Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2007

РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ

Начиная рубрику...

Год русского языка, объявленный указом Президента РФ, в первую очередь задуман как система мероприятий по пропаганде нашего родного языка за пределами России. Но «заграница», как известно, не ждет, пока ее обучат русскому языку. Сотни тысяч мигрантов едут к нам в поисках работы и заработка. Многие из них оседают в России надолго, привозят с собой семьи. Детям, где бы они ни жили, надо учиться, и вот в российских школах образовались так называемые «этнические» вкрапления – дети, совсем не знающие русского языка или знающие его гораздо хуже своих российских сверстников. Всех этих ребят, сколько бы их ни было, надо как можно быстрее научить русскому языку – иначе все их будущее образование окажется под угрозой.

Так проблема, известная под названием «Русский язык как иностранный» и в советские годы решавшаяся в основном применительно к обучению взрослых, стала в наши дни головной болью школьных учителей и администраторов. Наша газета уже публиковала материалы по этой теме. Но острота и масштабы проблемы таковы, что редакция решила ввести постоянную рубрику «Русский язык как иностранный».

Сегодня мы начинаем ее статьей О.Н. Каленковой. Пусть вас, читатель, не смущает, что речь в ней идет преимущественно о начальной школе. Так сложилось, что самые первые шаги по решению проблемы обучения школьников, не говорящих по-русски, были сделаны именно при обучении самых маленьких. Однако со временем стало ясно, что аналогичные трудности возникают при обучении школьников средней и старшей школы. Ребятам постарше приходится еще сложнее, т.к. незнание русского языка не позволяет им нормально учиться.

Сейчас именно и наступило время, когда есть возможность начать планомерную разработку и, главное, внедрение соответствующих методических материалов в школу.

Русский язык для нерусскоговорящих

Когда перед маленькими иностранцами открылись двери московских школ, стало очевидно, что незнание языка не позволит им сразу включиться в учебный процесс, – следовательно, этих детей нужно срочно обучать русскому языку.
И здесь возник ряд вопросов, которые требовали незамедлительного решения: как, кто и когда будет обучать в школе русскому языку детей-мигрантов? Не русскому языку – школьному предмету, а собственно русской речи!
Как же решались эти проблемы и какие ответы были найдены на поставленные вопросы?

Вопрос первый: как обучать в школе русскому языку детей-мигрантов?

Язык, как любой другой сложный механизм, можно изучать с разных позиций. Обсудим и в какой-то мере сопоставим две из них:

– Как он устроен и действует?

– Как им практически пользоваться?

Несмотря на естественную связь, это позиции разные. А в плане интересующей нас темы – принципиально разные.

Традиционная методика преподавания русского языка в школе основным предметом изучения полагает логико-грамматическую систему языка. То есть в центре внимания учителя и учащихся оказываются готовые знания о языке, предъявляемые для запоминания в виде правил, объяснений этих правил, схем, моделей, таблиц и т.п.

Основной же целью изучения русского языка как иностранного является не знакомство с ним как с лингвистическим феноменом, а утилитарное его усвоение как орудия общения и выражения мысли.

• Очевидно, что новоприбывших детишек следовало обучать языку по специальной методике «русский как иностранный» (РКИ). Однако никакого методического обеспечения этой учебной работы в школе на тот момент не существовало, не было ни программ, ни учебных пособий. Использовать же те учебники, которые создавались на протяжении десятилетий в нашей стране маститыми учеными-методистами в области РКИ, не представлялось возможным, так как все они были адресованы взрослым. А это значит, что лексический минимум, ситуации речевого общения, приемы презентации учебного материала и многие другие составляющие учебного пособия абсолютно не соответствовали специфике детской аудитории. Учебные пособия, написанные для национальных школ (русский как неродной), также не подходили, так как они адресованы детям, которые уже говорят по-русски, то есть предполагается, что начало уже где-то кем-то положено. Где и кем – остается неясным. Но дело не только в этом. Дело в том, что и дальше все построено по совершенно не подходящей для нашего случая схеме, иначе сказать, систематизировано и распланировано с позиций облегченной программы по русскому языку, рассчитанной на десять лет обучения. Трудно судить о старых учебниках, новые же очень хороши, но не для детей зарубежных мигрантов, которые должны после непродолжительной языковой подготовки включиться в учебный процесс и на общих основаниях с другими детьми продолжать обучение в обычной московской школе.

Одним словом, стало очевидно, что разработка и апробация учебных пособий для детей школьного возраста, слабо владеющих русским языком, – одна из важнейших задач теории и практики преподавания русского языка как иностранного, к выполнению которой следует приступить немедленно.

Далее события развивались следующим образом. Прежде всего на кафедре международного образования МИОО были составлены две программы: программа по русскому языку как иностранному для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6–7). Автор-составитель О.Н. Каленкова; и программа по русскому языку как иностранному для детей 8–12 лет, не владеющих или слабо владеющих русским языком. Авторы-составители Т.В. Савченко и Е.В. Какорина.

Обе программы имеют практическую направленность на культурно-языковую адаптацию детей-мигрантов и позволяют организовать работу с детьми разных национальностей в различных образовательных учреждениях.

Программа для малышей рассчитана на 33 недели (по 4 часа занятий каждый день). Учебный материал вписывается в три концентра, каждый из которых включает 11 недель обучения. Ведущий аспект обучения – коммуникативный. Общая цель обучения – практическое владение русской речью.

Необходимо обратить особое внимание на то, что согласно предлагаемой программе ребенок

– начинает изучать русский язык с нуля;

– сначала учится говорить, а затем – читать и писать;

– в процессе обучения приобретает навыки корректного поведения в типичных ситуациях и представление об основных элементах русской культуры.

Лексический минимум всей программы составляет 1300–1500 единиц и позволяет продолжить обучение на основе стандартных учебников для первого класса российской школы при их минимальной адаптации.

• В 2000 году в рамках совместного проекта Департамента образования города Москвы, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ и Центра межнационального образования «Этносфера» был разработан учебно-методический комплект «Уроки русской речи» (автор О.Н. Каленкова) для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По содержанию и структуре это учебное пособие полностью отвечает представленной программе. Учебно-методический комплект делится на три части, каждая из которых соответствует первому, второму и третьему концентру программы и представляет собой книгу для учителя (сценарий уроков) и папку с иллюстративным материалом, с которым, собственно, и работают дети. Это набор красочных иллюстраций, которые помогут детям понять и усвоить материал уроков. В условиях, когда говорение и аудирование предшествуют чтению и письму, эти тематические листы являются основным рабочим материалом во время коллективной и индивидуальной деятельности обучаемых.

• Первая часть цикла – «Уроки русской речи» – вышла из печати в ноябре 2003 года и сейчас переиздается значительно большим тиражом. Вторая часть завершена и издается московским учебником. Третья часть находится в стадии завершения. Конечная цель учебного курса в целом – подготовка ребенка, не владеющего русским языком, к поступлению в первый класс общеобразовательной московской школы.

В настоящее время завершен и ищет своего издателя букварь «Русский язык для всех детей», авторы Т.С. Залманова, Н.Г. Крылова, Е.Г. Фомина.

Следует отметить, что это учебное пособие представляет безусловную методическую ценность, оно решает ряд наиболее актуальных проблем преподавания русского языка.

• Поскольку учебно-методический комплект «Уроки русской речи» рассчитан на обучение детей только устным видам речевой деятельности, необходимы дополнительные учебные пособия для обучения письменным видам речевой деятельности. Все существующие буквари (а их было проанализировано немало) не могут быть использованы в работе, потому что в качестве иллюстративного и рабочего материала содержат лексику не только трудно объясняемую, но и просто «ненужную» с точки зрения речевых потребностей ребенка, только начинающего говорить по-русски. Эти потребности как нельзя лучше восполняются букварем («Русский язык для всех детей»).

Программа для детей 8–12 лет рассчитана на детей-мигрантов, овладевших навыками чтения и письма и имеющих запас слов не менее 500–700 лексических единиц. Материал программы изучается в течение года и распределен по трем концентрам, каждый из которых имеет свои методические и образовательные задачи. В конце каждого концентра дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала. В то же время все три этапа обучения теснейшим образом связаны между собой, так как каждый последующий концентр повторяет, расширяет и дополняет уже известную детям языковую и культурологическую информацию, создавая прочную основу знаний учащихся.

На основе этой программы в 2004 году в серии «Методическое обеспечение содержания поликультурного образования в Москве» Центром межнационального образования «Этносфера» было выпущено учебное пособие для детей 8–12 лет «Русский язык: от ступени к ступени» (авторы Е.В. Какорина, Т.В. Савченко, Л.В. Костылева). Части пособия соответствуют основным направлениям изучения РКИ.

1. Лексика и грамматика в упражнениях.

2. Слушаем, говорим, читаем и пишем.

3. Лексика, грамматика и орфография в стихотворных и прозаических текстах (развитие речи на этнострановедческом материале). Включенные в комплект учебные пособия призваны помочь педагогам РКИ организовать обучение в тесной связи с базовой школьной программой и обеспечить тем самым требуемый уровень подготовки учащихся.

Учебный материал пособия может изучаться как самостоятельный курс в течение года либо как корректировочный для дополнительного образования.

Вторым выпуском серии «Методическое обеспечение содержания поликультурного образования в Москве» стал учебно-методический комплект «Учимся в русской школе» (авторы О.Н. Каленкова, Т.Л. Феоктистова, Е.В. Менчик). Учебно-методический комплект состоит из двух книг – книги для учителя и книги для ученика. Это лексико-грамматический курс по русскому языку как иностранному, рассчитанный на год обучения детей-мигрантов в начальной и средней школе. Главная задача этого учебного пособия – формирование у детей навыков активного, психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в меняющейся языковой ситуации. Конечная цель обучения – обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе российской школы.

• Таким образом, первый вопрос – о создании учебно-методических материалов по русскому языку как иностранному для обучения детей зарубежных мигрантов – в известной мере решен. Хотя говорить о том, что школы обеспечены этими материалами, весьма преждевременно. Последние семинары показали, что не только в отдельных школах, но и в некоторых округах о существовании программ, изданных пять лет назад, ничего не известно. Не говоря уже про учебные пособия, «зависшие» в издательствах и типографиях.

• Вопрос второй: кто должен обучать в школе русскому языку детей-мигрантов?

Своих специалистов, владеющих методикой преподавания РКИ, в школе нет, можно, конечно, пригласить специалистов РКИ со стороны, но они владеют методикой преподавания РКИ в высшей, а не в средней и начальной школе.

С 2000 года в Московском институте открытого образования началась работа по повышению квалификации (72 и 144 часа) и переподготовке (600 и 1200 часов) учителей-словесников по программе «Методика преподавания русского языка как иностранного в школе». Главная цель этих программ – подготовить педагогов, знающих специфику школьного образования, к работе с учащимися, для которых русский язык является, по существу, иностранным. Эта работа имеет очень хорошие результаты, так как по мере ознакомления с основными принципами методики РКИ школьные учителя активно и со знанием дела облекают их в живые формы школьного урока. Практика показала: никакой специалист извне не справится с этой задачей лучше, чем опытный школьный педагог, получивший серьезную специальную подготовку в этой области.

Итак, можно сказать, что второй вопрос – о кадровом обеспечении обучения детей зарубежных мигрантов – практически решен.

• Вопрос третий: когда обучать в школе русскому языку детей-мигрантов?

Базовую, основную программу по русскому языку, впрочем, как и по другим предметам, для этой категории учащихся никто не отменял. Следовательно, все занятия по русскому языку должны проходить дополнительно. А это вопрос не только времени, но и финансирования.

• В ноябре 2000 года Московским комитетом образования был издан приказ № 875 «Об открытии групп по изучению русского языка как иностранного для обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы», где впервые был поставлен вопрос о создании условий в школе для проведения работы по языковой адаптации детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком. В частности, приказом предусмотрено открытие групп (9–13 учеников) по изучению русского языка как иностранного с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.

• Сегодня в соответствии с этим приказом в Москве в 68 школах открыты 211 групп РКИ, в которых обучаются 2500 учащихся.

• Следует отметить, что в настоящее время практически повсеместно в этих группах занимаются учащиеся, которые владеют русским языком на разных уровнях, от нулевого до продвинутого. Этот факт весьма затрудняет работу учителя, делает ее трудоемкой и малоэффективной. В такой ситуации страдают все.

Учащиеся, только начинающие изучать русский язык, не могут за такое короткое время получить даже самое необходимое. При этом, будучи официально зачислены в школу, они обязаны посещать все уроки по предметам базового цикла, где абсолютно ничего не понимают. Другими словами, теряют драгоценное время.

Те же учащиеся, которые лишь недостаточно хорошо владеют русской речью, могут получить на занятиях в этих группах очень много полезного, но на фоне «нулевиков» они выглядят столь «успешно», что практически лишаются нужной помощи и просто скучают. А ведь именно для них и открыты эти группы, именно таким ребятам и необходимы эти два часа в неделю.

Об учителе говорить и вовсе не приходится. Он «разрывается» между своими учениками, пытаясь дать им хоть что-то за несколько минут, и в результате не помогает никому.

Решить эту проблему в рамках одной школы не представляется возможным, так как строгое распределение учащихся по группам согласно их возрасту и уровню владения языком приведет к наполняемости групп 2–3 человеками, что никак не приемлемо в плане финансирования.

С 1 января 2001 г. на базе общеобразовательной школы № 729 (Южное окружное управление образования) по соглашению между Московским комитетом образования и УВКБ ООН в рамках пилотного проекта культурно-языковой адаптации детей вынужденных мигрантов и лиц, ищущих убежище, был сформирован языковой нулевой класс для учащихся 6–7 лет. Конечной целью обучения была подготовка учеников языкового класса к поступлению в 1-й класс школы и последующему обучению наравне с русскоязычными сверстниками. Результаты были весьма удовлетворительными. Через полгода обучения «нулевики» поступили в первый класс этой же школы и продолжили обучение вместе с первоклассниками-москвичами.

На втором этапе (январь 2002 – январь 2003 г.) в дополнение к нулевому классу был открыт подготовительный языковой класс для детей 9–12 лет, нуждающихся, помимо изучения русского языка как иностранного, в ускоренной подготовке по основным предметам начальной школы. Этим ребятам тоже удалось помочь быстро включиться в учебный процесс. Однако стало очевидно, что полгода – это все-таки недостаточно для полноценной языковой адаптации даже при полном погружении в языковую среду.

• В августе 2002 г. по итогам обсуждения опыта реализации пилотного проекта на круглом столе «Городская программа регулирования миграции и вопросы образования детей беженцев и вынужденных переселенцев» были приняты рекомендации по расширению этой деятельности, и сегодня работа по культурно-языковой и социопсихологической адаптации детей зарубежных мигрантов осуществляется в разных округах на базе семи московских школ.

• Если работа с детьми-мигрантами в нулевых и подготовительных классах ведется уже несколько лет, то массовое вовлечение в проектную деятельность школьников среднего звена, по сути, произошло только в 2004/05 учебном году. Анализ учебной работы показал, что для достижения более высоких результатов у учащихся 6–10-х классов в области ведущих предметов базового цикла следует пересмотреть функциональный статус школьного предмета «русский язык как иностранный». Предполагается, что в работе с подростками этот предмет станет, по сути, служебным, вспомогательным и будет практически подчинен главной цели усвоения основных предметов. В настоящий момент уже сформирована новая концепция организации работы на уроках РКИ в проектных классах среднего звена и разработана схема ее практической реализации по форме и содержанию.

• Следует отметить, что особые затруднения вызвала организация обучения юношей и девушек 16–18 лет. Они хотят окончить школу и получить аттестат зрелости. Но для этого им всем нужно еще учиться несколько лет, в то время как по закону молодые люди старше восемнадцати лет не могут посещать среднюю общеобразовательную школу. В этой ситуации наиболее реальным представляется обучение в вечерней школе. 2005/06 учебный год был пробным годом обучения молодежи 16–18 лет на базе вечерней школы. Результаты нельзя назвать однозначно положительными. Более свободный режим и увеличение самостоятельности в обучении весьма отрицательно сказались на успехах наших подопечных. Несмотря на относительную возрастную зрелость, они еще очень нуждаются в строгой дисциплине, последовательном контроле и пристальном внимании со стороны педагогов и школьной администрации.

• С первых дней проектной деятельности был организован постоянно действующий круглый стол, а также регулярно проводились семинары, посвященные проблемам культурно-языковой адаптации детей-мигрантов. Положительный опыт работы проекта позволил задуматься о создании сети базовых опорных школ и центров в каждом округе для прохождения первого года обучения по методике «русский как иностранный». В течение первого года обучения в этих школах или центрах, назовем их условно «школы русского языка», дети, не владеющие или слабо владеющие русским языком, должны практически овладеть русской устной речью, если это нулевой, и русской устной и письменной речью, если это подготовительный класс. Общая цель обучения – формирование у детей коммуникативной компетенции, то есть умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях. Знания и умения, полученные за год обучения, позволят учащимся понимать речь своих сверстников, учителей и общаться с ними. Культурно-языковая и социально-психологическая адаптация детей предполагает обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и учебной деятельности. Это подготовка к систематическим занятиям по программе начальной и средней российской школы, позволяющая включиться в учебный процесс и осваивать предметы базового цикла. Таким образом, после года обучения и итоговой аттестации выпускник «школы русского языка» зачисляется на общих основаниях согласно существующим правилам в школу по месту жительства.

Не следует полагать, что все «языковые» проблемы решаются за один год обучения в «школе русского языка». Программа по культурно-языковой адаптации детей зарубежных мигрантов предусматривает последующий «языковой патронаж» этого контингента в течение нескольких лет. Выпускники «школ русского языка» должны обязательно посещать занятия в группах РКИ во второй половине дня два раза в неделю.

Таким образом, в области организации обучения русскому языку детей зарубежных мигрантов накоплен достаточно серьезный положительный опыт, наметились весьма перспективные пути развития этой деятельности.

В октябре 2002 г. в Московском институте открытого образования была создана учебно-методическая лаборатория методики обучения русскому языку как иностранному. Работа этой лаборатории ведется в двух направлениях:

• научно-методическое и программное обеспечение обучения русскому языку детей зарубежных мигрантов;

• методический патронаж школ, где обучаются дети зарубежных мигрантов.

Научная работа лаборатории в области методики обучения русскому языку как иностранному в школе заключается в разработке и реализации поэтапного плана включения детей зарубежных мигрантов в учебный процесс как части проекта культурно-языковой и социально-психологической адаптации детей беженцев и вынужденных мигрантов. Эта деятельность включает:

1) создание программ обучения детей-мигрантов в нулевых и подготовительных классах, а также концепции методики обучения РКИ учеников старших классов;

2) разработку и подготовку к печати методических материалов, тестов и учебных пособий по русскому языку как иностранному;

3) разработку принципов внедрения в школьную педагогическую практику приемов методики преподавания русского языка как иностранного;

4) обеспечение содержательной стороны курсов повышения квалификации и курсов профессиональной переподготовки по специализации «методика обучения русскому языку как иностранному» в школе.

Методический патронаж школ, где обучаются дети зарубежных мигрантов, включает следующую практическую деятельность:

1) помощь школам в формировании и подготовке педагогических кадров для работы с детьми-мигрантами;

2) обеспечение учебного процесса разноуровневыми программами и, соответственно, учебными материалами по русскому языку как иностранному;

3) организацию методических семинаров и учебных консультаций для педагогических коллективов, вовлеченных в работу с детьми-мигрантами;

4) мониторинг реализации

– проекта по включению детей-мигрантов в учебный процесс;

– приказа № 875 от ноября 2000 г. об открытии групп по изучению русского языка как иностранного для обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы.

• Итак, немало сделано для преодоления языковых барьеров на пути детей зарубежных мигрантов к обучению в московской школе, но на повестку дня выдвигаются все новые и новые вопросы, от решения которых зависят результативность и масштабность деятельности в этом направлении.

Главными и необходимыми условиями мягкого включения в учебный процесс и культурно-языковой адаптации детей зарубежных мигрантов можно назвать следующие:

• создание нормативной базы организации обучения детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком, по методике «русский как иностранный/неродной» (РКИ);

• разработка механизма экспертизы и утверждения программ, тестовых материалов и учебных пособий по предмету РКИ;

• организация курса лекций «Основные принципы методики обучения русскому языку как иностранному в школе» (12 часов) для методистов окружных управлений образования, отвечающих за организацию обучения русскому языку как иностранному в образовательных учреждениях города Москвы;

• привлечение к работе в группах обучения русскому языку как иностранному учителей, прослушавших курсы повышения квалификации по теме «Методика обучения русскому языку как иностранному в школе»;

• издание и переиздание уже созданных учебных и методических пособий;

• обеспечение образовательных учреждений этими материалами;

• создание сети базовых опорных школ и центров в каждом округе для прохождения первого года обучения по методике «русский как иностранный».

О.Н.  КАЛЕНКОВА

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru