Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2007

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

11-й класс

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

ЧАСТЬ 1

При выполнении задания этой части выберите один из четырех вариантов ответа.

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) Якорь;

2) змея;

3) подъем;

4) кольцо.

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Баловать;

2) обеспечение;

3) договор;

4) звонишь.

А3. В каком предложении вместо слова национальный нужно употребить слово националистический?

1) Иконопись оставила самые многочисленные материальные свидетельства художественного национального гения.

2) Однако исследованием национальной гармоники мало кто занимался вплоть до последних лет.

3) Почему же иные поэты сегодня стыдливо молчат, а иные дали национальному эгоизму и угару взять над собой верх?

4) Условия жизнедеятельности национальных регионов слишком разнообразны, чтобы заковывать их в единые рамки.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Пара носков;

2) несколько граммов;

3) талантливые инженеры;

4) двое дочерей.

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приехав в Москву, ...

1) мне предстояло продолжить обучение;

2) я поступил в университет;

3) мои намерения состояли в продолжении обучения;

4) меня приняли на первый курс университета.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Он уселся на скамью, стоящую в конце бульвара.

2) Почуяв зверя, собака бросилась бежать по его следу.

3) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

4) Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.

Прочитайте текст и выполните задания А7–А12.

(1) Хороша Волга во время весеннего разлива, когда ее воды соединяются во многих местах с далеким горизонтом. (2) Бескрайняя, как море, затопив окрестные луга, стремительно и быстро катит вешние воды. (3) Правый берег покрыт белой нежной пеленой цветущих яблонь, вишен и черемухи. (4) В кустах на островах заливаются соловьи.

А7. Определите стиль речи.

1) Публицистический;

2) художественный;

3) официально-деловой;

4) научный.

А8. Сколько в тексте сложных предложений?

1) Четыре;

2) три;

3) два;

4) одно.

А9. В каком случае верно указана грамматическая основа второго (2) предложения?

1) Море;

2) море катит;

3) катит;

4) затопив и море катит.

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения.

1) Простое;

2) сложносочиненное;

3) сложноподчиненное;

4) сложное бессоюзное.

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова покрыт из третьего (3) предложения.

1) Действительное причастие;

2) страдательное причастие;

3) прилагательное;

4) деепричастие.

А12. В каком слове из второго (2) предложения количество букв и звуков одинаковое?

1) Бескрайняя;

2) окрестные;

3) стремительно;

4) вешние.

А13. В каком слове -ец не является суффиксом?

1) Огурец;

2) молодец;

3) храбрец;

4) канатоходец.

А14. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

Оглядываясь на пройде(1)ый путь, я вспоминаю дороги Германии, завале(2)ые броше(3)ыми груже(4)ыми повозками.

1) 1;

2) 2, 3;

3) 3, 4;

4) 4.

А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Д_лекий, расск_зать, пл_стилин;

2) присоед_ниться, запл_тить, похв_ла;

3) д_лина, благосл_вить, доверч_вый;

4) разл_мать, пор_сль, п_спорта.

А16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Пре_положение, о_бежать, на_стройка;

2) бе_граничный, чре_мерный, и_черпать;

3) пр_увеличивать, пр_украсить, пр_неприятный;

4) контр_гра, спорт_нвентарь, по_скать.

А17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется и?

1) Ненавид_шь, завис_мый;

2) бор_шься, движ_мый;

3) послыш_тся, чита_мый;

4) постро_шь, увид_нный.

А18. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква и?

А. Усва_вать.

Б. Заносч_вый.

В. Прикле_вать.

Г. Преодол_вать.

1) А, б, г; 2) А, б, в; 3) в, г; 4) а, в, г.

А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется и?

Н(1) шороха полночных далей, н(2) песен, что певала мать, мы н(3)когда н(4) понимали.

1) 1, 2; 2) 3; 3) 1, 2, 3; 4) 3, 4.

А20. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал (за)тем, что происходит в городе.

2) Все зависит (от)того, что скажет врач.

3) О человеке нужно судить (по)тому, что он делает для других.

4) (По)этому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников.

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Все жаловались на холод() и дождь стучал в окна.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Его лицо (1) обветрившееся (2) утомленное и сосредоточенное (3) кажется (4) старее от бессонной ночи.

1) 1, 4; 2) 2, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3.

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В чаще (1) где ничего не видно (2) направление приходится брать по звуку (3) например (4) по звонку колокольчика.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 3; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 3, 4.

А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Море вечно и неумолимо шумит и плещет.

2) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни.

3) Нередко в рощах находили или ее брошенный венок или клочок персидской шали или заплаканный платок.

4) Вибрирующие звуки моторов то сливались в одно нависающее грозное гудение то распадались на отдельные пронзительные или рокочущие звуки.

А25. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучать (4) даже и волка останавливают.

1) 1, 2; 2) 2; 3) 1, 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что ничего уже не мог видеть (3) и пролетел под самым месяцем так (4) что (5) если бы не наклонился немного (6) то зацепил бы его шапкою.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2) 1, 2, 4, 6; 3) 2, 5, 6; 4) 1, 2, 3, 4, 6.

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Илья входил на двор с важным видом, человека, который хорошо поработал.

2) Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем.

3) В крайнем доме, которым кончается деревня, горел свет.

4) Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который был так сильно напуган и превратился в его раба.

Прочитайте текст и выполните задания А29–А31; В1–В7.

(1) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку.
(3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к рукомойнику – к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел – ушел. (11) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.

(17) Это был странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. (25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то, конечно, от тоски – этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России – Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.

(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34) Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди – одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни.

(По Ф.И.  Шаляпину)

А29. В каком предложении говорится об отношении автора к странникам?

1) 6; 2) 18; 3) 35; 4) 8.

А30. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 1–9?

1) Рассуждение;

2) описание;

3) повествование и рассуждение;

4) повествование и описание.

А31. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 8; 2) 13; 3) 16; 4) 18.

ЧАСТЬ 2

Ответы к заданиям В1–В3 запишите словами.

В1. Из предложения 4 выпишите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.

В2. Из предложений 17–22 выпишите причастие.

В3. Из предложения 11 выпишите словосочетание глагол + наречие со связью примыкание.

Ответы к заданиям В3–В7 запишите словами.

В4. Среди предложений 17–26 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 4–9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

В6. Среди предложений 10–20 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 10–26 найдите сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Напишите номера этих предложений.

ЧАСТЬ 3

Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объем сочинения – не менее 150 слов.

ИНСТРУКЦИЯ
по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку

 

ЧАСТЬ 1

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 4 А17 1
А2 2 А18 2
А3 3 А19 3
А4 4 А20 4
А5 2 А21 2
А6 3 А22 4
А7 2 А23 1
А8 4 А24 4
А9 3 А25 3
А10 1 А26 3
А11 2 А27 4
А12 2 А28 3
А13 1 А29 3
А14 2 А30 4
А15 2 А31 4
А16 4    

ЧАСТЬ 2

№ задания Верный ответ
В1 Мельника
В2 Убежден
В3 Очень пожалел
В4 19, 20, 21, 22, 24, 26
В5 5
В6 18
В7 22, 24

ЧАСТЬ 3

Сочинение.

Оценивается по следующим критериям:

1) Содержание сочинения;

2) речевое оформление сочинения;

3) грамотность.

Е.В. ЖУКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru