Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2007

Я ИДУ НА УРОК

 

Пишем сочинение-рассуждение
по тексту художественного стиля

Цели урока:

1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;

2) совершенствование навыков анализа текста;

3) формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Текст К.Паустовского

(1) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (2) Вода булькала, позванивала, журчала. (3) Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. (4) Так курлыкали журавли.

(5) Я поднял голову. (6) Большие косяки журавлей тянули один за другим к югу. (7) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.

(8) Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. (9) По береговой проселочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. (10) Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

(11) – Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

(12) Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, чтобы не заглушить затихающий небесный звон. (13) Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. (14) И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.

(15) За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16) Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

(17) Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

(18) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19) Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20) Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. (21) Оттуда уже сочился воздух, отдающий вином. (22) Да что говорить! (23) Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(24) Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. (25) Этим искусством владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.

Примерный план
сочинения-рассуждения

1) Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом.

2) Тема (тематика) текста (выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).

3) Цель автора текста. К какой читательской аудитории обращается автор текста? Для чего написан этот текст?

4) Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы), поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает ее (их).

5) Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).

6) Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).

Домашнее задание к уроку

1) повторить (или выписать из словаря) понятия риторический вопрос, эпитет, сравнение, метафора, риторическое восклицание, олицетворение. (Олицетворение – стилистическая фигура, состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью; риторическое восклицание – стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия; метафора – скрытое сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов; сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета; эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного (Школьный поэтический словарь. Авт. А.П. Квятковский);

2) выяснить значение слов киноварь, чернь. (Киноварь – минерал красного цвета (сернистая ртуть), сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала; чернь – 1. Гравировка на металле (серебре, золоте), штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом.
2. Изделия (преимущественно серебро) с такой гравировкой (Словарь русского языка. Авт.
С.И. Ожегов)
.

Работа с текстом

– Прежде чем приступать к анализу текста, вспомним, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема – предмет речи; проблема – вопрос, требующий исследования; идея – основная мысль текста).

– Теперь прочитаем текст К.Паустовского. Какая картина вам представляется в процессе чтения? Озвучена ли эта картина? (Осень, ясная солнечная погода, золотые деревья, журавли, медленно летящие по небу. Картина озвучена: читатель слышит тонкие переливчатые звуки, заполняющие все пространство.)

Клише, которые будут использовать учащиеся, создавая текст сочинения-рассуждения:

Когда читаешь текст К.Паустовского, сразу представляешь себе...

… Такую картину рисует К.Паустовский...

– Какова тема текста? (Этот текст о шедеврах природы.)

Клише, помогающие сформулировать тему:

Этот текст о...

Как часто мы видим…, слышим…, находим... Этот текст автор посвятил совершенным произведениям природы.

– Какую проблему ставит автор текста? (Что можно считать настоящим шедевром?)

Клише, которые будут использовать учащиеся при формулировке проблемы:

Над этой проблемой задумывается автор...

Автор привлекает читателя к размышлению над вопросом...…

– Какова цель автора текста? К какому стилю речи можно отнести этот текст? (Перед нами художественный текст. Цель автора – создать художественные образы осени, журавлиного полета и с помощью этих образов убедить читателя в том, что шедевры бывают не только в искусстве, но и в природе.)

– Как автор создает образы? Какие они (зрительные, звуковые, обонятельные, осязательные)? Какие языковые средства помогают создать эти образы? (С самого начала автор заставляет читателя услышать неожиданные звуки и посмотреть на небо. Курлыканье журавлей напоминает звон воды, наливаемой в сосуд из тонкого стекла. Мелодия, которую слышит рассказчик, не монотонна: глаголами булькала, позванивала, журчала и отглагольными существительными плеск, переливы передается все разнообразие звуков, доносящихся до повествователя.

Метафорой затихающий небесный звон автор выражает восторг, вызванный божественно великолепным пением улетающих на юг птиц.

Рассказчик не описывает самих журавлей, но глаголы шли, тянули, летели помогают читателю представить плавное, мерное движение птиц. И эпитет величавый, которым автор определяет перелет журавлей, усиливает это представление.

Рисуя осень, автор обращает внимание читателя на зрительные образы. Достаточно одной метафоры (солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки), чтобы мы увидели, как осеннее солнце отражается в широких заливах реки, как легкий ветерок создает рябь на воде. Чтобы убедить читателя в том, что природа тоже может создавать совершенные творения, автор сравнивает осенний лист с тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Это сравнение помогает читателю увидеть цвета осени: золотой, бронзовый, темно-красный, черный. Прилагательным превосходной степени тончайший подчеркивается мастерство природы, создавшей осенний лист.

Но читатель не только видит осенние листья, слышит прекрасные звуки – он вдыхает отдающий вином осенний воздух. Благодаря созданным образам читатель воспринимает картину целостно.

Предлагаем учащимся такие клише:

Цель автора – с помощью созданных им образов убедить читателя...

Сочетание образов помогает читателю воспринять картину целостно...

Глаголы и отглагольные существительные передают разнообразие звуков...

Метафорой автор выражает восторг...

Глаголы помогают читателю представить...

Эпитетом определяется...

С помощью метафоры автор создает образ...

Осенний лист сравнивается...

Прилагательным превосходной степени подчеркивается...

– Как автор решает проблему? Какова идея текста? В каком предложении выражена главная мысль текста? (По мнению автора, шедевром можно считать то, что совершенно и безукоризненно, то, что вызывает восхищение. К.Паустовский прибегает к лексическому повтору слова смотрел в третьем и пятом абзацах (предложения 8, 10, 13), для того чтобы показать, что величавый полет и курлыканье журавлей одинаково завораживающе действуют и на рассказчика, и на шофера грузовика. На риторический вопрос автора (Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?) любой читатель ответит утвердительно. Природа тоже может создавать шедевры – в этом убеждает нас Паустовский. Эта мысль выражена в предложении 18. Прибегая к олицетворению, автор одушевляет природу, наделяет ее чертами искусного мастера, равнодушного к восторгам и похвалам. Но творения природы все равно вызывают наше восхищение, и это чувство автор передает риторическим восклицанием Да что говорить!)

Клише, которые помогут сформулировать главную мысль текста:

Автор считает, что...

По мнению автора...

В этом предложении выражена главная мысль текста.

В этом убеждает нас Паустовский.

Чтобы показать завораживающее действие, Паустовский прибегает к лексическому повтору...

На риторический вопрос можно ответить только утвердительно.

Автор прибегает к олицетворению, наделяя природу чертами...

Восторженное отношение автора к... передается риторическим восклицанием...

– Каково ваше отношение к позиции автора?

Слушая высказывания учеников, обращаем внимание на корректность и доказательность этих высказываний.

Клише, которые помогут перейти к формулировке собственного мнения:

С автором текста трудно спорить...

Автор текста прав в..., однако мысль о... вызывает сомнение...

С автором можно согласиться лишь частично: ...

Подведение итогов урока,
домашнее задание

Предлагаем учащимся дома написать сочинение-рассуждение по статье К.Паустовского. Вот примерный текст сочинения-рассуждения.

Наверное, каждый из нас слышал пение лесных птиц, любовался закатом, приносил домой красивые камни или причудливой формы листья. И поэтому стремление автора текста рассказать о шедеврах, созданных природой, понятно. Что же можно назвать шедевром? – над этим вопросом задумывается автор.

Осенний солнечный день, спокойная река, журавли, медленно летящие по небу… Такая картина представляется читателю. И эта картина озвучена: мы слышим курлыканье журавлей, напоминающее журчание воды, осторожно наливаемой в сосуд из тонкого стекла. Глаголы булькала, позванивала, журчала и отглагольные существительные плеск и переливы передают звуковые оттенки журавлиного пения. Улетающие на юг птицы издают звуки, которые автор называет затихающим небесным звоном. Паустовский не изображает самих журавлей, но глаголы шли, тянули помогают читателю увидеть, как медленно и плавно птицы летят по небу. Этот полный внутреннего достоинства перелет птиц автор определяет эпитетом величавый.

Когда Паустовский рисует осень, ведущими становятся зрительные образы.

Достаточно одной метафоры (солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки), чтобы мы увидели, как осеннее солнце отражается в широких заливах реки, как легкий ветерок создает рябь на воде. Называя осенний лист тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью, Паустовский говорит о художественной ценности творений, созданных природой. Это сравнение помогает читателю увидеть цвета осени: темно-красный, золотой, коричневый, черный. Прилагательным превосходной степени тончайший (слиток) подчеркивается мастерство природы, подарившей нам осенний лист.

Создавая образы совершенных творений природы, автор текста убеждает читателя, что шедевром можно считать то, что совершенно и безукоризненно, то, что вызывает восторг зрителей и слушателей. Прибегая к лексическому повтору слова смотрел в третьем и пятом абзацах, автор показывает, что величавый перелет журавлей одинаково завораживающе действует как на рассказчика, так и на водителя грузовика. «…Шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе», – говорит К.Паустовский. Он одушевляет природу, наделяет ее чертами искусного мастера, равнодушного к нашим восторгам и похвалам. Но, несмотря на равнодушие природы к нашим восторгам, ее произведения всегда будут вызывать восхищение, и на риторический вопрос Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? читатель может дать только утвердительный ответ.

Нельзя не согласиться с автором текста: действительно, природа порой создает удивительно прекрасные творения, которые никого не оставят равнодушным. «Зимняя дорога» А.Пушкина, «Март» И.Левитана, «Времена года» П.Чайковского… Великих творцов, создавших эти шедевры литературы, живописи, музыки, вдохновила природа.

И не устанут художники, поэты, музыканты воспевать красоту природных творений, а люди, лишенные художественного дара, просто будут любоваться безупречно правильной формой снежинки, упавшей на ладонь, и испытывать наслаждение, вдыхая нежный аромат только что распустившегося цветка.

И тысячи людей по-прежнему будут ездить в далекие страны только для того, чтобы увидеть знаменитый водопад или удивительное озеро, и, отдавая дань традиции, будут завязывать ленточки на деревьях и бросать монетки в воду, чтобы вернуться и еще раз посмотреть на эти шедевры природы.

Ирина РУДЕНКО,
учитель
Магнитогорского городского
многопрофильного лицея
при МГТУ им. Носова

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru