Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2007

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

 

КНИГА О РАБОТЕ С ТЕКСТОМ
при профильном обучении

Обращение к образцовым текстам

Недавно увидела свет книга нашего постоянного автора Т.М. Пахновой «Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы (профильное обучение)». М.: Айрис-Пресс, 2006. Она имеет прямое отношение к теме настоящего номера – профильному обучению русскому языку, поэтому мы решили представить книгу с разных точек зрения, дав слово читателям, автору и самой книге.

В одной из своих статей Т.М. Пахнова приводит слова М.Пришвина о «некоторой дозе целебной речевой воды», которую «на сон грядущий» принимал писатель, перечитывая произведения классиков. С уверенностью могу сказать, что «отделаться от словесной отравы», которая окружает нас ежедневно, мне и моим ученикам помогают книги Татьяны Михайловны. И последняя из них о комплексной работе с текстом при профильном обучении – удачное дополнение к уже изданным.

«Целебными источниками нашего русского языка» в этой книге стали тексты В.Распутина, А.Солженицына, Д.Гранина, С.Аверинцева, Е.Богата, Д.Лихачева, Л.Озерова, Ю.Казакова, В.Астафьева и других авторов, известных и неизвестных читателям. В отборе речевых образцов и расположении их в пособии обнаруживается забота методиста о максимальной помощи учителю и ученику, поставившим перед собой задачу не столько готовиться к экзаменам, сколько «развивать свою речь и углублять знания о русском языке, о литературе, о культуре».

Повышенной мотивацией к углубленному изучению русского языка обладают ученики гуманитарных классов. Книга Пахновой, адресованная именно таким ученикам, – это материал для размышлений как для них, так и для учителя. Заинтересованные в «общении, диалоге с текстом» учащиеся под руководством учителя не останутся равнодушными, например, к фрагменту статьи Д.Гранина «Священный дар» – о понимании публицистом и писателем значения слова гений. Этот текст и предложенные задания к нему могут послужить основой сценария урока, завершающего разговор об одной из маленьких трагедий А.Пушкина – «Моцарт и Сальери». И так каждое речевое произведение пособия не может не оставить отклик в душе творческого учителя. Под речевым произведением в пособии понимается не только текст, но и комплекс вопросов и заданий, направленных на осмысление содержания текста, на внимание к живой сущности слова, к взаимодействию лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса в тексте, т.е. на внимание к «языку в действии».

Собранные с чувством глубокой любви к языку тексты о поэзии А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Ахматовой, С.Есенина, А.Твардовского и Н.Рубцова; о языке современности и вкладе В.И. Даля в сохранение и развитие «живаго великорусскаго языка»; о взаимосвязи истории и литературы; о живописи и культуре в целом – всего не перечислить – вдохновят на создание уроков русского языка такого творческого учителя, который готов к постепенному, очень нескорому, но успешному и надежному процессу развития речи своих учеников. А значит, и духовному их развитию, которое не позволит им окружать себя «словесной отравой», а приучит к постоянному общению с «целебными источниками нашего русского языка».

Е.В. ПЕРЕСВЕТОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru