Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2007

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

В пространстве текста:
от практики (речевой деятельности) –
к теории

Соотношение теории и практики – одна из важных проблем, связанных с достижением результатов в изучении языка (языковой системы) и обучении речи (мы имеем в виду основные виды речевой деятельности). Если на уроке русского языка, на занятиях элективных курсов практическая деятельность (выполнение упражнений) учащихся – это работа с текстами, целесообразно отобранными, то результатами такой работы становятся как успехи учащегося в области овладения основными видами речевой деятельности (чтение, слушание, устная и письменная речь), так и углубление их теоретической подготовки, а в ряде случаев и расширение, так как в текстах (неадаптированных) язык представлен во всем богатстве его проявлений. Когда мы говорим о теоретической подготовке учащихся, то имеем в виду не только знания об основных единицах системы языка, но и постижение теории текста (знания о стилях, типах речи, об основных признаках текста как единого целого, о средствах связи между предложениями, об особенностях зачинов, о роли ключевых слов и т.д.). Ключевыми словами многих текстов, упражнений, предлагаемых нами, являются слово, язык, речь, голос, свет, поэзия, культура.

I. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните знаки препинания.

Слово написанное и слово сказанное неравнозначны. Ибо важно не только, что сказано, но и как сказано. И в этом смысле слово звучащее богаче воспроизведенного на бумаге. Интонация открывает глубины смысла, делает речь более убедительной, многозначной. Как обогатилось2 бы наше представление о Гоголе, если бы мы могли услышать, как он читает «Ревизора», «Женитьбу». Или если бы сохранился3 голос Достоевского, декламирующего пушкинского «Пророка». Те, кто это исполнение слушал, с восторгом вспоминали о нем: оно потрясало4. Нам же приходится довольствоваться чужими воспоминаниями: в то время звукозаписи не было.

(И.Андроников)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Объясните значение слов: интонация, звукозапись, декламировать.

3. Какова стилистическая окраска союза ибо? Запишите ряд синонимов к этому союзу.

4. Укажите среди данных слов причастия: а) написанное, б) воспроизведенный, в) неравнозначный, г) декламирующий, д) довольствоваться.

(Ответ: а, б, г.)

5. Произведите разбор предложения, соответствующего схеме:

[= — ], (если — = ), (как — = ).

II. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. Каковы особенности предложений, начинающих текст?

Авторское чтение. Голоса писателей. Область обширная и почти не изученная. Она относится к психологии творчества, и к теории декламации, и к лингвистике, и к истории литературы.

Проблема авторского чтения на первый взгляд может показаться довольно простой. Поэт читает стихи. Что здесь особенного? Ведь это почти то же самое, что «человек произносит слова».

Но вслушайтесь3 в то, как говорит человек, и вы поймете, как много смысловых оттенков содержит звучание его голоса! Интонация и тембр иногда передают чувства собеседника ярче, чем слова. В поэтическом же чтении значение интонации еще более важно, так как в каждом стихотворении имеется множество нюансов, передать которые может только голос автора.

Каждое писательское выступление, если мы имеем дело с большим художником, яркой индивидуальностью, интересно и значительно, так как уже сама манера его поведения, жест, мимика – все это конкретизирует, углубляет, дополняет наше представление об авторе, которое уже сложилось у нас при знакомстве с его книгами. Когда мы соприкасаемся с большим талантом, любая, даже чисто внешняя деталь волнует наше воображение.

Что же говорить о голосе, столь тесно связанном с характером человека? Поэтому возможность услышать интересующего тебя автора, пусть в записи, – щедрый и прекрасный дар5 нашего времени.

(Л.Шилов)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Звучание голоса, интонация способны передать множество нюансов, смысловых оттенков.

б) Голос тесно связан с характером человека.

в) Интонация и тембр голоса не способны передать то, что выражают слова.

г) Особенно интересно услышать, как поэты читают свои стихи.

(Ответ: в.)

2. Укажите средства языковой выразительности, которые используются в тексте: а) эпитеты;
б) оценочная лексика; в) восклицательное предложение; г) анафора; д) ряды однородных членов; е) многосоюзие; ж) риторический вопрос.

(Ответ: а – в; д – ж.)

3. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами в тексте.

4. Объясните значение слов: интонация, тембр, нюанс.

5. Выпишите словосочетания с причастиями.

6. Составьте схемы сложных предложений.

7. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

8. Произведите разбор предложения, соответствующего схеме:

[= в то, (как = —), и — =], (как = —)!

9. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста (при написании изложения используйте схемы предложений как опорный материал).

III. Подготовьтесь к выразительному чтению. Укажите ключевые слова.

Кто сказал: в начале было слово?
Кто сказал: то слово было Бог?
Я – предтеча вечного немого,
Что последним словом занемог.

Час пробьет – он выступит из глыбы,
Скажет небу – птицы полетят,
Скажет морю – в море станут рыбы,
Скажет лесу – звери зарычат.

И не будет ничего иного.
А что было, то и будет вновь.
И вдохнет он в каждый камень слово.
В каждом камне он разбудит кровь.

И случится так на белом свете,
И на черном свете будет так:
Из камней оживших выйдут дети
Сеять свет и в свете сеять мрак.

Кто сказал: в начале было слово?
Кто сказал: то слово было Бог?
Бога нет – и спит покуда слово.
В ком проснется слово, тот и Бог.

(Э.Балашов. 1976)

1. Понаблюдайте за рифмующимися словами: выпишите те пары слов, когда рифмуются слова разных частей речи.

2. Укажите слова, в которых последний звук – глухой согласный: а) вновь, б) сказал, в) кровь,
г) лес, д) немой.

(Ответ: а, в, г.)

3. Какие средства художественной изобразительности используются в тексте?

а) Эпитеты, метафоры; б) анафоры; в) олицетворения; г) параллелизмы; д) антитеза;
е) оксюморон; ж) парцелляция.

(Ответ: а – д.)

4. В каких значениях употребляется слово свет в четвертой строфе?

5. Выпишите из текста антонимы.

6. Выпишите глаголы, которые употребляются в форме будущего времени.

7. Составьте схемы сложных предложений.

8. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

9. Выпишите примеры, которыми можно проиллюстрировать правила постановки тире.

10. Выполните на материале текста разные виды разбора.

IV. Укажите ключевые слова, подготовьтесь к выразительному чтению. Объясните знаки препинания.

Прошу, поговори со мной,
Не будь такой суровой.
Хотя бы взглядом удостой,
Согрей хоть полусловом.

Такая на сердце тоска:
Весь день без слова прожит.
Поговори со мной, пока
Тебя об этом просят.

Не сторонись, откройся мне,
Обмолвись ненароком.
Поговори со мной во сне
Хотя б единым вздохом.

А обернусь я пыль-травой –
Пусть на тебе креста нет, –
Поговори с моей душой,
Когда меня не станет.

(Э.Балашов, 1977)

1. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи. Произведите фонетический разбор одного из слов.

2. Какие слова входят в тематическую группу «Слово. Речь»?

3. Запишите синонимы к слову тоска. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

4. Выпишите глаголы повелительного наклонения. Произведите морфологический и морфемный разбор одного из них.

5. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление?

а) Поговори со мной; б) обмолвись ненароком; в) с моей душой; г) удостой взглядом; д) единым вздохом.

(Ответ: б, в, д.)

6. Произведите разбор предложения, отраженного в схеме:

[= ], (пока = ).

7. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из этого текста?

IVа. Словарный диктант.

Ничего иного, сеять свет, занемочь словом, не будь суровой, согрей полусловом, поговори во сне, удостоить взглядом, прожит без слова, из камней оживших, обмолвись ненароком, увидеть наяву; прочитать не вслух, а про себя; говорить не в шутку, а всерьез.

V. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Вновь за молчание хвалю
Я ту, с кем эту жизнь делю.
Глазами сказанное слово
Мудрей речения иного.

Как многословен путь земной,
Увитый спесью и сарказмом,
В то время как вселенский разум
Объят могучей тишиной.

(Э.Балашов, 1978)

1. Объясните значение слов: сарказм, спесь.

2. Подберите синонимы к слову путь.

3. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи. Произведите фонетический разбор одного из выписанных слов.

4. В каком слове все согласные звуки – мягкие?

а) Тишина; б) делю; в) жизнь; г) время.

(Ответ: б.)

5. Укажите среди данных слов причастие: а) многословный; б) вселенский; в) сказанное;
г) хвалить.

(Ответ: в.)

6. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

а) Могучая тишина; б) вселенский разум; в) сказанное глазами; г) объят тишиной.

(Ответ: в, г.)

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

VI. Прочитайте отрывки из стихотворения, объясните знаки препинания.

Мне не может никто и не должен помочь,
Это ты понимаешь сама.
Это ранняя рань, это поздняя ночь,
Потому что – декабрь и зима.

Это скрип одиноких шагов в темноте.
Это снег потянулся на свет.
Это мысль о тебе на случайном листе
Оставляет нечаянный след.
.........................................

Ты шагнула в квадратную бездну ворот.
Все слова унеслись за тобой.
И не смог обратиться я в тающий лед,
В серый сумрак и снег голубой.

Я забыл, что слова, те, что могут помочь, –
Наивысшая грань немоты.
Это ранняя рань, это поздняя ночь,
Это улицы, это не ты.

Это гром, но и тишь, это свет, но и мгла,
Это мука стиха моего,
Я хочу, чтобы ты в это время спала
И не знала о том ничего.

(В.Соколов, 1974)

1. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

2. В каких словах звуков меньше, чем букв?

а) Бездна, б) декабрь, в) поздняя, г) слова.

(Ответ: а, б.)

3. В каких словах последний звук – звонкий согласный?

а) Лед, б) снег, в) декабрь, г) голубой.

(Ответ: в, г.)

4. Выпишите антонимы. Какова их роль в тексте?

5. Какова роль в тексте лексических повторов?

6. Укажите средства художественной выразительности:

а) эпитеты, метафоры; б) анафоры; в) оксюморон; г) парцелляция.

(Ответ: а, б.)

7. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление?

а) Не знала ничего; б) нечаянный след; в) мука стиха; г) тающий лед; д) мысль о тебе.

(Ответ: б, г.)

8. Произведите разбор предложения, соответствующего схеме:

[— = ], (что — , те (что = ), — = ).

9. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Подготовьтесь к выразительному чтению (постарайтесь передать интонацию, ритм текста как единого целого).

VII. Прочитайте стихотворение, которое не имеет названия. Выпишите ключевые слова.

И вот луна над миром встанет,
И в дебрях каждого куста
Зашевелится ночь
И глянет –
Светла,
Таинственна,
Пуста.

Весь мир,
От звезд до лунных пятен,
Стоит
Прозрачен и велик,
Но каждый хруст его
Внезапен,
И неожидан
Каждый крик.

...И в поле чистом,
В поле чистом
Над лунным сумраком дорог
Всю ночь
Проносится со свистом
Такой знобящий ветерок!

И вот
У края неба где-то
Взметнутся резко,
Напрямик
Два ярких,
Движущихся света,
И ночь раздвинется на миг.

И все
В ночной и одинокой
Душе моей
Очнется вдруг
И отзовется на далекий
Живой,
Работающий звук.

(А.Передреев, 1967)

1. Запишите ряд слов, однокоренных со словом свет, обозначьте корень. Какие из этих слов встречаются в тексте? Какие слова создают образ, противопоставленный свету? Выпишите их.

2. Укажите средства художественной выразительности: а) эпитеты, б) метафоры, в) многосоюзие, г) антитеза, д) гипербола.

(Ответ: а – г.)

3. В каких словах звуков больше, чем букв?

а) Напрямик, б) яркий, в) у края, г) живой.

(Ответ: б, в.)

4. В каком значении употребляется в тексте слово мир?

5. Укажите среди данных слов причастия: а) движущийся, б) очнется, в) лунный, г) работающий.

(Ответ: а, г.)

6. Выпишите из текста сложносочиненные предложения.

7. Укажите случаи, когда союз и соединяет однородные члены.

8. Произведите разбор словосочетаний: далекий звук, взметнутся резко, очнется вдруг, у края неба.

9. Объясните орфограммы и пунктограммы.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

VIII. Запишите, объясните знаки препинания.

А. Поэт на поприще5 слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своем поприще... Потомству нет дела до того, кто был виной, что писатель сказал глупость или нелепость или же выразился вообще необдуманно и незрело. Оно не станет разбирать6, кто толкал его под руку... Обращаться со словом нужно честно2. <...> Опасно шутить писателю со словом.

(Н.В.  Гоголь)

Б. В одном из писем Гоголя мы читаем: «Уже давно было сказано на свете, что слог у писателя образуется тогда, когда он знает хорошо того, кому пишет».

1. Объясните значение слов поприще, слог.

2. Выпишите словосочетания с наречиями.

3. Составьте схемы предложений.

IX. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Вампилов писал пьесы отнюдь не для того, чтобы зритель со спокойной душой отдыхал в театре. Он не признавал искусства, создаваемого3 для отдохновения. Зритель, приходя1 в театр на Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь5 – его, зрителя, исповедь, в которую3 он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля. В этом неизменная, удивительная сила и тихая страсть таланта этого драматурга. И когда говорят о «театре Вампилова», следует, очевидно, иметь в виду не только то, что предлагается зрителю, но и то, что случается с ним, сторону глубокого психологического воздействия его пьес, которую театральная условность словно бы даже еще и увеличивает, а не снижает. К тому же вампиловские пьесы, похоже, сами диктуют свою постановку и не допускают разночтений.

(В.Распутин)

1. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Театр».

2. Укажите средства связи между предложениями в тексте: а) однотематическая лексика,
б) лексические повторы, в) местоимения, г) союзы, д) вводные слова, е) неполные предложения, ж) риторический вопрос.

(Ответ: а – д.)

3. В каком значении употребляется в тексте слово исповедь?

4. Выпишите из текста глаголы. Произведите морфологический разбор одного из них.

5. Укажите среди данных слов деепричастие: а) увеличивает, б) приходя, в) создаваемый,
г) диктуют.

(Ответ: б.)

6. Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения: Приходя в театр на пьесы Вампилова, ... а) спектакль не дает зрителю отдохнуть, б) талант драматурга глубоко воздействует на нас, в) зритель испытывает нравственное потрясение, г) сила воздействия таланта писателя продолжается и после спектакля.

(Ответ: в.)

7. Укажите словосочетания, в которых связь иная, чем согласование: а) талант драматурга;
б) удивительная сила; в) предлагается зрителю; г) театральная условность.

8. Составьте схему предпоследнего предложения.

9. Произведите на материале текста разные виды разбора.

10. Объясните орфограммы и пунктограммы.

11. Перескажите текст, напишите изложение с дополнительным творческим заданием. Ту часть, которая будет сочинением, можно посвятить одной из тем: 1) Театр в моей жизни; 2) Этот спектакль запомнился надолго...

X. Прочитайте рассказ А.Вампилова «Тополя», подготовьтесь к изложению. Какова в тексте роль описаний природы? Случайно ли, что автор рисует именно весенний пейзаж (весну, весенние вечера)?

Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь.

Совсем такой же, как сейчас, был вечер. Такой же пронзительно-синий воздух, так же сверкали вмерзшие в лужи огни фонарей, эти же самые тополя – корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве. Старая садовая решетка и сам сад: темные пятна сосен, серые паутины берез, незаметные акации, немая улочка. И над всем этим – тополя.

Тогда я был беззаботный студент, сейчас мне сорок три. А тополя все те же, и, кажется, никогда они не могли быть тонкокожими, бледно-зелеными саженцами. Тот же от них запах – сладкая, прилипчивая горечь. Только ветерок2 – и ноздри раздуваются от этого запаха и непонятно сильно стучит сердце.

Я был беззаботный студент. Голова кружилась от весны, от молодости3, от удач. Я не гонялся тогда за счастьем, а наступал ему на пятки нечаянно, как наступаю сейчас на эти лужицы.

...Ничто не мешало мне считать себя счастливым. И только в запахе тополей, в их торжественных фигурах было предчувствие чего-то необыкновенного. И необыкновенное случилось. Она быстро шла навстречу. Она не остановилась, не замедлила шага. Она промелькнула мимо. Но я видел ее улыбку! Видел! И вижу сейчас. Улыбка говорила: «Как странно! Я предчувствовала, что я сейчас тебя встречу... Как странно. Но меня ждут. Я спешу...». «Куда!» – закричал я беззвучно. «Куда!» – кричали тополя.

Но она не слышала, и синь, вот эта мутнеющая синь, затянула ее.

А сейчас под этими тополями я бреду домой, к жене, к десятилетнему сыну. Женился я по любви, моя жена – умная, красивая, добрая женщина. Я люблю сына, люблю жену, не могу представить себя без них.

Но все меняется, когда приходят эти жуткие весенние вечера. Крадучись, как вор, непреодолимо, как лунатик, я прихожу сюда и шатаюсь здесь, под этими тополями. Здесь, именно здесь, когда таким вот безумно синим сделался воздух и так торжественно застыли тополя, – она быстро шла навстречу. Я видел2 ее! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я видел ее улыбку!

Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная, вечная боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска!

И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я ее никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя.

(А.Вампилов)

1. Докажите, что это текст художественного стиля.

2. Объясните смысл названия. В чем проявляется взаимодействие названия и текста? Символом чего служит образ тополей?

3. Составьте план текста.

4. Перечитайте начало и конец текста. В чем проявляются их взаимодействие, их гармония?

5. Укажите средства художественной выразительности: а) эпитеты, метафоры, сравнения;
б) антитеза; в) риторические восклицания; г) градация; д) лексические повторы; е) оксюморон;
ж) гипербола.

(Ответ: а – е.)

Для самопроверки: сладкая горечь – это оксюморон. Перечитайте внимательно ту часть текста, которую, составляя план, можно озаглавить «И необыкновенное случилось». В чем особая выразительность этой части рассказа? Почему этот фрагмент можно считать кульминацией рассказа?

6. Выпишите из текста слова, которые являются синонимами к глаголу идти. Чем различаются эти слова?

7. Понаблюдайте за использованием в тексте восклицательных предложений. Какова их роль в тексте?

8. Выпишите из текста односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

9. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием. Какой образ (образ-символ) рисуется в нашем воображении, когда мы читаем слова: она, ее? Что стоит за этими словами: мечта, игра воображения, фантазия или реальная женщина? Почему есть основания ответить на этот вопрос неоднозначно, по-разному? Напишите об этом.

XI. Прочитайте отрывок из книги поэта Н.Ушакова «Мастерская». Определите тему, основные мысли текста.

Поэзия – это образное мышление.

Образ – это единственный в своем роде отпечаток реального мира посредством ли точного описания («мороз и солнце»), развернутого сравнения (гроза – «громокипящий кубок Гебы»), ряда метафор («облако в штанах») или ряда ассоциаций («Февраль. Достать чернил и плакать...»).

Образ – это художественное изображение человека, природы и вещи (явления). Поэт в той или иной мере имеет дело с живописью словами, и на его палитре5 метафоры и другие тропы, то есть слова и выражения в переносном значении, слова и фразы в значении прямом, а также понятия и термины, за которыми3 для поэта открывается поразившая его картина.

Образ – это деталь и вся совокупность собранных в цельные1 стихотворения деталей.

Образы существуют в пространстве и развиваются во времени.

Поздняя осень для Пушкина как чахоточная дева – сравнение перерастает6 в развернутую метафору:

Мне нравится она (осень),
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева,
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ее багряный цвет.
Она жива еще сегодня – завтра нет.

Как иногда отпадает, будучи заменено творительным падежом: «Раненым6 медведем мороз дерет». (Н.Асеев)

Метафора Блока – «Флоренция – ты ирис нежный...».

1. Запишите предложения, в которых ставится тире. Объясните знаки препинания.

2. Вы прочитали отрывок из главы, которая названа автором «Живопись словом». Как вы понимаете смысл названия? Приведите примеры, с помощью которых можно объяснить, что такое живопись словом.

3. Подготовьтесь рассказать о разных способах выражения сравнения, приведите примеры.

4. Объясните значение слов: палитра, тропы, ассоциации.

5. Произведите разбор словосочетаний: точное описание, живопись словами, порою нравится, переносное значение.

6. Произведите разбор предложения, отраженного в схеме:

[— = ], [— и —, — и —, а такжеи — ], (за которыми = — ).

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти пушкинских строк.

XII. Прочитайте отрывок из статьи поэта А.Кушнера «Заметки на полях стихотворений Батюшкова». Определите тему, основные мысли текста.

Если бы мне предложили6 назвать одну из лучших поэтических строк в нашей поэзии, такую, что могла бы служить ее визитной карточкой, я, возможно, вспомнил бы первую строку из стихотворения Батюшкова «Тень друга»:

Я берег покидал туманный Альбиона...

А чем она так хороша, объяснить бы затруднился. Поэзия живет в своем языке и на другой непереводима. Инверсии, свободный порядок слов в предложении – одна из особенностей русского поэтического языка. (В прозе, разумеется, такие инверсии выглядели бы дико.) Попробуем «выпрямить» батюшковский стих: «Я покидал туманный берег Альбиона». Смысл тот же, но все рухнуло.

Подлинный поэт интересен еще тем, что, читая1 его, видишь, как прорастают6 его стихи и приемы в последующей поэзии. И в то же время стихи Батюшкова нельзя спутать ни с какими другими, он узнается с первой строки…

А когда натыкаешься у Батюшкова на строку «Между протекшего есть вечная черта», то невольно вспоминаешь Ахматову: «Есть в близости людей заветная черта...» (и Пушкин: «Но недоступная черта меж нами есть...»).

А вот еще одно наблюдение. В «Переходе через Рейн» читаешь: «Задумчив и один, на берегу высоком...» (Пушкин на полях написал: «Прелесть») – и думаешь: у кого-то было то же самое (правильнее бы сказать: будет). И вдруг вспоминаешь у кого: у Тютчева! «Сижу задумчив и один, на потухающий камин сквозь слез гляжу...». Но и это еще не все, потому что «Задумчивость» Державина, это как будто забежавшее вперед, в XX век, стихотворение, начинается так:

Задумчиво один, широкими шагами
Хожу и меряю пустых пространство мест...

И еще раз поймешь3, что никакого прогресса в поэзии нет (о чем писал и Пушкин), никакого развития нет (о чем писал и Мандельштам), а есть одно общее дерево русской поэзии, которое растет, зеленеет, ветвится, – и нам, живущим на грани XX–XXI веков, посчастливилось наблюдать его «могучий поздний возраст».

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Поэзия непереводима на язык прозы.

б) Одна из особенностей русского поэтического языка – это инверсии, свободный порядок слов.

в) Подлинного поэта нельзя спутать ни с кем, он узнается с первой строки.

г) Говоря о развитии поэзии, мы используем такое слово, как прогресс.

(Ответ: г.).

2. Объясните значение слова инверсия.

3. Запишите предложения: Рейн – это... Альбион – это... Инверсия – это...

4. Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения: Читая строки подлинного поэта, ... .

а) стихотворение это нельзя спутать ни с каким другим;

б) чувство гармонии не покидает нас;

в) мы видим, как перекликаются отдельные слова, образы с теми, что мы встречаем у других поэтов;

г) ощущается взаимодействие поэта с другими художниками.

(Ответ: в.)

5. Выпишите из текста односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

6. Произведите разбор словосочетаний: подлинный поэт, невольно вспоминаешь, русская поэзия.

7. Произведите разные виды разбора.

8. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

XIII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения А.Кушнера. Чтобы глубже понять этот поэтический текст, перечитайте размышления поэта (см. предыдущее упр.).

Задумчиво, один, широкими шагами
Державин мерил путь по влажному песку.
И Батюшков, пленясь чужими берегами,
Задумчив и один, забыл на миг тоску.

При этом не забыв сказать нам простодушно,
Что ехал на коне, покинув ратный строй.
И Тютчев на камин, дымившийся недужно,
Задумчив и один, смотрел едва живой.

Задумчивость! Идешь – и, кажется, три тени
В рассеянье с тобой идут. Пылай, камин;
Блести, река; клубись, холодный куст сирени...
Задумчив и один... и все же не один!

(А.Кушнер, 2006)

1. Укажите средства художественной изобразительности: а) эпитеты, б) антитезы, в) риторические обращения, г) скрытое цитирование.

(Ответ: а, в, г.)

2. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

3. Подберите синонимы к словам: ратный, тоска.

4. Какова роль слов, выделенных в поэтическом тексте особым шрифтом (используются графические средства выразительности)? Выпишите слова, однокоренные с существительным задумчивость, произведите морфемный и морфологический разбор одного из этих слов.

5. Укажите среди данных слов причастие: а) не забыв, б) покинув, в) пленясь, г) дымившийся.

(Ответ: г.)

6. В каких словосочетаниях связь иная, чем примыкание?

а) Сказать простодушно, б) едва живой, в) три тени, г) чужие берега.

(Ответ: в, г.)

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Как вы понимаете смысл последней строки? В чем ее особая выразительность?

XIV. Прочитайте стихотворение, которое называется «Михайловское». Что «предугадывается» нами, когда мы прочитаем только название?

Где ивы трепетали
У голубой воды,
Зажглись моей печали
Висячие сады.

Давай не возвращаться
В большие города.
Здесь было наше братство
И может быть всегда.

Здесь строки светляками
В ночной траве горят.
Ты можешь взять руками
Любую наугад.

Здесь каждый камень – идол,
Прищуривший глаза.
Здесь сосны, как молитвы,
Восходят в небеса.

И мы здесь станем сами,
Как дети во Христе,
Простыми светляками
В колючей темноте.

(А.Павловская, 2006)

1. В какой строфе особенно явно мы ощущаем присутствие Пушкина? Запишите эти строки.

2. Выпишите слова, которые входят в тематические группы «Природа», «Человек».

3. Укажите средства художественной выразительности:

а) эпитеты, б) сравнения, в) метафоры, г) антитеза, д) многосоюзие.

(Ответ: а, б, в.)

4. Подберите синонимы к слову печаль. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд? Вспомните строки Пушкина, в которых употребляется слово печаль.

(Для самопроверки. Например: 1) Мне грустно и легко. Печаль моя светла...; 2) ...Печаль минувших дней в моей душе чем старе, тем сильней.)

5. Выпишите словосочетания со словом, корень которого свет-.

XV. Прочитайте текст, озаглавьте его.

Когда впервые слушаешь запись голоса Есенина, его чтение кажется неожиданным, Поэт, который7, казалось бы, должен был произносить свои строки проникновенно, задумчиво, певуче (именно так декламируют его стихи многие актеры), читает неистово, бурно, громогласно.

И теперь7, услышав этот немного хриплый, подчас срывающийся, такой взволнованный голос, понимаешь, что раньше ты по-настоящему не знал стихов Есенина, что-то очень существенное в них тебе еще не было открыто. Бельгийский поэт Франс Эленс, переведший драматическую поэму Есенина «Пугачев», а потом услышавший ее в авторском чтении, признался: «Я сгорал от стыда! Как я смел прикоснуться к этим стихам!.. Есенин не читал, он переживал поэму, он снова был землей, толпой, ветром... Он пел свои строки, декламировал, выкрикивал... И это непривычное сочетание изящества и силы, варварского темперамента и непередаваемого артистизма захватывало, соблазняло, покоряло».

Поэт Всеволод Рождественский свидетельствует: «Я слышал многих поэтов, но никто не читал с такой предельной выразительностью, с таким самоупоением. Каждая фраза была гибкой и точной в есенинской передаче. Чувствовалось, что иначе и не могло быть произнесено, что найдены именно те слова, которые подсказывает подлинное волнение».

А вот как описывает чтение Есенина литератор Иван Евдокимов: «...Понемногу звуки вырастали, исчезла начальная хрипотца – и строфа за строфой лились жарко, хмельно, страстно. Я слушал лучших наших артистов, исполнявших стихи Есенина, но, конечно, никто из них не передавал даже примерно той внутренней и музыкальной силы, которая была в чтении самого Есенина. Никто не умел извлекать из его стихов нужные интонации, никому так не пела та подспудная непередаваемая музыка, какую создавал Есенин, читая свои произведения».

В чтении3 самого Есенина не было никакой «задумчивости», «задушевности», никакого «раскрашивания». Гораздо энергичнее, чем чтецы, он выявлял ритм стиха, упругий, завораживающий, единый на все стихотворение. По сравнению с актерским это было более «обобщенное» чтение, впечатление на слушателей производили не отдельные, наиболее яркие строки и эпитеты, а все стихотворение в целом и те качества личности поэта, которые в этом произведении наиболее полно проявлялись. Декламация Есенина куда более драматична, динамична, эмоционально насыщенна, чем актерское чтение.

По-видимому7, дело еще и в том, что мы в стихах Есенина готовы любовно рассматривать каждый оттенок, а для него эти стихи – сама его жизнь, его поиски, метания, борьба, страдание и радость4. Его чтение не только ярко раскрывает и определенным образом истолковывает5 данное произведение, но и передает общее душевное состояние в тот момент, в то время. Сложное, противоречивое, полное контрастов.

(Л.Шилов)

1. Выпишите слова, которые входят в тематические группы «Поэзия. Творчество» и «Голос. Интонация. Чтение».

2. С помощью каких языковых средств передается отношение к тому, как читал Есенин свои стихи?

3. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Слушая запись голоса Есенина, начинаешь понимать его стихи по-новому.

б) Актеры читают стихи Есенина не так, как они звучали в исполнении автора.

в) Читая свои произведения, поэт энергично выявлял ритм стихотворения.

г) Декламация Есенина была менее драматична, чем актерское чтение.

(Ответ: г.)

4. Выпишите глаголы (контекстуальные синонимы к словам говорить, писать), которые используются в предложениях с прямой речью. Продолжите синонимический ряд (обратитесь к словарям).

5. Объясните значение слова декламация, контраст, динамичный, эмоциональный.

6. Какие средства языковой выразительности используются в тексте? Понаблюдайте, какова роль предложений с однородными членами, с вводными словами. Что достигается благодаря использованию такого приема, как парцелляция, в последнем абзаце?

7. Какова роль в тексте цитирования? Попробуйте пересказать содержание одного из высказываний, используя другой способ передачи чужой речи, чем в данном тексте.

8. Укажите словосочетания, в которых связь иная, чем примыкание:

а) эмоционально насыщенна; б) любовно рассматривать; в) выявлял ритм; г) ярко раскрывает;
д) душевное состояние.

(Ответ: в, д.)

9. Выпишите предложения с вводными словами. Объясните значение вводных слов, подобрав к ним синонимы.

10. Объясните орфограммы и пунктограммы.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста (к изложению).

XVI. Прочитайте отрывок из воспоминания М.Горького о том, как Есенин читал монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев».

...Есенина попросили читать. Он охотно согласился, встал и начал монолог Хлопуши. Вначале трагические выкрики каторжника показались театральными.

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!

Что ты? Смерть?

Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слез. Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчеркивало каменные2 слова Хлопуши. Изумительно искренне, с невероятной силою прозвучало неоднократно и в разных тонах повторенное требование каторжника: «Я хочу видеть этого человека!». И великолепно5 был передан страх: «Где он? Где? Неужели его нет?».

Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая1, он побледнел... Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно равновесна. Казалось2, что он мечет их, одно – под ноги себе, другое – далеко, третье – в чье-то ненавистное ему лицо...

(М.Горький)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Объясните значение слов: монолог, искусный, артистический, трагический.

3. Какая часть текста является повествованием, какая – описанием? Выпишите глаголы из той части, которая является описанием. Какие грамматические признаки являются общими для них?

(Для самопроверки. Глаголы: попросили, согласился, встал, начал, показались, почувствовал – прош. в., сов. вида, что обычно характеризует тексты-повествования.)

4. Выпишите предложения, в которых дается описание того, как читал Есенин. Понаблюдайте за использованием оценочной лексики, наречий, предложений с однородными членами.

5. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

6. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

а) Совершенная выразительность; б) невероятная сила; в) изумительно искренне; г) сила чувства; д) великолепно передан.

(Ответ: в, г, д.)

7. Какие правила можно подтвердить примерами из этого текста?

8. Произведите разбор предложения, соответствующего схеме:

[— = ], (что — = ) и (— = ).

9. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (постарайтесь передать интонацию всего текста).

XVII. Прочитайте текст, озаглавьте его. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Запись монолога Хлопуши была восстановлена еще в 1940 г., а в конце 50-х годов уже получила широкую известность. Несмотря на многие технические дефекты, пока еще не устраненные, восстановленные записи давали яркое представление о необычной и прекрасной манере чтения Есенина. Редчайший, пожалуй, пока единственный случай, когда мы можем сравнить подробное описание авторского чтения со звукозаписью.

Захватывающая, заразительная искренность, мужественность, высокая трагичность – те качества поэзии Есенина, которые уже были знакомы читателю, становились особенно ощутимы слушателю.

(Л.Шилов)

1. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

2. Укажите языковые средства выражения отношения, оценки.

3. Составьте схему последнего предложения.

XVIIa. Подготовьтесь к свободному диктанту.

Публичные выступления и чтения в дружеском кругу были для Есенина не только способом познакомить слушателей со своими стихами в определенной, только автору ведомой оркестровке, но и прежде всего идеальным средством самовыражения. Поэтому так эмоционально, так страстно1, убежденно читал Есенин свои стихи, отдавая слушателям все свое сердце... Дело в том, что многие стихи Есенина ярко декламационны, написаны с расчетом на произнесение4. Уже в процессе работы над стихом, примеривая строки на свой голос, он вел их окончательную правку. По свидетельству литератора И.Старцева, «стилистическая отделка стихотворения производилась поэтом спустя некоторое время, по мере того, как он прислушивался к собственному голосу в процессе чтения».

Скульптор С.Т. Коненков рассказывал2 о характерных жестах Есенина, которыми3 он сопровождал чтение. Характерный жест поэта и запечатлен на известной деревянной скульптуре Коненкова. Именно так чаще всего Есенин читал стихи: левая рука вскидывалась вверх, ладонь у виска, правая1 со сжатым кулаком поднималась и опускалась в ритм стиха. Даже в этом повторяющемся есенинском жесте7, по словам Коненкова, была «шаляпинская естественность и гармоничность» – жест совпадал с голосом. А общее впечатление от его чтения Сергей Тимофеевич сформулировал так: «Нежность, трогательность и трагичность». Мне кажется, что это прекрасное определение не только манеры чтения Есенина, но и основных черт его поэзии.

(Л.Шилов)

1. Докажите, что это текст. Какова роль в тексте двух последних предложений? Укажите средства связи между предложениями, между абзацами.

а) Однотематическая лексика; б) лексические повторы; в) местоимения; г) частицы; д) союзы;
е) неполные предложения; ж) вопросительные предложения.

(Ответ: а – д.)

2. Составьте план текста.

3. Объясните значение слов: гармоничность, самовыражение, оркестровка. В каких значениях эти слова употребляются в тексте?

4. Укажите языковые средства, с помощью которых автор выражает не только мысли, но и чувства, отношение, оценку:

а) оценочная лексика; б) ряды однородных членов; в) цитирование; г) восклицательные предложения.

(Ответ: а – в.)

5. Какие слова не являются деепричастиями:

а) отдавая, б) написаны, в) примеривая, г) запечатлен.

(Ответ: б, г.)

6. Какова роль в тексте предложений с вводными словосочетаниями: по свидетельству литератора..., по словам Коненкова...? Выпишите эти предложения, объясните знаки препинания.

7. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление?

а) Отдавая сердце; б) манера чтения; в) читал эмоционально; г) процесс чтения;
д) стилистическая отделка; е) деревянная скульптура.

(Ответ: в, д, е.)

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Составьте схемы двух сложных предложений.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста (к изложению).

XVIII. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Пожалуй, интересней всего для меня оказалась встреча с Августой Леонидовной Миклашевской. К ней были обращены нежные и светлые строки таких есенинских стихотворений, как «Ты такая простая, как все» и «Заметался пожар голубой»...

Тесная прихожая с круглой деревянной вешалкой. Светлая красивая комната со старинной мебелью. Между окон, в застекленном шкафу, – книги и фотографии Есенина. Справа стоит старинное кресло, отделанное бронзой, а напротив – старинный диван...

Августа Леонидовна рассказывала, что Есенин любил повторять те свои строки, которые ему особенно нравились или в которые он вкладывал особый смысл. Незадолго до разлуки он читал ей стихотворение «Вечер черные брови насупил», а потом задумчиво несколько раз повторил: «Наша жизнь, что былой не была...».

(Л.Шилов)

1. Какие языковые средства помогают выразить отношение, оценку, делают текст эмоциональным?

2. Какая часть текста является описанием? Понаблюдайте за ролью порядка слов, за использованием однотематической лексики.

3. Составьте схему предпоследнего предложения.

4. Объясните орфограммы и пунктограммы.

XIX. Запишите один из отрывков (по вариантам), объясните знаки препинания.

1) Делая вывод о том, как важны для нас свидетельства современников Есенина, слышавших авторское чтение, вспомним слова филолога Виктора Шкловского: «Голос Есенина – драгоценность, о Хлопуше он читал как гений». И мы, читатели есенинских произведений, обращаясь к записям, сохранившим голос поэта, его живые, искренние интонации, становимся благодарными слушателями, и это дает нам возможность глубже понять произведения великого поэта XX века4.

2) ...И лирические стихи Есенин читает с дерзким вызовом, даже некоторым надрывом. Мы уже привыкли к совершенно другому звучанию его стихов. Чтецкая традиция их произнесения, заложенная Качаловым, Яхонтовым, Аксеновым, продолженная многими современными чтецами, при всей разности их индивидуальностей учила бережному5, вдумчивому произнесению каждого слова, давала возможность полюбоваться переливами нежных красок, вникнуть в оттенки переживаний лирического героя. (Л.Шилов)

3) «Каждый раз, когда по радио звучал голос Сергея Есенина, – вспоминает ведущий “Литературных вечеров” Ю.Гальперин, – резко увеличивался поток восторженных писем. Люди требовали: “Еще хотим слышать, еще...”».

4) Встречаясь с современниками, работая в архивах7, я узнавал вещи удивительно интересные. Мелкие, может быть, не столь уж и существенные подробности, не имеющие6 подчас никакого отношения к авторскому чтению – главному предметумоих занятий, – делали для меня более понятным человеческий облик Есенина, давали яркие1 характеристики отдельных примет времени. (Л.Шилов)

5) В 1955 году состоялся в Литературном музее один из первых вечеров памяти Есенина. На нем выступил турецкий поэт Назым Хикмет, который сказал о Есенине: «Он один из величайших3 поэтов мира. Это честнейший поэт. И он, честный простой деревенский парень, который попал в город, писал все, что чувствовал. Иногда эти чувства1 были очень грустные2, очень печальные, очень горькие. Да, но это он чувствовал и писал».

1. Какой из отрывков уместно использовать в заключительной части сочинения? Укажите языковые особенности, которые об этом свидетельствуют. Какова роль цитирования в этом отрывке?

2. Какие языковые средства особенно ярко передают отношение, оценку?

а) Оценочная лексика; б) прилагательные в форме превосходной степени сравнения;
в) сравнения; г) лексические повторы; д) градация; е) риторические вопросы и восклицания.

(Ответ: а – д; градация создается благодаря использованию синонимов в качестве однородных членов – см. высказывание Н.Хикмета.)

3. Выберите грамматически правильный вариант продолжения Работая в архивах, ...

а) интересные факты стали мне известны;

б) характер поэта стал мне более понятным;

в) новые подробности помогали мне понять лирического героя, его характер;

г) я узнавал вещи удивительно интересные.

(Ответ: г.)

4. Запишите высказывание Ю.Гальперина, используя предложение с косвенной речью. Сравните синонимичные конструкции.

5. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать с помощью примеров из текстов?

XX. Подготовьтесь к выразительному чтению одного из стихотворений Есенина.

Мы помним, что выразительное чтение – это своеобразный тест на понимание поэтического текста, отражение того, как мы понимаем авторский замысел. А теперь напишите, почему вы выбрали именно это стихотворение, почему оно вам нравится. Включите в свое сочинение цитирование поэтического текста, анализ особенностей языка, изобразительно-выразительных средств.

XXI. Запишите, объясните знаки препинания. Составьте схему предложения, произведите его синтаксический разбор.

В.Маяковский писал, что в каждом стихотворении есть сотни особенностей, которые «ничем, кроме голоса, не передаваемы».

XXII. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните орфограммы.

Некоторые песни Окуджавы возникали сначала6 как стихи и только потом становились3 песнями. Так появилась7, например, его знаменитая песня «Вы слышите, грохочут сапоги». Так было и с «Молитвой Франсуа Вийона»7, и с песней «О Володе Высоцком». И хотя не все стихотворения поэта стали песнями, мы, читатели и слушатели, ощущаем в них особую гармонию, музыкальность4.

(Л.Шилов)

1. Укажите средства связи между предложениями. Какова роль наречия так?

2. Составьте схему предпоследнего предложения.

3. Продолжите текст (напишите сочинение).

XXIII. Запишите высказывания (или отрывки из них), используя разные способы цитирования. Объясните орфограммы и знаки препинания.

1) ...К счастию явился Ломоносов.

Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.

Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. (А.С.Пушкин)

2) Подобно северному сиянию с берегов Ледовитого океана, гений Ломоносова озарил полночь. Он пробился сквозь препоны обстоятельств, учился и научал, отыскивал в прахе старины материалы для русского слова, созидал, творил... Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие – формами, тот и другие – образцами. (А.А. Бестужев-Марлинский)

3) Все вы согласитесь в том, что в народной речи есть своя свежесть, энергия, живописность, а в народных песнях и даже сказках – своя жизнь и поэзия... Должно их собирать как живые факты истории языка, характера народа. (В.Г. Белинский)

1. Какие два высказывания объединяет общая тема? Чем различаются эти высказывания?

2. Какие языковые средства выражения отношения, оценки помогают авторам передать не только мысли, но и чувства, эмоции?

3. Объясните значение слов: ритор, препоны, красноречие.

4. Подберите синонимы к словам: отечество, сияние, слог, стихотворец, истинный, озарить.

5. Разберите словосочетания сила воли, народная речь, история отечества, русское слово.

6. Составьте схемы сложных предложений, произведите синтаксический разбор одного из предложений.

7. Напишите текст, включив в него цитирование одного из высказываний и комментарий к нему.

XXIV. Запишите отрывок из статьи «Что может угрожать языку и культуре?», опубликованной в журнале «Знамя» (2006  г.). Подчеркните грамматические основы предложений. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Я считаю, что нашему языку ничто не угрожает. Но есть серьезная угроза речевой культуре (и культуре в целом), когда человек даже не представляет себе богатейших ресурсов и возможностей родного языка в его познавательной и коммуникативной функции. Противостоять этой опасности можно, только признав, что чувствовать язык так же естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость, и чувство языка надо ценить и развивать. Ведь есть еще и эстетическая функция языка, которая совсем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание.

(Л.Зубова)

1. Какие особенности публицистического стиля мы видим в этом тексте, посвященном проблемам научным и социальным? Выпишите из текста слова и словосочетания, которые связаны с наукой о языке (признаки научного стиля).

2. Определите тему, основные мысли текста.

3. Что такое чувство языка? Как его можно развивать? Напишите об этом.

4. Выпишите из предпоследнего предложения антонимы. Что достигается благодаря их использованию?

5. Укажите средства связи между предложениями в тексте: а) однотематическая лексика;
б) лексический повтор; в) местоимения; г) союзы; д) вводные слова; е) неполные предложения.

(Ответ: а – г.)

6. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

а) Речевая культура; б) противостоять опасности; в) эстетическая функция; г) чувство языка;
д) богатейшие ресурсы.

7. Произведите разбор предложения, соответствующего схеме:

[...], (что ...), и [...].

8. Составьте схему последнего предложения.

9. Объясните орфограммы и пунктограммы.

10. Напишите текст на тему «Эстетическая функция языка».

XXV. Прочитайте отрывок из книги Ивана Розанова (1874–1959) «Лермонтов – мастер стиха». Определите тему, основные мысли текста. Объясните знаки препинания.

Любовь к изобразительным искусствам проходит через всю жизнь Лермонтова, и это, конечно, в какой-то степени помогло ему и в словесном творчестве.

Сохранились сведения, что Лермонтов в детстве увлекался лепкой из красного воска: «Он вылепил, например, охотника с собакой и сцены сражений. Кроме того, маленький Лермонтов составил театр из марионеток. Пьесы для этих представлений сочинял сам Лермонтов». («Русская старина», 1896, кн. 6, с. 648).

В детстве Лермонтов брал уроки рисования и рисовал много и охотно, иногда дополняя рисунками свои стихотворения, иногда рисуя с натуры. Небольшое наводнение в Петербурге, очевидцем которого3 он был вскоре после того, как впервые приехал в Петербург, вызвало в нем мысль о возможности потопления города.

В.А. Соллогуб, автор «Тарантаса», рассказывает: «Лермонтов, одаренный большими самобытными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим3 ее ангелом. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия».

По воспоминаниям юнкерского товарища Лермонтова, «рисунки Лермонтова отличались замечательною бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды».

1. Докажите, что это текст-рассуждение. Найдите тезис, доказательства. Напишите заключительную часть: постарайтесь сделать так, чтобы заключение «перекликалось» с началом текста и являлось выводом, обобщающим содержание текста.

2. Какова роль цитирования в тексте? Запишите одно из предложений, содержащих цитату. Какие вы знаете способы цитирования? Приведите примеры.

3. Объясните значение слов марионетка, колонна, лепка.

4. Произведите разбор предложения, отраженного в схеме:

[ —, (...которого — = после того), (как = ), = ].

XXVI. Запишите поэтические строки, объясните знаки препинания.

Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет,
И сердца слышу ровное биенье,
И этих строк размеренное пенье,
И мыслимую музыку планет.
Все – ритм и бег. Бесцельное стремленье!
Но страшен миг, когда стремленья нет!

(И.Бунин)

XVII. Запишите высказывания, используя один из приемов цитирования. Объясните знаки препинания.

1) Истинные поэты потому именно редки, что им должно обладать в то же время свойствами, совершенно противоречащими друг другу: пламенем воображения творческого и холодом ума проверяющего. (Е.Баратынский)

2) Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает. (А.Пушкин)

3) Кто-то сказал, что от искусства для вечности остается только метафора. В этом плане мне приятно думать, что я делаю кое-что, что могло бы остаться для вечности. А почему это в конце концов приятно? Что такое вечность, как не метафора. Ведь о неметафорической вечности мы ничего не знаем. (Ю.Олеша)

Т.М. ПАХНОВА,
г.  Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru