Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2007

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

 

О пользе орфографического чтения

Точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки образованности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную деятельность человека.

Анализ результатов экзамена показывает, что одним из слабых мест подготовки выпускников является низкая орфографическая грамотность. К концу школьного обучения орфографические умения не переходят в орфографические навыки грамотного письма: 58% выпускников допускают в небольшом тексте сочинения более четырех орфографических и пунктуационных ошибок.

Грамотность учащихся с каждым годом снижается.

Безусловно, причина здесь не одна: это и сокращение часов русского языка (если раньше в начальных классах уроки русского языка проводились ежедневно, то сейчас – 4 часа в неделю, в 8-м – 3 часа, в 9-м классе – 2 часа в неделю), и перенасыщенность программ. Ученики вплоть до выпускных экзаменов делают ошибки в словах с безударными гласными, а мы изучаем с ними, что такое средства языковой выразительности: оксюморон, парцелляция, метонимия, синекдоха и т.п. На формирование грамотности влияют и ошибки, которые встречаются в современных изданиях, на телевизионных экранах (кованные двери, серебрянный век); безграмотно написанных объявлениях, на вывесках, стендах (песчанный карьер, услуги эксковатора, не приемный день и др.) – все фиксируется в памяти ребенка.

И все же главная причина низкой орфографической грамотности наших учеников (приходится признаться) – несовершенство преподавания русского языка в школе.

В методике разрабатывается идея обучения правописанию сознательным путем: на основе определенных знаний, с опорой на правила. Именно в русле этого направления сложился школьный курс орфографии, в том числе его современный вариант. К сожалению, на практике мы убеждаемся, что знание правил не всегда ведет к орфографической грамотности.

Учителя русского языка, проработавшие в школе более 20 лет, вероятно, заметили, что в последние годы в 5-й класс приходят дети, не умеющие переносить слова с одной строки на другую, не умеющие делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове умеют – по количеству гласных, а разделить слово на слоги не могут. Такие дети не могут читать по слогам. Это происходит потому, что в начальных классах отказались от слогового чтения. В погоне за скоростью чтения авторы программ и учебников ориентируют учеников на целостное восприятие слова, полагая, что таким образом ребенок быстрее овладеет навыками полноценного чтения. Но, по моим многолетним наблюдениям, многие ученики приходят в 5-й класс, по-прежнему не умея читать. Тогда зачем отказываться от слогового чтения, если совершенствованию техники чтения это не помогает, а вот овладению орфографической грамотностью вредит?

Известный русский ученый-методист Д.И. Тихомиров в книге «Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе» большое значение придавал слоговому чтению, «так как чтение по слогам есть чтение орфографическое». Орфографическое чтение – это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как оно написано. Когда ребенок читает по слогам, он читает так, как написано, то есть орфографически. (К сожалению, учителя в начальных классах требуют от первоклассника, который еле-еле читает по слогам, орфоэпического прочтения, что неправильно.)

Убеждена, что в первом классе необходимо как можно больше внимания и времени уделять слоговому, т.е. орфографическому, чтению. Тем более это очень важно, например, для наших детей, живущих в Самарской области, – здесь распространен среднерусский говор. Если северное наречие характеризуется различением о и а в безударных слогах, то для среднерусских говоров характерно аканье – черта южного наречия. Среднерусским говорам свойственна еще одна южнорусская черта – окончание в родительном падеже единственного числа существительных 1-го склонения: был у сестре, у маме. Из северного наречия к нам пришло стяжение гласных в окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа: бегат, прыгат, играт.

Эти особенности среднерусского говора затрудняют формирование грамотности. Ребенок, вырастающий в такой языковой среде, с первых дней своей жизни слышит и учится произносить карова, малоко, вада и т.п. В первом классе он впервые видит орфографический облик слова, но его опять же заставляют произносить карова, малоко. А потом на уроках русского языка учитель будет советовать: «Диктуй себе сам». Он и будет диктовать так, как произносит, потому что, увидев однажды напечатанное слово, он его не запомнил, так как его изначально «нацелили» на то, чтобы забыть, как пишется. Читая целыми словами, ребенок не фиксирует в памяти орфографический образ слова, он выуживает из своего еще небогатого лексикона слово, которое привык произносить с детства. Слова варона, рамашка для него привычны и правильны, неестественными и неправильными кажутся ворона, ромашка. Вот почему очень важно сохранить в начальных классах слоговое чтение, то есть чтение орфографическое.

При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и речедвигательный аппарат и слух, то есть при орфографическом чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти – зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребенок видит слово, слышит его и произносит так, как оно пишется. Согласитесь, вероятность запомнить правильное написание слова увеличивается втрое. Вот поэтому для формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка необходимо применять орфографическое чтение.

Бесспорно, орфографическое чтение надо начинать с первого класса и проводить его систематически на каждом уроке как русского языка, так и чтения. Но не поздно начинать и с пятого класса, и даже в старших классах этот вид работы дает ощутимый результат. «Учителя, практикующие этот вид работы, добиваются хороших результатов в обучении орфографии». (Блинов   Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. Калуга, 1994.
С. 48.)

Орфографическое чтение я часто использую на уроках русского языка при выполнении любых упражнений. Текст упражнения можно прочитать орфографически перед выполнением задания или после, при проверке. На уроках литературы в 5–6-х классах отвожу от 2 до 5 минут на этот вид работы. Очень эффективны устные диктанты: учитель диктует предложение – ученик проговаривает его орфографически. При этом упражнении, во-первых, увеличивается объем памяти (ученик старается запомнить все предложение, а не одно-два слова, как в обычном диктанте). Во-вторых, тренируется речедвигательная память, работает слуховая. В-третьих, экономится время на уроке. В-четвертых, что самое главное, идет работа по формированию орфографической грамотности.

Еще один прием – орфографический диалог – способствует как формированию грамотности, так и развитию речи. Учитель или ученик задает вопрос «орфографически», собеседник отвечает также «орфографически». Можно составить диалог на определенную тему: «На экскурсии», «В музее» и т.п.

Известный учитель и методист В.П. Шереметевский (1834–1895) считал, что «слух и зрение – это два непримиримых врага в деле письма», орфографическое же чтение примиряет этих врагов – и слух, и зрение работают в этом случае вместе: видим – произносим – слышим.

В.П. Шереметевский считал, что надо учить правописанию, то есть развивать «память зрения», орфографическую зоркость, каллиграфию, орфографическое чутье и общий интеллектуальный уровень. Правила он считал бесполезными: их знание не обеспечивает грамотного письма.

В начале XX века было сформулировано очень важное для методики обучения орфографии положение о взаимодействии теории (правил) и практики (письма). Под пером профессора Е.С. Истриной оно приняло форму своеобразного афоризма: «Правило организует обучение письму, но оно само по себе не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком» (Бархин  К.Б., Истрина  Е.С. Методика русского языка в средней школе. М., 1935. С. 84).

Хороший результат для развития «памяти зрения» дает упражнение «Фотоглаз». На доске столбиком записываются слова (это могут быть словарные слова, слова-синонимы и др.):

красивый
прекрасный
великолепный
изумительный
восхитительный
бесподобный
блистательный
поразительный
красный
алый
багровый
багряный
бордовый
пурпурный
пунцовый
кумачовый
подлинный
истинный
талант
искусство
искусный
режиссер
директор
кабинет
президент

Слова демонстрируются непродолжительное время (20–30 сек., в зависимости от количества слов), затем столбики закрываются. Ученики записывают то, что запомнили, потом проверяют запомнившиеся слова. Другой вариант этого упражнения: не записывая, просто проговорить орфографически.

Вариантом этого упражнения является игра «Молния»: слова с определенными орфограммами отпечатаны на отдельных карточках. Демонстрирую их быстро – 1–2 секунды, ученики записывают или проговаривают запомнившиеся слова. Такие упражнения очень хороши при закреплении изучаемых орфограмм.

В начальных классах для формирования полноценного чтения советую использовать зрительные диктанты Л.П. Федоренко. Принцип следующий: на доске записываются предложения. Каждое последующее предложение на 2–3 знака длиннее предыдущего. Каждое предложение поочередно демонстрируется 8–10 секунд, затем закрывается. Дети должны записать предложение, как запомнили. Следующее предложение длиннее предыдущего, а времени на него отводится столько же. В каждом диктанте по 5–6 предложений. Такие зрительные диктанты хорошо проводить и на уроках русского языка в среднем звене. Вот один из примеров такого диктанта:

1. Пришла зима. (10 знаков)

2. Ударил мороз. (11 знаков)

3. Хорошо на улице. (13 знаков)

4. Мороз сковал речку. (16 знаков)

5. Детям весело, радостно. (19 знаков)

Такой диктант дается в самом начале этих упражнений. Следующий диктант начинается уже с большего количества знаков и так постепенно усложняется, включая сложные предложения, содержащие большее количество знаков и орфограмм.

1. Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. (41 знак)

2. Все остановились, пораженные яркой красотой леса. (42 знака)

3. Удивительно красивы клены, одетые в багряную листву. (44 знака)

4. На ветках паутина – вся в алмазных капельках утренней росы. (48 знаков)

5. Долго любуемся на тонкое кружево, сотканное мастером-пауком. (51 знак)

Все перечисленные виды упражнений способствуют не только формированию орфографической грамотности, но и совершенствованию скорости чтения.

При формировании грамотности очень важно развивать еще один вид памяти – рукодвигательную. Согласитесь, мы пишем, часто доверяя как раз этому виду памяти – пишем, как рука напишет, то есть механически. Нужен навык, «навык руки», то есть, как говорил Ф.И. Буслаев, «правописание должно находиться на кончике пера». Для тренировки рукодвигательной памяти использую такой вид работы, как списывание. В.П. Шереметевский считал, что орфография – «искусство графическое». А раз зрительные впечатления главные, то основным методом обучения должно быть списывание (разные его виды), соединенное с «корнесловным изучением слов», поскольку «орфография есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его».

В наших учебниках очень мало упражнений, в которых текст дается без пропущенных букв. И если ребенок не знает, какую букву вставить, то и напишет с ошибкой, то есть рука запоминает неправильное написание слова. С 6-го по 8-й класс я ввожу ежедневное списывание с книги. Дополнительно к упражнению, заданному на дом, ученики в отдельной тетради списывают тексты из сборника изложений Л.М. Рыбченковой, В.Л. Скляровой. В 9–11-х классах этот вид работы заменяется мини-сочинением. При тренировке рукодвигательной памяти рекомендуем не исправлять ошибку, зачеркивая букву. Слово лучше записать целиком в исправленном виде, чтобы запомнили глаз и рука. И обязательно помните правило, подтверждаемое психологами: «Небрежно написанные слова не запоминаются!».

Л.И. БАРАБОШКИНА,
Екатериновская средняя школа,
Красноярский р-н,
Самарская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru