Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2007

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

Урок-КВН «Прощание с фонетикой»

 

I. Представление команд

II. Конкурс капитанов

(Задания для 1-й команды даны под номером 1, для 2-й – под номером 2.)

А. Назовите слова, в которых заблудился звук.

1. Жучка будку не доела: неохота. Надоело…

2. На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.

1. Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

2. Синеет море перед нами, летают майки над волнами.

Б. Узнайте загаданное слово.

1. Мне недолго измениться: с с я рыба, с ф я птица.

2. Конечно, метаграмма эта / Весьма проста и несложна: / Я с у далекая планета, а с и- я в Азии страна.

В. Разгадайте анаграммы.

1. Я в пруду живу, жирею, Переставьте буквы – вмиг / Превращусь я и в аллеи, / И в лужайки, и в цветник.

2. Воздух в шины я вдуваю, / Жизнь несу я колесу. / Если ж слоги мы смешаем / Буду деревом в лесу.

III. Задания командам

1. Домашнее задание. Прочитайте лучшую сказку, сочиненную в каждой команде, в лицах.

2. 1) В каком слове достаточно изменить одну гласную, чтобы животное с иглами превратилось в змею? (Ответ для жюри: еж – уж.)

2) Какой согласный звук нужно заменить в слове, чтобы домашняя птица превратилась в небольшого зверька с пушистым мехом? (Курица – куница.)

3. Считаем количество: слогов, букв и звуков.

За 1 минуту сосчитайте их в следующих словах:

1) удивление, спартакиада, одеяло;

2) пятиборье, троллейбус, местность.

4. Составляем слоговые цепочки. Чья окажется длиннее?

1) Ка-ша-ры; 2) ры-ба-ран.

5. Шарадой называется загадка, составленная в стихотворной форме, где зашифрованное слово состоит из нескольких составных частей (нередко слогов), каждая из которых является самостоятельным словом. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать зашифрованное слово. Отгадайте шарады.

1) Найдем слог первый среди нот,
Вторая часть на танцплощадке.
А все – полезный корнеплод,
Что зреет осенью на грядке.

2) Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я – материя
И на костюм гожусь.

6. Придумайте рифмы к словам за 1 минуту, чтобы лучше запомнить правильное ударение:

7. «Расшифруйте» фонетическую запись:

1) [д’эир’эвн’ь  гд’э  скуч’ал   jэив’эн’иj  был’а  пр’эил’эсныj   угал’ок  там  друк  н’эив’иных
нъслажд’эн’иj  блъгъслав’ит’  бы   н’эбъ  мок];

2) [он  фтом  пакоjэ  пъс’эил’илсъ   гд’э  д’ьр’эив’энск’иj   стъражыл  л’эт  сорък  скл’учн’ицъj
бран’илсъ  вакно  сматр’эл  имух   дав’ил].

8. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

1) (А) Лес – сел; (Б) лес – съел; (В) лес – сель; (Г) лезь – сель; (Д) лезь – сел.

2) (А) Друг – гурт; (Б) сруб – брус; (В) стиль – лист; (Г) гроздь – горсть; (Д) шов – вошь.

С.В.  СТОЛБУНОВА,
г. Ярославль

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru