Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2006

Я ИДУ НА УРОК

Умение читать художественное произведение больших мастеров слова следует воспитывать со школьных лет. Воспринимать язык художественной литературы как искусство – это и большой труд, и большая радость открытий. Но сколько терний на этом пути! Как увлечь ученика, а не оттолкнуть трудностями? Как, говоря о языке произведения, не перечеркнуть эмоциональное восприятие текста? Где эта грань? – всегда задаешь эти вопросы, готовясь к очередному уроку-исследованию.
Читать, вникая в смысл текста, в смысл слов – это увлекательное занятие... В этом стараюсь убедить и своих учеников.

Е.В.  ЛОБКОВА,
с. Петропавловка,
Челябинская обл.


Роль определений в понимании содержания рассказа А.Чехова «Верочка»

Интегрированный урок русского языка и литературы

Урок-исследование

10-й класс

Накануне урока раздается домашнее задание по группам:

1. Анализ изобразительных средств в сцене «Размышления Огнева после расставания с Кузнецовым».

2. Анализ сцены объяснения в любви Веры и Огнева.

– Какие чувства испытывает Огнев после признания Верочки?
– Какие изобразительные средства помогают их передать?
– Сопоставьте поведение Огнева и Верочки.

3. Заполните таблицу:

«Портретная характеристика Ивана Алексеевича и Верочки».

4. Подготовьте сообщение «Цветовые определения в тексте рассказа и их значение».

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Впервые рассказ «Верочка» был опубликован на страницах журнала «Новое время» в феврале 1887 года. Он был сразу замечен современниками. И хотя отзывы их не были во всем единодушны, «Верочку» все же отнесли к числу «маленьких, кратких по форме, но очень полных по содержанию и очень выработанных вещей», отмечали «оригинальность искусства автора», его умение рассказывать «просто, тепло и психологически верно». В одном из писем к А.Чехову можно прочесть и такие строки: «...Ваш горизонт отлично захватывает мотив любви во всех ее тончайших и сокровенных проявлениях».

«Верочка» – это грустное повествование о несостоявшейся любви. Он, молодой человек 29 лет, тянется к человеческим радостям, но не способен принять их. Она близка тургеневским героиням своей непосредственностью, романтичностью.

– Поразмышляйте над именами главных героев.

Фамилия Огнев ассоциируется со словом огонь, но как-то не вяжется с внутренней сущностью героя – человека холодного, в молодости заболевшего собачьей старостью. Эти противоречия мы увидим и в его поступках.

Имя Вера значимо говорит о вере героини в любовь, в иную жизнь, в светлое будущее.

2. Анализ таблицы «Портретная характеристика главных героев».

(Заранее, до урока, выбираем удачно заполненную таблицу. Проектируем ее на экран.)

Иван Алексеевич

29 лет. В широкополой шляпе, легкой крылатке с толстой суковатой палкой, в руке большая связка книг и тетрадей. Говорит «певучим семинарским голосом».

Верочка

21 год. По обыкновению грустная, небрежно одетая и интересная. Легкая небрежность в одежде придает ей особую прелесть. Огнев не мог ее представить без просторной кофточки, которая мялась у талии в глубокие складки и все-таки не касалась стана, без локона, выбившегося на лоб из высокой прически, без красного вязаного платка с мохнатыми шариками по краям. У Верочки правильный профиль, маленькие ножки, красивый стан, красивые вьющиеся волосы. В ней есть что-то теплое, уютное, хорошее, поэтичное. Она казалась красавицей.

При помощи каких изобразительных средств строится портретная характеристика?

(В значительной степени с помощью прилагательных.)

– Можем ли мы сказать, что Чехов придумывает какие-то особые определения?

Нет, портреты Огнева и Верочки создаются с помощью обычных, почти постоянных определений, но автор как бы следует готовому образцу не только при описании главных героев. У него встречаются и такие привычные сочетания, как постоялый двор, уездный городишко, широкополая шляпа, пикейный пиджак; лысый старик, седая борода, нижайший поклон, последнее лобзанье, свежий воздух, роскошные луга, зеленеющие пашни, синяя даль.

И тем не менее возникает впечатление неповторимости чеховских описаний.

– Продолжим исследование рассказа и посмотрим, как привычные во многом образы помогают понять трагедию несостоявшейся Верочкиной любви.

3. Анализ эпизода «Размышления Огнева после расставания с Кузнецовым». (Эпизод зачитывается.)

Иван Алексеевич – горожанин, вырвавшийся из серого и сырого Петербурга, – восторженно воспринимает все, чего он лишен сам в своей бессемейной жизни в номерах.

На душе его... и весело, и тепло, и грустно... (многосоюзие).

Промежутки между кустами и стволами деревьев были полны тумана, негустого, нежного, пропитанного насквозь лунным светом... (эпитеты).

Иван Алексеевич привык... к старику, к его дочери, к прислуге, изучил... весь дом, уютную террасу, изгибы аллей, силуэты деревьев... (прием градации).

Используемые приемы передают эмоциональное состояние Огнева: горечь расставания с людьми, к которым привык: тихая печаль о милых образах, которые потускнеют в сознании наравне с вымыслами и плодами фантазии. В цепочке повторяющихся эпитетов выделяются естественные, а значит, вечные – свежий воздух, молодые рощи, роскошные луга.

Вывод: обычные определения выстраиваются в индивидуальные, авторские... они являются тканью рассказа и ведут грустную мелодию Ивана Алексеевича.

4. Анализ сцены объяснения в любви Веры и Огнева.

Огнев восторгается роскошными лугами, новыми знакомыми, но не может войти в новую жизнь, полюбить хорошенькую Верочку.

После признания Верочки в любви грусть, теплота и сентиментальное настроение (градация) вдруг исчезли. Он злился, сжимал кулаки и проклинал свою холодность (градация). Лицо у него было глупо, виновато, плоско, Верочкины слова казались тоже отвратительными и плоскими (эпитеты). Слово плоский можно понимать как «пошлый, лишенный глубины», здесь: «глубины чувства». Происходит как бы синонимизация эпитетов – выстраивается цепочка от привычных до авторских, индивидуальных: мы можем видеть движение от нормы к искусству речи.

У Чехова, как всегда, все ясно в нескольких словах: не любит Верочку Огнев и никогда не сможет полюбить. Как всегда, и природа не остается равнодушной: И лес, и туманные клочья, и черные канавы по бокам (многосоюзие)... притихли.

В сцене объяснения многое построено на антитезе. У Ивана Алексеевича толстая суковатая палка, а для Веры его суковатая палка прекрасней любых деревьев. Большие серые дома Невского проспекта Огнев противопоставляет уютной террасе, светлой и чистой комнате, свежему воздуху, роскошным лугам. Для него эти дома в Петербурге – печальная необходимость. А Верочка рвется в эти большие серые дома, где страдают, ожесточены трудом и нуждой. Для Ивана Алексеевича новые знакомые – сердечные, добродушные люди, для Верочки это бесцветные, бледные люди, которые сердечны и добродушны, потому что сыты, не страдают, не борются.

Следовательно, у Ивана Алексеевича и у Верочки за одними и теми же словами стоит разное понимание жизни.

– Почему у Ивана Алексеевича и Веры разное понимание и восприятие жизни?

Что такое любовь для Огнева и для Верочки?

Причина разного восприятия жизни во многом кроется в жизненных условиях, зависит даже от среды обитания. Огнев – начитанный человек, он и жизнь воспринимает через призму прочитанных романов. Отсюда шаблонное восприятие Верочки: маленькие ножки, красивый стан, казалась красавицей и т.п.

Шаблонно и восприятие окружающей природы: молодые рощи, зеленеющие пашни, лунный свет, черные силуэты...

Любовь в понимании Огнева – это обязательно романическая история, которой у него не было. Сам главный герой говорит:

«Не хочется уезжать в такую хорошую погоду! Вечер настоящий романический, с луной, с тишиной и со всеми онёрами*... у меня в жизни ни разу романа не было. Во всю жизнь ни одной романической истории <...>, так что с рандеву**, с аллеями вздохов и поцелуями я знаком только понаслышке».

Для Верочки любовь – это гамма сильных чувств, пережитых ею. Плача, смеясь, сверкая слезинками на ресницах, она говорила ему, что с первых же дней знакомства он поразил ее своею оригинальностью, умом, добрыми, умными глазами, своими задачами и целями жизни, что она полюбила его страстно, безумно и глубоко... (Ребята добавляют: очень похоже на слова пушкинской Татьяны: ты вошел, я вмиг узнала. Вся обомлела, запылала и в мыслях молвила: вот он.)

Вера говорит о своей любви к Огневу, он же после признания Верочки только раздражен. Мысль Зачем она со мной пошла? Ведь ее придется провожать назад! разбивает любые читательские иллюзии.

– Почему не состоялась эта любовь?

Иван Алексеевич сам дает ответ на этот вопрос: он не способен воспринимать глубокую красоту.

Ему мешают неодолимая привычка к объективным оценкам, книжный разум. Отсюда книжный человек – синоним сухой, отрешенный от жизни. Огнев говорит книжно: компактная масса впечатлений, из которой можно получить хороший слиток золота. Эпитет компактный как нельзя лучше характеризует героя: Верочка входит у него только в компактную массу впечатлений.

5. Сообщение по теме «Цветовые определения в тексте рассказа и их значение».

В рассказе «Верочка» интересна и цветовая гамма. Все действие идет как бы на черно-белой ленте: седая борода, белый как снег, пикейный пиджак; черные силуэты; белые тени; белый дым (тумана); темная тень; черные канавы; черные, густые потемки; серый петербургский номер; темные окна. И только два ярких всплеска: синяя даль да зеленеющие пашни. Имеет цвет лишь то, что связано с мечтой, с другой жизнью. Недаром на этом черно-белом фоне вспыхивает и красный платок Веры.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru