Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2007

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Учимся говорить правильно.
Устраняем грамматические ошибки

Очень часто в устной и письменной речи учащихся встречаются ошибки в образовании слов, форм слов, в построении предложений.

Данные ниже упражнения, объединенные в 8 блоков, учат школьников находить, классифицировать и исправлять грамматические ошибки.

I.

1. С шестистами рублями в этом клубе делать нечего.

2. Троих котят мы отдали, а одного оставили себе.

3. На работу взяли обоих девушек.

4. В двух тысяч первом году мой брат пошел в школу.

5. К пятиста участникам обратился с речью организатор фестиваля.

6. Обои юноши обладали отличной памятью.

7. Я родился в тысяча девятьсот девяносто втором году.

8. Поступать в вуз по собеседованию было предложено стам талантливым школьникам.

9. Он заслужил расположение обеих сестер.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в образовании форм числительных.

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – с шестьюстами, 3 – обеих, 4 – в две тысячи первом, 5 – к пятистам, 6 – оба,
8 – ста.

II.

1. В новом магазине был большой выбор сапог, туфлей, ботинок, кроссовок.

2. Салтыков-Щедрин выступает против корыстолюбия, взятничества, чинопочитания.

3. К шести чашкам я подобрал шесть блюдцев.

4. В книгах Жюль Верна много приключений.

5. Надо еще взять три банки тушенки и пачку макаронов.

6. У меня совершенно нет время на пустые разговоры.

7. Ставьте посуду на разносы, пожалуйста!

8. У грузинов принято за столом произносить длинные тосты.

9. Мужчины нашего отдела поздравили всех сотрудниц с Восьмым мартом.

10. Мне поручили купить два килограмма апельсин и пять килограммов помидор.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в образовании:

а) существительных (2, 7);

б) форм существительных (1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – большой выбор туфель, 2 – взяточничества, 3 – шесть блюдец, 4 – Жюля,
5 – пачку макарон, 6 – нет времени, 7 – на подносы, 8 – у грузин, 9 – с Восьмым марта, 10 – апельсинов, помидоров.

III.

1. Кладите тетради на стол.

2. Герой фильма всегда надсмехался над тем, кто беднее его.

3. Из окна я видел, что женщина полоскает белье.

4. Мой брат никогда не ложит учебники на место.

5. Многие люди ездиют на метро.

6. Машина сломалась, поедь на автобусе.

7. Не трожь мои вещи.

8. Захожу к другу и вижу, как он в ужасе метается по комнате.

9. Я собирался покласть все покупки на стол.

10. Тяжело было видеть, как он мучится.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в образовании:

а) глаголов (2);

б) форм глаголов (3, 4, 5, 7, 8, 9, 10).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – насмехался, 3 – полощет, 4 – кладет, 5 – ездят, 6 – поезжай, 7 – не тронь, 8 – мечется, 9 – положить, 10 – мучается.

IV.

1. Наш боксер был слабже своего соперника.

2. Новая история была более интереснее предыдущей.

3. Малыша посадили к ей на колени.

4. Саша был признан самым сильным шахматистом школы.

5. Мне надоело решать ихнии проблемы.

6. Чацкий – самый честнейший герой комедии Грибоедова.

7. Запятая в этом предложении возможна, но более правильнее было бы поставить здесь двоеточие.

8. Все пришли посмотреть на его.

9. Байкал – самое красивейшее озеро России.

10. Мальчик мечтал стать известнейшим пианистом.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в образовании:

а) форм прилагательных (1, 2, 6, 7, 9);

б) форм местоимений (3, 5, 8).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – слабее, 2 – интереснее предыдущей или более интересной, чем предыдущая, 3 – к ней на колени или ей на колени, 5 – их, 6 – честнейший или самый честный, 7 – более правильным было бы или правильнее было бы, 8 – на него, 9 – красивейшее или самое красивое.

V.

1. Мы проводим мероприятие в соответствии утвержденного плана.

2. Большинство кабинетов были готовы к учебному году.

3. Никто, даже близкие родственники, не могли его утешить.

4. Печать должен поставить заведующий магазина.

5. Пятерка истребителей сопровождали эскадру.

6. Большинство учеников успешно справились с задачей.

7. Те, кто сдали зачеты, будут допущены к экзаменам.

8. Кондуктор потребовал оплатить за проезд.

9. Мальчик поделился о своих впечатлениях.

10. Некрасов описывает тяжелое положение пореформенного крестьянства.

Задания

1) Отметьте предложения с нарушением связи подлежащего и сказуемого (2, 3, 5, 7).

Отметьте предложения с ошибками в управлении (1, 4, 8, 9).

2) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – в соответствии с планом или на основе плана, 2 – было готово, 3 – никто не мог, 4 – заведующий магазином, 5 – пятерка истребителей сопровождала, 7 – кто сдал, 8 – оплатить проезд или заплатить за проезд, 9 – поделился впечатлениями или рассказал о впечатлениях.

VI.

1. Учитель уделял много внимания на работу с отстающими.

2. Окно украшала новая тюль.

3. Его мнение на спектакль отличалось ото всех других мнений.

4. Он был совершенно непричастен в этом скандале.

5. Вопрос об операции будет решаться коллегией врачей, созываемых завтра.

6. Больной мозоль не давал покоя.

7. Этот человек всегда придерживался правил хорошего тона.

8. Я присоединился к группе туристов, выехавшим на природу.

9. Кто принес новый аэрозоль?

10. Хотелось бы ознакомиться с рецензией.

Задания

1) Отметьте предложения с ошибками в согласовании (2, 5, 6, 8).

2) Отметьте предложения с ошибками в управлении (1, 3, 4).

3) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – уделял много внимания работе, 2 – новый тюль, 3 – мнение о спектакле, 4 – непричастен к скандалу, 5 – коллегией врачей, созываемой, 6 – больная мозоль, 8 – к группе туристов, выехавшей.

VII.

1. Решаясь на рискованный шаг, подумайте о последствиях.

2. Читая эту книгу, становится грустно.

3. Юноша давно увлекался и любил биологию.

4. Попав на прилавки магазинов, этот журнал заинтересует многих женщин.

5. Я быстро прочитал записанные задания на доске.

6. Тютчев понимал и много писал о природе.

7. Оказавшись в доме Кабанихи, жизнь Катерины изменилась.

8. Я хочу рассказать о зимнем солнце, горах и как я катался на лыжах.

9. Прочитав рассказ, мне показался странным его финал.

10. Он пошел гулять, сделав уроки и когда завершил домашние дела.

Задания

1) Найдите ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами (2, 4, 7, 9).

2) Найдите ошибки в построении предложений с причастными оборотами (5).

3) Найдите ошибки в построении предложений с однородными членами (3, 6, 8, 10).

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – когда читаешь эту книгу, 3 – увлекался биологией и любил ее, 4 – когда журнал попадет на прилавки магазинов, он заинтересует…, 5 – задания, записанные на доске или записанные на доске задания, 6 – понимал природу и много писал о ней, 7 – жизнь Катерины изменилась, когда героиня оказалась в доме Кабанихи, 8 – и о том, как я катался на лыжах, 9 – мне показался странным финал прочитанного рассказа, 10 – сделав уроки и завершив домашние дела.

VIII.

1. Третьеклассница исполнила «Старинную французскую песенку».

2. Мне показалось то, что эта шутка не очень уместна.

3. Все, которые хорошо работали, получат премии.

4. Лирический герой стихотворения говорит, что мне не надо рая.

5. Мы отправились в путешествие на корабле «Скрябине».

6. Блоковской «Незнакомкой» восхищались многие.

7. Невозможно было идти дальше. Потому что болели ноги.

8. Я был убежден в том, что брату нужно посоветоваться с врачом.

9. Вера, что мы найдем дорогу, не покидала меня.

Задания

1) Найдите ошибки в построении сложных предложений (2, 3, 7, 9).

2) Найдите ошибки в выборе форм приложений, выраженных именами собственными (5).

3) Найдите ошибки в построении предложений с косвенной речью (4).

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 2 – мне показалось, что, 3 – все, кто хорошо работал, 4 – что ему не надо рая, 5 – на корабле «Скрябин», 7 – невозможно было идти дальше, потому что болели ноги, 9 – вера в то, что мы найдем дорогу.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный лицей при
МГТУ им. Носова

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru