Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2006

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

С.В. АНТОНОВА,
Т.И. СКЛИСКОВА
Москва: Издательский центр «Вентана-граф», 2006.


Практикум по подготовке к ЕГЭ

Задания типа А. Рабочая тетрадь № 1

РАЗДЕЛ 3. ГРАММАТИКА. СИНТАКСИС

В этом номере мы публикуем тренировочные тесты по теме «Словосочетание» из единственного рекомендуемого разработчиками пособия-практикума. В новом году тренировочные материалы к ЕГЭ будут регулярно печататься на страницах газеты.

Тема 1. Словосочетание. Глагольные, именные, наречные словосочетания

Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов (главное – от которого ставится вопрос, зависимое – к которому ставится вопрос). Выделяются три общих типа словосочетаний (по главному слову): глагольные, именные и наречные.

А146. Укажите слова, которые зависят от выделенного в предложении слова.

                        1                2                     3                   4
Купленный мамой вечером рекламный журнал оказался очень кстати.

1) 1, 2;
2) 1, 2, 4;
3) 1, 4;
4) 1, 2, 3, 4.

А147. Укажите словосочетание, неправильно составленное из предложения.

Веселый разговор незнакомых женщин меня раздражал.

1) Веселый разговор;
2) разговор женщин;
3) веселый раздражал;
4) раздражал меня.

А148. Какие слова не являются словосочетанием?

1) Внезапно замолчать;
2) резким свистом;
3) вернется и расскажет;
4) в конце зимы.

А149. Укажите глагольное словосочетание.

1) На детском празднике;
2) поступить некрасиво;
3) прибежал зайчонок;
4) мерцающий вдали.

А150. Укажите словосочетание со значением предмета и его признака.

1) Объяснить задание;
2) повернул налево;
3) сделал наспех;
4) в голубом сарафане.

А151. Какие слова не являются словосочетанием?

1) Кончить дело;
2) в солнечный день;
3) листочки распустились;
4) вдали от дома.

А152. Какие слова не являются словосочетанием?

1) День и ночь;
2) заглянуть в будущее;
3) автор статьи;
4) карие глаза.

А153. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

1) Жить дружно;
2) верная подруга;
3) купил рюкзак;
3) в родной школе.

А154. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

1) Встречный поезд;
2) скоро встретимся;
3) встретился с другом;
4) встреча одноклассников.

А155. Какие слова не являются словосочетанием?

1) Прочитал статью;
2) в прохладной роще;
3) ночь темна;
4) наша радость.

А156. В каком словосочетании неправильно определено главное слово?

1) Сдал зачет;
2) на лесной опушке;
3) идти по аллее;
4) твой взгляд.

А157. Укажите словосочетание со значением действия и его признака.

1) Сделать прическу;
2) ехать быстро;
3) компактный диск;
4) руководитель студии.

А158. Укажите предложение, в котором выделенные слова являются словосочетанием.

1) Что-то мучило меня и томило.
2) В продолжение дня он несколько раз выходил из дома.
3) Настоящий профессионал будет учиться всю жизнь.
4) Жизнь представлялась ему прекрасной и удивительной.

А159. Какие слова не являются словосочетанием?

1) Вспомнил весну;
2) пришла весна;
3) весна жизни;
4) радуюсь весне.

А160. Какие слова не являются словосочетанием?

1) Душистая сирень;
2) ветка сирени;
3) подарил сирень;
4) сирень и черемуха.

А161. Укажите именное словосочетание.

1) Очень грустно;
2) гнездо орла;
3) срубить дерево;
4) знать наизусть.

А162. Укажите наречное словосочетание.

1) Подготовить доклад;
2) всегда внимательный;
3) три тетради;
4) совсем близко.

А163. Какие слова в предложении не являются словосочетанием?

По-байроновски наша собачонка меня встречала с лаем у ворот.

1) Встречала меня;
2) собачонка встречала;
3) встречала по-байроновски;
4) встречала с лаем.

А164. В каком предложении выделенные слова не являются словосочетанием?

1) Мы встречались с тобой на закате.
2) Нас море примчало к земле одичалой.
3) Последние дни осени пасмурны и холодны.
4) Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль.

Тема 3. Нормативное построение словосочетаний и предложений

Все предложения состоят из словосочетаний, построенных одним из следующих способов: согласование, управление, примыкание. Эти способы предопределены грамматической природой вступающих в словосочетание слов. Порядок слов в предложении зависит от грамматических связей слов и смысла предложения.

А516. Укажите ошибку в построении словосочетания.

1) Внушать страх;
2) заплатить за услуги;
3) оплатить проезд;
4) обвинен в предательстве.

А517. В каком словосочетании зависимое слово может стоять в форме творительного падежа без предлога?

1) Рад (встреча);
2) беспокоиться (дети);
3) гордиться (внучка);
4) обидеться (коллега).

А518. Укажите ошибку в управлении.

1) Различать буквы и звуки;
2) отличать хорошее и плохое;
3) критиковать за ошибки;
4) обвинять в воровстве.

А519. Укажите предложение с речевой ошибкой.

1) Высыпавшие из класса ребята крикнули так громко, что разговаривать было невозможно.
2) На ветру шумят осинки и березки шелестят.
3) Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.
4) Один льет, другой пьет, третий растет.

А520. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над сочинением,

1) вас никто не должен отвлекать;
2) вам нужны будут критические статьи;
3) не отвлекайтесь;
4) сначала составляется план.

А521. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Поднявшись в небо,

1) планер держится за счет восходящих струй воздуха;
2) планер держат восходящие струи воздуха;
3) для планера нужен ветер;
4) полет планера напоминает парение орла.

А522. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Натянуть и выстрелить из лука очень трудно.
2) Тем, кто расположился на ночлег под навесом, пришлось искать другого укрытия.
3) По берегам реки Ангары растянулась тайга.
4) Руки девушки, загрубевшие от работы на холоде, не были изящны.

А523. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

1) мне вручили аттестат;
2) все меня поздравляли;
3) мне дали направление в институт;
4) я не стал поступать в институт, а устроился на работу.

А524. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Войдя в комнату,

1) у меня было удивленное лицо;
2) там было темно и душно;
3) я сел на диван и включил телевизор;
4) вдруг погас свет.

А525. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Услышав сигнал,

1) палатки были моментально собраны;
2) мы поспешили в столовую;
3) у нас не было времени на сборы;
4) всех охватило ликование.

А526. Укажите предложение без грамматической ошибки.

1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.
2) Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Юном натуралисте».
3) Приехав в город, первой моей задачей было найти жилье.
4) Все, кто учился в техникуме, жили в общежитии.

А527. Укажите ошибку в управлении.

1) Сойти с поезда;
2) отзыв о книге;
3) вопреки распоряжения;
4) играть роль.

А528. Укажите ошибку в управлении.

1) Рецензия на рассказ;
2) иметь значение;
3) согласно приказа;
4) выйти из вагона.

А529. Укажите правильное продолжение предложения.

Читая произведения Валентина Пикуля,

1) пробуждается интерес к русской истории;
2) это помогает изучать историю;
3) всегда интересно;
4) лучше понимаешь историю.

Тема 4. Употребление слов и фразеологических оборотов в соответствии с их значением и стилистическими свойствами

Важнейшим условием нормативности речи является правильный выбор слова.
Выбор слова зависит прежде всего от его значения. Знание значения слова – необходимое условие его правильного употребления.
Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление слова, называется лексикологией.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.

А530. Укажите, значение какого слова определено неверно.

1) Задаток – часть суммы, уплачиваемая вперед;
2) незадачливый – легкомысленный, несерьезный;
3) абсурд – нелепость, бессмыслица;
4) компрометировать – порочить, выставлять в неблаговидном свете.

А531. Какое из перечисленных слов имеет значение «не требующий материального возмещения, денежного вознаграждения»?

1) Бессовестный;
2) бессистемный;
3) бескомпромиссный;
4) безвозмездный.

А532. Укажите ошибку в толковании слова.

1) Гейша – профессиональная танцовщица в Японии, приглашаемая для приема и развлечения гостей;
2) алчный – жестокий, бессердечный;
3) властолюбивый – любящий власть;
4) аляповатый – грубо, безвкусно сделанный.

А533. В каком случае выделенное слово употреблено в переносном значении?

1) Теплые отношения;
2) холодный ветер;
3) теплый свитер;
4) горячее молоко.

А534. Укажите, какое выражение является фразеологизмом.

1) Рыжая лисица;
2) бурый медведь;
3) серый заяц;
4) белая ворона.

А535. Укажите, в какой строке неверно определено значение фразеологизма.

1) Камень на душе – тяжелое, гнетущее чувство;
2) ставить вопрос ребром – решительно заявлять о чем-либо;
3) бить баклуши – ничего не делать, бездельничать;
4) ставить палки в колеса – сломать велосипед.

А536. Укажите, в какой строке есть слово со сниженной эмоциональной окраской.

1) Рассуждать, дорога, галерея, солнечный;
2) узнать, новости, глава, солнечный;
3) юноша, водитель, хлюпик, медвежий;
4) карбюратор, вечерний, лестница, колокол.

А537. Укажите, в какой строке употреблено слово, относящееся к высокому стилю.

1) Футбол, ножницы, компьютер, изобретение;
2) река, зарплата, оранжерея, произведение;
3) предложение, дерзание, победа, уверенность;
4) блокнот, ноты, прыжок, рекорд.

А538. Укажите строку, в которой есть слово со сниженной эмоциональной окраской.

1) Поликлиника, мороз, беседовать, конференция;
2) стекло, узоры, малевать, беседовать, конференция;
3) пригласить, вечер, книга, эрудиция;
4) ландыш, телефонный, кольцо, домашний.

А539. Укажите строку, в которой употреблено слово, относящееся к высокому стилю.

1) Остановка, готовить, искренний, увлеченный;
2) объяснение, смотреть, запутанный, квартира;
3) газета, журнальный, незабвенный, дежурный;
4) цифры, закат, запасливый, прекрасный.

А540. Укажите строку, в которой употреблено слово, относящееся к высокому стилю.

1) Скатерть, календарь, степной, увлечение;
2) умный, ракета, рассказ, повышение;
3) утренний, цветок, шкаф, ящик;
4) лунный, возмездие, облака, озеро.

А541. Укажите, значение какого слова определено неверно.

1) Планер – безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха;
2) расстегай – пирожок с открытой начинкой;
3) табло – специальный сигнальный щит для информации;
4) цепенеть – зацепившись, держаться за что-либо.

А542. Укажите, значение какого слова определено неверно.

1) Предок – древний предшественник по роду;
2) невежда – грубый, невоспитанный человек;
3) тотализатор – игра на деньги на бегах и скачках;
4) оттоманка – широкий, мягкий диван с подушками.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru