Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2007

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

 

Читаем в школе лирику К.Бальмонта

5-й класс

Золотая рыбка

В замке был веселый бал,
   Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
   Легкие качели.

В замке в сладостном бреду
   Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
   Золотая рыбка.

И кружились под луной,
   Точно вырезные,
Опьяненные весной
   Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,
   Гнулись травы гибко.
И мелькала там в пруду
   Золотая рыбка.

Хоть не видели ее
   Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее
   Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,
   Золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна
   Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,
   Песня раздается.
И в сердцах любовь журчит,
   И весна смеется.

Взор ко взору шепчет: «Жду!».
   Так светло и зыбко.
Оттого, что там, в пруду, –
   Золотая рыбка.

– В чем волшебная сила золотой рыбки? Какие чудеса она творит? Кто видит золотую рыбку?

Как по-вашему, какое настроение создается этим стихотворением? (Счастье, тайна.) Какие слова прямо называют это настроение? (Веселый, сладостный, улыбка, любовь, смеется, светло.) Отчего кажется, что все происходит не на самом деле? Какие слова создают такое ощущение? (В бреду; опьяненные, зыбко; а кроме того – все слова со значением движения: качал, кружились, мелькала, промелькнет.)

Но мы ощущаем кружение и мелькание не только поэтому; тут важен не только смысл слов, но и звучание всего стихотворения, особенно повторы и переклички. Сколько раз на протяжении стихотворения появляется строчка золотая рыбка? Рыбка «выныривает» в каждой четной строфе, то есть повторяются одни и те же звуки; кроме того, похоже звучат все рифмующиеся с рыбкой слова. Какие? (Скрипка, гибко, улыбка, зыбко.) Какие еще звуковые переклички вы услышали? Есть другие рифмы, есть повторы (пела, пела; взор ко взору), а еще есть внутренняя рифма – когда рифмуются половинки одной и той же строки. Найдите строчку с внутренней рифмой. (А в саду была в пруду…...)

6-й класс

«СТОЗВУЧНЫЕ ПЕСНИ»

Нашептыванья осени

Шершавый лист шуршит и шебаршит,
Так мышь в норе шушукается с мышью.
Еще вчера, предавшись вся затишью,
Являла роща шелковистый вид.
А нынче хлещет ветер сучья в сучья
И шастают по лесу шептуны
В осине шаткой, в шорохах сосны.
В реке темно. Застыла жадность щучья.
Укол всегдашней алчности умолк.
Прильнув на дне к коряге, хищный волк
Речного стада, щука, цепенея,
Заснула. Шелестящая затея
Шипучих звуков ветра по траве
Ширяет и швыряется бурьяном.
Шишигу злого леший сгреб арканом,
И мхи шерстятся в утлой голове.

Из каких звуков складываются нашептывания осени? Лист шуршит, мышь шушукается с мышью, хлещет ветер, слышны шорохи сосны, шелест, шипучие звуки ветра. В этих словах настойчиво повторяются шипящие, главным образом ш и щ, и свистящий с; они передают впечатление шороха, шелеста – звучания осени; такой прием называется звукописью.

Эти же звуки есть в названиях фантастических существ – шептуны, шишига, леший.

Аллитерации на согласные ш, щ, с создаются и другими словами: предавшись, вся, затишью, роща, шелковистый, по лесу, в осине шаткой, застыла жадность щучья, алчности, хищный, стада, щука, заснула, шерстятся.

Может показаться, что в этом стихотворении звучание важнее смысла слов и что некоторые слова подобраны специально из-за созвучий, звуковых перекличек. Какие? Ширяет и швыряется, укол умолк, ветра по траве.

Какие чувства вызывает это стихотворение? Здесь, как и в предыдущем стихотворении, ощущается тайна, но не радостная, а тревожная, страшноватая. Есть слова злой, хищный, алчность, жадность. Перемены в лесной осенней жизни очень резкие: вместо вчерашнего затишья и шелковистого вида резкий хлещущий ветер; и даже то, что жадность застыла и сама хищная щука цепенеет и засыпает, а леший победил злого шишигу, не вносит в стихотворение умиротворения.

Тишина

Чуть бледнеют янтари
Нежно-палевой зари.
Всюду ласковая тишь,
Спят купавы, спит камыш.

Задремавшая река
Отражает облака,
Тихий, бледный свет небес,
Тихий, темный, сонный лес.

В этом царстве тишины
Веют, сладостные сны,
Дышит ночь, сменяя день,
Медлит гаснущая тень.

В эти воды с вышины
Смотрит бледный серп луны,
Звезды тихий свет струят,
Очи ангелов глядят.

Сравним это стихотворение с предыдущим. Кажется, они совершенно не похожи и даже противоположны во всем, Если первое полно глаголов, обозначающих резкие действия, то глаголы второго передают состояние покоя (какие это слова?). Если первое полно тревожных звуков, второе – о царстве тишины (проверим, есть ли в нем хоть одна строфа без слова, родственного тому, что вынесено в заглавие). То, о чем говорится во втором стихотворении, надо не столько слышать, сколько видеть. Есть ли здесь цвета, краски? Что означает прилагательное нежно-палевый? Есть ли в стихотворении антонимы и можно ли говорить о резком противопоставлении? (Ночь сменяет день почти незаметно, медлит; темный лес и бледный свет небес не враждебны, а объединены – и тем, что сопровождаются одним и тем же эпитетом тихий, и тем, что они вместе отражаются в реке.)

Стихотворение – о преображенном в тишине вечернем мире. Небесное и земное, отражаясь в воде, проникаются общим состоянием тишины и волшебного сна; именно в этот отраженный мир очи ангелов глядят, освящая его небесной благодатью.

Материал подготовлен по статье
Т.С. Петровой «Текстовый анализ лирики
К.Д. Бальмонта в школе»;
из кн.: Я не устану быть живым...

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru