называется отрезком.
Озера иногда называются «голубыми глазами Земли».

  • Выражение качественной характеристики предмета:

– существительное в род. падеже:

Напиши на доске закон Ньютона;

– прилагательное, причастие, причастный оборот:

Вставьте нужные окончания.
Вставьте пропущенные окончания.
Вставьте окончания, пропущенные в тексте;

– придаточное определительное с союзным словом который/какой:

Художников, которые любят рисовать природу, называют пейзажистами.

  • Выражение необходимости:

что      требуется      для чего?      кому?
Сколько ящиков требуется для яблок?

  • Выражение цели:

что      служит      для чего?      чем?      кому?
кто
     питается    чем?

Растениями и насекомыми кормятся птицы.

В. Синтаксис.

Однородные члены предложения.

Сравнительные обороты: (больше чем, меньше чем)
Один самолет был в воздухе 4 часа, другой – 6 часов и пролетел на 1600 км больше, чем первый.

Причастные и деепричастные обороты.
Люди выращивают в парках, на улицах городов красивые растения, привезенные из разных теплых стран.
Изучив этот раздел учебника, ты узнаешь...

Приложения
Номинации в специальной речи: жук-плавунец, жук-навозник, бабочка-голубянка, материки-путешественники.

Вводные слова и предложения.
По-видимому, он произошел при опылении разных видов.
По мнению ученых, это было причиной катастрофы.

Виды простого предложения.
Предложения идентификации и объективной квалификации предмета.
Кукуруза – теплолюбивая культура. Глобус – модель Земли.

Виды сложного предложения.

Сложносочиненные предложения с союзами и, а, но, или, не только..., но и...

Сложноподчиненные предложения, виды придаточных предложений с различными союзами и союзными словами:

– изъяснительные (что, кто, чтобы, как, какой, чей, где, куда):

А знаешь ли ты, что такое мел?
Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

– Определительные (какой, который, где, куда, откуда, когда):

Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру.
Нельзя собирать грибы, которые не знаешь.
Аквариум – это стеклянный ящик или банка, где содержат маленьких рыбок или водяные растения.

– Временные (когда, после того как):

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы.

– Условные (если (бы):

Сколько всего должны заселить квартир, если в год заселяют 6 домов?

– Причинно-следственные (потому что, так как, поэтому):

Водоем называют природным сообществом, потому что в нем совместно обитают растения, животные, микробы.

– Целевые (чтобы, для того чтобы):

Сколько потребуется краски, чтобы выкрасить пол в комнатах?
Для того чтобы правильно написать безударное окончание, нужно...

– Уступительные:

И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки.

– Сравнительные:

Первый лыжник прошел на 3 км больше, чем прошел второй лыжник.
Бессоюзное сложное предложение.
Лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.

Текст

Работа с текстом.
Основные компоненты связного текста.
Заголовок (обозначение темы), начало (ввод темы), основная часть (раскрытие темы), конец (выход из темы).
Грамматические и лексические средства связи в тексте, обеспечивающие смысловое единство темы. Выделение микротематических отрезков текста (подтем).
Вопросы к тексту.
Тезисный план текста.
Развернутый план текста.

Г. Лексика.

Лексические темы. Явления природы. Охрана природы. Космическое пространство. Географическая карта. Полезные ископаемые. Природные зоны. Природные сообщества. Время. Количество, число. Измерение. Меры длины, площади, веса, объема, емкости. Измерители. Промышленность. Сельское хозяйство (полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство). Городское хозяйство (строительство, ремонт, озеленение). На производстве (на фабрике, на заводе, на складе, в ремонтной мастерской).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru