Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2006

Я ИДУ НА УРОК

О.Б.  ЩЕПИНА,
школа № 610,
г.  Москва


Функции имен прилагательных в текстах разных жанров и стилей

Интегрированный урок русского языка и литературы

10-й класс

Студенты-филологи, проходящие педагогическую практику в школе № 610 г. Москвы, всегда с удовольствием и, безусловно, пользой посещают уроки О.Б. Щепиной. (См. на с.19 этого номера заметку пятикурсницы Е.Макеевой.) Однако на этот раз в кабинете русского языка собрались не только студенты, но и многочисленные учителя-словесники г. Москвы.
Как бы учителя ни относились к экзамену по русскому языку в форме тестирования (ЕГЭ), готовить учеников к этому испытанию приходится. Забота учителя об эффективной подготовке учеников к экзаменационному сочинению проходит красной нитью через все занятие.
Вопросов у словесников достаточно, вот некоторые из них: где найти время на подготовку (при одном часе в неделю), на каких уроках (русского языка или литературы) ее осуществлять?
Не нашедшая ответов на все вопросы О.Б. Щепина нашла форму работы – интегрированные уроки. С одним из таких уроков мы знакомим наших читателей.

I этап – лингвистический

Определяем цель двухчасового занятия – подготовиться и написать сочинение на тему «Пушкинский завет русской литературе». Готовиться будем на уроке, писать сочинение – дома. Основным материалом урока станет текст Даниила Гранина «О милосердии».

Не будем торопиться читать текст Д.Гранина, спросим учеников об авторе текста: кто он? что пишет? Оказывается, автор статьи – писатель и публицист, значит, можно предположить, что Д.Гранин для выражения своих мыслей и чувств прибегает к выразительным языковым средствам. Задача учеников – проанализировать эти средства, но не все, а только определения, выраженные прилагательными.

Упраздняется ли милосердие в нашей жизни? … Есть ли постоянная нужда в этом чувстве? Часто ли мы получаем призыв к нему? В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.
Это не только прямой призыв к милосердию, но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.
Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убежден, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

(По Д.Гранину)

Задание 1

– Найдите в тексте словосочетания, в состав которых входят прилагательные; запишите их.

  • Ничтожнейший чиновник;

  • пушкинский завет;

  • с душой благородной, достойной любви и уважения;

  • к героям … сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным;

  • живое чувство;

  • необходимость настоятельная, труднооценимая.

– Какое место по отношению к определяемому слову занимают прилагательные в 3-, 4-м и 6-м словосочетаниях? Как называется этот художественный прием?

(В этих словосочетаниях определение стоит после существительного, такой художественный прием называется инверсией.)

Задание 2

– Выпишите предложение, в которое входят два из названных словосочетаний; произведите его синтаксический разбор.

В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения.

Задание 3

– Выпишите из текста еще одно предложение с инверсией. Определите, какой художественный прием, помимо инверсии, использует автор в этом предложении?

Это не только прямой призыв к милосердию, но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.

(Предложение осложнено рядом однородных определений.)

– Чем отличаются слова, входящие в этот ряд?

(Автор использует ряд синонимов, отличающихся оттенками значений. Синонимы выстроены в порядке возрастания признака: от униженных и оскорбленных до падших. Этот художественный прием называется градацией.)

– Итак, Д.Гранин в своем тексте использует инверсию и градацию. Но с какой целью? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вновь перечитать текст и поразмыслить над лексическим значением его ключевых слов.

Задание 4

– По толковому словарю определите значение слов благородство, ничтожество, милость, милосердие; подберите к ним синонимы, образуйте от существительных прилагательные.

– Какими же словами в сочинении можно заменить прилагательные благородный, ничтожный, милосердный?

Согласно словарю ничтожный – это незначительный, убогий, мелкий, ничего не стоящий человек. А какое значение приобретает это прилагательное в тексте Д.Гранина? Зачем Д.Гранин использует это прилагательное в превосходной степени?

(Автор привлекает внимание читателей к чиновнику, называя его ничтожнейшим. Однако несмотря на свою крайнюю бедность, забитость и ничтожность, сам по себе этот чиновник не является ничтожным – у него душа благородная, достойная любви и уважения. Использование данной инверсии позволяет автору статьи акцентировать внимание читателей на этих словах. Именно такому человеку – ничтожному, сирому, убогому, бесконечно одинокому, но с душой благородной, достойной любви и уважения – А.Пушкин призывал оказывать милость. В этом и состоит пушкинский завет.)

II этап урока – речеведческий

Вернемся к формулировке задания уровня «С» экзаменационного материала по русскому языку:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Какие проблемы поднимает автор?
Разделяете ли вы позицию автора? Свой ответ аргументируйте.
Отметьте не менее двух наиболее характерных для прочитанного текста средств выразительности и объясните, с какой целью автор использует их в тексте. Приведите примеры.
Прежде всего определим жанр ученического сочинения.

(Сочинение – это научно-публицистический текст с элементами художественности.)

Задание 1

– Прослушайте выступление одноклассницы, которое поможет вам вспомнить особенности публицистического текста, жанры публицистики, и определите главную особенность текстов этого стиля.

(Главной особенностью текстов публицистического стиля является привлечение внимания читателей к затронутой теме, проблеме. Так и нам, ученикам, опираясь на примеры из русской литературы, необходимо привлечь внимание не только к статье Д.Гранина, но и к ведущей теме русской литературы.)

Задание 2

Познакомимся с мини-сочинением на тему «Пушкинский завет русской литературе», которое уже к этому уроку написала одна из учениц класса. Оцените композицию сочинения, целостность текста и укажите на недостатки.

(В целом сочинение написано хорошо. Однако не хватает, пожалуй, главного: аргументов в подтверждение мысли, высказанной Д.Граниным, и выражения собственной позиции.)

– Где же искать аргументы? Искать будем в произведениях И.Тургенева, так как сейчас мы изучаем его творчество на уроках литературы.

III этап – литературоведческий

Задание 1

– Прослушайте газетное сообщение – публицистический текст. Определите его жанр и цель написания.

После взятия города … турки перешли в контрнаступление. Несмотря на героическую оборону русских и болгар, город … пришлось сдать. Турки вырезали 20 тысяч местного болгарского населения. Западный отряд русских войск попытался взять Плевну.

(Целью газетного сообщения является сухое изложение информации.)

– Это газетное сообщение сопоставим со стихотворением «Крокет в Виндзоре» И.Тургенева, который по-своему откликается на упомянутые в газете события.

Задание 2

– Прослушайте текст стихотворения И.Тургенева «Крокет в Виндзоре». Определите стиль и основную идею текста.

Сидит королева в Виндзорском бору…
Придворные дамы играют
В вошедшую в моду недавно игру;
Ту крокет игру называют.

Катают шары и в отмеченный круг
Их гонят так ловко и смело...
Глядит королева, смеется... и вдруг
Умолкла... лицо побледнело.

Ей чудится: вместо точеных шаров,
Гонимых лопаткой проворной,
Катаются целые сотни голов,
Обрызганных кровию черной...

То головы женщин, девиц и детей...
На лицах – следы истязаний,
И зверских обид, и зверских когтей –
Весь ужас предсмертных страданий.

И вот королевина младшая дочь –
Прелестная дева – катает
Одну из голов – и все далее, прочь –
И к царским ногам подгоняет.

Головка ребенка в пушистых кудрях,
И ротик лепечет укоры...
И всхлипнула тут королева – и страх
Безумный застлал ее взоры.

«Мой доктор! На помощь! Скорей!» – и ему
Она поверяет виденье...
Но он ей в ответ: «Не дивлюсь ничему;
Газет Вас расстроило чтенье.

Толкует нам “Times”, как болгарский народ
Стал жертвой турецкого гнева...
Вот капли... Примите... Все это пройдет!».
И в замок идет королева.

Вернулась домой и в раздумье стоит...
Склонились тяжелые вежды…
О ужас! Кровавой струею залит
Весь край королевской одежды!

«Велю это смыть!
Я хочу позабыть! На помощь, британские реки!» –
«Нет, Ваше величество!
Вам уж не смыть той крови невинной вовеки!»

1876

– Стиль текста художественный, но с элементами публицистики, поскольку автор осуждает королеву (напомним, что Англия в русско-турецкой войне выступала на стороне Турции) и призывает сострадать невинным жертвам.

Задание 3

– Прослушайте еще стихотворение в прозе И.Тургенева – «Памяти Ю.П. Вревской». Можно ли дополнить свое сочинение примером подвига главной героини этого произведения?

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке – с лишком две недели умирала она от тифа.
Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное, кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастья… не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда – а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

И.С. Тургенев. Сентябрь 1878

Текст этого стихотворения приводит нас к выводу, что Тургенева восхищает способность человека к самопожертвованию.

Итак, домашнее задание: написать сочинение, опираясь на основные положения статьи Д.Гранина «О милосердии» и на тургеневские тексты, с которыми вы познакомились на уроке.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru