Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2006

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Л.В.  ГЛОТОВА,
Воронежская обл.


Добрый день, дорогая редакция газеты «Русский язык»!

В номерах за 2004 год были напечатаны сочинения моих учеников и в рубрике «Подспорье» – полезные мелочи. Большое вам спасибо за внимание к нам, сельским учителям.
Вот уже 23 года я учу деревенских ребятишек русскому языку. Имею высшую квалификационную категорию. Много лет работаю в выпускных классах. В этом учебном году мои ученики уже в четвертый раз будут сдавать русский язык по системе ЕГЭ. Накопила за это время много материала для подготовки к экзаменам. Рада поделиться кое-какими находками с коллегами.
Результаты ЕГЭ показывают, что самым трудным для учеников стало задание В8, которое проверяет умение определять наиболее типичные средства выразительности. ЕГЭ по русскому языку не требует знания классификации средств художественной выразительности, деления на тропы и фигуры, но ученики должны знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, называющие эти средства, осознавать различия между ними.
Я предлагаю своим ученикам тест из 30 заданий. Часть из них выполняется дома, часть – на уроке. Обязательно проводим коллективное обсуждение. («Сильным» ученикам можно предложить самим составить задания для текста.)
Второй этап подготовки к заданию В8 – это анализ текстов. Для этого использую упражнения из учебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (тема «Художественный стиль речи»), а также готовлю свои тексты и задания. Предлагаю некоторые из них вашему вниманию.
Так как времени на подготовку к экзамену не хватает (у нас в селе родители не нанимают репетиторов, нет подготовительных курсов, а русский язык в старших классах 1 час в неделю), пришла мысль, что надо вместо традиционного задания к диктанту использовать задания тестов, которые предлагаются на ЕГЭ. За урок с «сильными» учениками успеваем написать диктант и выполнить все задания. «Слабым» дается меньшее количество заданий. Высылаю тексты диктантов, которые я составила для своих учеников.
В демонстрационном варианте ЕГЭ 2006 г. изменено задание А28. Предлагаю упражнения, которые помогают ученикам избежать в этом задании ошибок. Предложения составила, используя статьи В.Пескова.
В.Песков – мой земляк. Много лет собираю и бережно храню в кабинете русского языка его статьи из «Комсомольской правды». Они служат мне хорошим подспорьем в работе. Если текст диктанта интересен ученикам, они пишут с удовольствием. А может, это и на результаты диктанта влияет? Вот бы провести исследование!
Читая В.Пескова, дети начинают понимать, что мир, окружающий нас, удивителен, загадочен, неповторим. Это мир, где каждое деревце, каждая птичка – чудо. Тексты, которые я составляю на основе статей В.Пескова, учат уважительно относиться к природе, приобщают учеников к ее тайнам. Предлагаю своим коллегам дидактический материал, который можно использовать и для комментированного письма, и для диктантов с творческими заданиями.
Буду рада, если что-то из моего материала покажется вам интересным.

С уважением,
Л.В.  Глотова,
Воронежская обл.

Разноаспектный анализ текста

(Составное задание А29–А31; В1–В8; С)

ТЕКСТ 5

Прочитайте текст и выполните задания 1–12.

(1) «Гляжу ль на дуб уединенный, я мыслю: патриарх лесов, переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов». (2) Эти строки сложились в кудрявой голове человека, размышлявшего о жизни и времени. (3) Человека нет уже более ста пятидесяти лет, а «дуб уединенный» стоит у Сороти, роняет осенью тяжелые желуди, рождает летом прохладную тень. (4) Сколько людей, остановившись под ним, вспомнили Пушкина, подумали о бегущих облаках времени...
(5) Старые деревья – лучшие памятники. (6) Сознание, что их зелеными и цветущими видели наши предки, рождает у одних чувство поэтическое, у других – почти религиозное. (7) Надо ли удивляться, что некогда старым деревьям, как божествам, поверяли тайны души, советовались с ними, просили благословения на благие дела. (8) В московском Коломенском доживают свое дубы-великаны. (9) Им, как считают, более шестисот лет, и, стало быть, они помнят не только соколиные охоты царя Алексея Михайловича, но и воинов, возвращавшихся в Москву через Коломенское с Куликова поля.

(10) И не только деревья могут быть памятниками природы. (11) Каждый из нас может припомнить хотя бы просто большой камень-валун возле дороги либо выветренную до сходства со зверем скалу или пещерку, студеный ключ, бьющий на дне оврага, живописный обрыв на реке с интересными обнажениями, озеро или болотце в пойме реки, колонию цапель в лесу, селение ласточек-береговушек. (12) Всего не перечесть. (13) И находиться все это может не в заповеднике, а в местах людных, где ходят машины, где землю пашут, а лес разрабатывают. (14) Тем важней в шумном и суетливом мире сберечь диковинки – объекты красоты и общего любопытства.
(15) Понимают это не все. (16) Мне рассказывали: в Новгородской области лежал возле проселка огромный валун – «старушки, проходя мимо, крестились». (17) И вот нашлись шибко «хозяйственные» люди, подрыли под валуном землю, заложили взрывчатку и раскололи камень на части для каких-то житейских надобностей. (18) Грустный случай, к сожалению, нередкий. (19) Чтобы такое не происходило, ко всему, достойному сбережения, следует привлечь внимание, чтобы бездушный и корыстный знал, что покушается на нечто, всеми ценимое.
(20) Памятники природы есть в любом уголке нашей страны. (21) Для объявления их таковыми не требуется высочайших указов, довольно решенья районных и даже сельских властей. (22) Но надо, чтобы об этих «изюминках» знали. (23) Их следует взять на учет, рассказать о них в местной печати, объяснить их ценность.

(По В.Пескову)

Задания к тексту

1. Какое утверждение отражает одну из мыслей?

1) Памятники природы не имеют большого воспитательного значения.
2) Чтобы сохранить памятники природы, их следует взять на учет, рассказывать о них в печати.
3) Забота о памятниках – непозволительная роскошь для государства.
4) Только старые деревья могут быть памятниками природы.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) Научный стиль; рассуждение и повествование;
2) художественный стиль; описание;
3) разговорный стиль; описание;
4) публицистический стиль; рассуждение и повествование.

3. Какое из перечисленных слов употреблено в переносном значении?

1) Патриарх (предложение 1);
2) предки (предложение 6);
3) взрывчатка (предложение 17);
4) указ (предложение 21).

4. Укажите способ образования слова некогда (предложение 7).

5. Из предложений 15–23 выпишите прилагательные, выступающие в роли существительных.

6. Определите тип связи в словосочетании век отцов (предложение 1).

7. Среди предложений 5–14 найдите сложное предложение, включающее безличное предложение. Напишите его номер.

8. Среди предложений 1–9 найдите такие, которые осложнены обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.

9. Среди предложений 15–23 найдите сложное бессоюзное предложение, в котором есть обособленное обстоятельство.

10. Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора.

11. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 1–14? Напишите номера этих средств выразительности.

1) Индивидуально-авторские слова;
2) синтаксический параллелизм;
3) сравнение;
4) перифраза;
5) метафора.

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

1) Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
2) Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитывая первые три аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Ответы к заданиям

1. 2).
2. 4).
3. 1).
4. приставочный.
5. бездушный, корыстный.
6. управление.
7. 7.
8. 2), 9).
9. 16).
10. 3).
11. 3), 4), 5).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru