Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №16/2007

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

9-й класс

Синтаксический анализ текста

Из кн.: Шмелева Т.В., Синичкина И.Е.
Тексты для занятий по русскому языку. СПб., 2006

57. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Проблема лишнего веса у детей не дает расслабиться специалистам. (2) Его причину видят в недостатке движения и пристрастии к многочасовому сидению перед телевизором. (3) Выпускница одного из лондонских университетов придумала кроссовки, которые могут подсчитать, достаточно ли находил за день их владелец, чтобы спокойно смотреть ТВ. (4) Она положилась на мнение врачей, утверждающих, что подросток должен сделать не менее 12 000 шагов в день и потратить на просмотр телепередач не более двух часов. (5) Таким образом, «цена» одной минуты эфирного времени – 100 шагов. (6) Она встроила в подошву электронный датчик и компьютерный чип, чтобы они вели строгий учет числа шагов, и беспроводной передатчик, соединенный через специальное устройство с телевизором. (7) Теперь он решает, сколько времени отпустить подростку на просмотр телепередач. (8) Автор работы уверена, что взломать разработанное ею устройство будет не так-то просто.

(По материалам прессы)

1. Укажите номер простого предложения с составным глагольным сказуемым.

1) 2; 2) 5; 3) 1; 4) 7.

2. Сколько в тексте сложных предложений?

1) 2; 2) 5; 3) 6; 4) 4.

3. Сколько в тексте сложных предложений с придаточным изъяснительным?

1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 1.

4. Какая характеристика соответствует предложению 3?

1) Сложное с разными видами связи;

2) сложноподчиненное с придаточным определительным;

3) бессоюзное сложное;

4) сложноподчиненное с несколькими придаточными.

5. Напишите сочинение-рассуждение, изложив свою точку зрения на проблему лишнего веса.

58. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Два взгляда на природу

(1) Люди разные. (2) Одни любят природу и бережно относятся к ней, видя в ней нашу колыбель и обитель, другие почему-то все пытаются завоевать, захватить, переиначить по-своему, ничуть не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, присваивая это право исключительно лишь себе...

(3) Ну конечно же, мы не можем обойтись без того, чтобы брать из кладовых природы, а следовательно, приходится нам губить множество ни в чем не повинных существ. (4) Но ведь весь вопрос – в мере. (5) В мере!

(6) Любопытный факт: еще в период завоевания и освоения Америки белыми пришельцами из Европы возникло два совершенно различных подхода к природе, два мнения. (7) Европейские ученые полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней все бесполезное людям. (8) Индейцы племени сиу считали, что Великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для его ежедневного пропитания.

(9) В сущности, эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. (10) Хотя состояние природы теперь таково, что все большее и большее число ученых склоняется к тому, что правы были все-таки индейцы... (11) А про писателей, поэтов, художников и говорить нечего. (12) Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, что нет в природе ни одного существа бесполезного, ненужного, не имеющего права на жизнь... (13) Да только ли он один!

(Ю.Аракчеев)

1. Сколько в тексте сложных предложений с придаточными изъяснительными?

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

2. Сколько в тексте бессоюзных сложных предложений?

1) 4; 2) 1; 3) 2; 4) 3.

3. Какая характеристика соответствует предложению 11?

1) Сложное бессоюзное;

2) простое, двусоставное, неполное;

3) простое, односоставное, безличное;

4) простое, односоставное, неопределенно-личное.

4. Укажите номер предложения, которому соответствует следующая схема:

[1.__ = ], что (2.__ =) и (3.__ =), (4. что   =).

1) 12; 2) 8; 3) 10; 4) 3.

5. Сформулируйте основную мысль текста. Напишите сочинение-рассуждение об отношении человека к природе.

59. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Во время войны фашисты окружили Ленинград кольцом блокады. (2) В городе не стало еды, топлива, остановились трамваи, не работал водопровод. (3) Враг знал, что люди в городе слабеют с каждым днем и гибнут, и хвастал, что займет город без особого труда. (4) Вот иссякнут силы ленинградцев – и фашисты войдут в город, не встречая сопротивления. (5) Даже число торжественного вступления в Ленинград уже назначили фашисты – 9 августа 1942 года.

(6) Но, сопротивляясь голоду, холоду, артиллерийским обстрелам и бомбежкам, стоял Ленинград. (7) Никто не просил пощады. (8) Истощенные люди не отходили от станков. (9) Работало радио, поддерживая боевой дух ленинградцев.

(10) И вот наступило 9 августа 1942 г. (11) Но не днем вражеского торжества стал этот день. (12) В музыкальных календарях этот день стал праздником торжества музыки. (13) Из осажденного Ленинграда по радио на весь мир прозвучала Седьмая симфония композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. (14) Эту симфонию называют Ленинградской. (15) В ней рассказ о войне и о мужестве защитников Родины. (16) Композитор начал сочинять ее в дни блокады. (17) Во время бомбежек он вместе с другими ленинградцами поднимался на крыши домов, чтобы сбрасывать и гасить зажигательные бомбы.

(18) Звучит симфония. (19) Играет настоящий оркестр. (20) Трудно поверить! (21) В городе, окруженном врагами, оркестр играет новое сочинение. (22) С трудом удалось собрать музыкантов. (23) Еле-еле передвигаясь от слабости, стекались они на репетицию. (24) Некоторые пришли прямо из окопов действующей армии и ополчения.

(25) Чтобы во время концерта, который передавался по радио, фашисты не начали обстреливать город, был отдан приказ обрушить на их позиции огонь советской артиллерии. (26) Выступления симфонического оркестра в осажденном городе потрясли даже наших врагов. (27) Рассказывают, что после войны к дирижеру Карлу Ильичу Элиасбергу, который в тот памятный день дирижировал оркестром, обратился турист из Западной Германии. (28) Он достал записную книжку и перечислил все даты концертов симфонической музыки, которые были переданы по ленинградскому радио в дни блокады. (29) «Я находился в числе солдат, осаждавших Ленинград, – сказал этот человек. (30) – Мы постоянно слушали ваши передачи по радио, и каждая из них вселяла в меня все большую уверенность, что вы выстоите. (31) Если город, находившийся в таком положении, мог ежедневно транслировать концерты классической музыки – значит, его не взять. (32) Когда я понял это, я сдался в плен».

(А.Кленов)

1. Сколько в тексте простых односоставных предложений с главным членом – сказуемым?

1) 4; 2) 1;3) 2; 4) 3.

2. Сколько в тексте сложносочиненных предложений?

1) 4; 2) 1; 3) 2; 4) 3.

3. Сколько в тексте сложных предложений с разными видами связи?

1) 4; 2) 1; 3) 2; 4) 3.

4. Какая характеристика соответствует предложению 25?

1) Сложное с разными видами связи;

2) сложноподчиненное с однородным подчинением;

3) сложноподчиненное с последовательным подчинением;

4) бессоюзное сложное.

5. Напишите для урока музыки небольшой текст в публицистическом стиле о жизни и творчестве Д.Д. Шостаковича, столетие со дня рождения которого отмечалось в 2006 году.

63. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Рассказывают, что при дворе Людовика XIV какое-то время находился словоохотливый немецкий барон Калембург (по-французски фамилия произносится Каламбэр). (2) Он так плохо знал французский язык, так часто путал и коверкал слова, что стал причиной безудержного веселья окружающих. (3) Над двусмысленностями и остротами, которые возникали от незнания чужого языка, смеялся весь Париж. (4) Барон стал популярной личностью в городе, а коверканье языка, языковые недоразумения, словесные обмолвки, шутки «по Каламбуру» быстро сделались модой и развлечением, их назвали по имени горе-изобретателя – каламбур.

(5) Так это было или иначе, этому барону или какому другому остряку обязано слово своим рождением, сказать теперь трудно. (6) Но слово каламбур живет, обозначает оно словесную шутку, языковую остроту, игру, основанную на столкновении разных по значению слов, которые имеют звуковое сходство.

(7) Каламбурное столкновение слова и сочетания слов (поводу по воду, задело за дело, сосна со сна) издавна было свойственно языку русского народа, отличительной чертой которого, по словам А.С. Пушкина, является «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

(8) Пристрастие к каламбурам испытывали многие русские поэты и писатели. (9) Они использовали языковую игру для выражения шутливого, иронического, сатирического или обличительного отношения к тому, о чем говорят.

(По С.Львовой)

1. Сколько в тексте сложноподчиненных предложений с одним придаточным?

1) 4; 2) 5; 3) 3; 4) 6.

2. Сколько в тексте бессоюзных сложных предложений?

1) 0; 2) 3; 3) 1; 4) 2.

3. Укажите номер сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным степени (с дополнительным значением следствия).

1) 2; 2) 1; 3) 8; 4) 7.

4. Какая характеристика соответствует предложению 9?

1) Простое, двусоставное, осложненное однородными членами;

2) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным;

3) сложноподчиненное с придаточным определительным;

4) бессоюзное сложное.

5. Придумайте и запишите несколько каламбуров, используя сценки из школьной жизни.

64. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Даль – это наш Магеллан, переплывший русский язык от А до Я. (2) И было у него первое слово, которое он записал, и было оказавшееся последним, предсмертное. (3) Представить себе, что это проделал один человек, невозможно, но только так оно и было. (4) В результате этого подвига мы имеем не только четыре великих тома, не только сам словарь, но и новое осознание языка как вполне конкретного, осязаемого механизма.

(5) И для меня не просто символ, что из писателей пушкинского поколения у постели умирающего Пушкина находился именно Даль, что именно ему достался простреленный пушкинский сюртук.

(6) Если пытаться осознать не только место Пушкина в развитии и смене литературных течений и форм, но и его место в самой русской речи, то не кто иной, как Даль, является его преемником и наследником. (7) И если Даль и не гений, как Пушкин, то дело его гениально, и трудно даже вообразить, кому вообще оно могло быть по плечу и под силу... (8) Никакое представление о научном подвижничестве с этим трудом не сравнимо... (9) Великий, первый наш природоохранник. (10) Как поучительно, что тема охраны природы начинается в России с языка!

(А.Битов)

1. Сколько в тексте сложных предложений с разными видами связи?

1) 5; 2) 3; 3) 1; 4) 2.

2. Укажите номер предложения, в котором в качестве одного из средств связи употребляется союзное слово.

1) 3; 2) 5; 3) 6; 4) 7.

3. Укажите номер сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

1) 4; 2) 6; 3) 2; 4) 10.

4. Какая характеристика соответствует предложению 5?

1) Сложное с разными видами связи;

2) сложноподчиненное с однородным подчинением;

3) сложноподчиненное с придаточным изъяснительным;

4) сложноподчиненное с последовательным подчинением.

5. Объясните, как вы понимаете смысл первого предложения.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая значение высказывания Как поучительно, что тема охраны природы начинается в России с языка!

66. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) История кино уходит в глубь веков. (2) Так, в XVII веке был изобретен волшебный фонарь, который проецировал неподвижное изображение на плоскость.

(3) Важнейшим этапом в развитии кино было изобретение Дагером и Нюпсом в 1839 г. фотографии. (4) Начиная с 1851 г. многие европейские ученые пробуют сочетать в движении ряд фотографий. (5) Наконец в 1891 г. великий американский изобретатель Эдисон сконструировал кинескоп – ящик с объективом, через который можно наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной пленке, которую изобрел русский ученый Болдырев.

(6) В конце XIX века братья Луи и Огюст Люмьеры создали аппарат, который они назвали синематографом. (7) Это было величайшее изобретение, ибо им можно было снимать и демонстрировать фильмы. (8) 28 декабря 1895 г. в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов в Париже братья Люмьеры впервые показали ряд своих фильмов. (9) Эта дата и считается днем рождения кино.

(10) Коротенькие фильмы Люмьеров изображали обычные и повседневные события: прибытие поезда, выход рабочих с фабрики после смены и т.д. (11) Вот шалун-мальчишка наступил на шланг, из которого дворник поливал сад. (12) Когда дворник посмотрел, почему перестала литься вода, шалун приподнял ногу, и струя окатила поливальщика. (13) Эти сценки имели колоссальный успех. (14) Зрители до слез хохотали над поливальщиком, взвизгивали и шарахались, потому что на них с экрана наезжал прибывающий на вокзал паровоз.

(15) Уже через несколько недель фильмы и аппарат Люмьеров появились во всех частях света – искусство кино быстро завоевало весь мир.

(По материалам «Энциклопедии юного зрителя»)

1. Сколько в тексте простых предложений?

1) 6; 2) 7; 3) 5; 4) 8.

2. Сколько в тексте сложноподчиненных предложений с придаточным определительным?

1) 3; 2) 2; 3) 4; 4) 1.

3. Укажите номер сложного предложения с разными видами связи.

1) 15; 2) 14; 3) 12; 4) 5.

4. Какая характеристика соответствует предложению 10?

1) Бессоюзное сложное;

2) сложноподчиненное с однородным подчинением;

3) простое, двусоставное, осложненное однородными подлежащими;

4) простое, двусоставное, осложненное однородными дополнениями.

5. Напишите статью для «Энциклопедии юного зрителя» об истории Ленфильма.

67. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) В Свердловске (ныне Екатеринбург) во время Отечественной войны мне довелось побывать в доме большого ученого Обручева. (2) Семидесятилетний академик, неутомимый путешественник и такой же неутомимый писатель, показал мне, как он работает. (3) Чтобы продлить время, он разделил свой рабочий день на три рабочих дня. (4) Первый начинается утром и кончается к обеду. (5) Второй продолжается от обеда до ужина. (6) Третий – от ужина до сна.

(7) В первый день он занимался самой ответственной работой – большим научным трудом; во второй – более легкой: деловыми письмами, статьями; в третий день он писал романы для юношества, так как очень любил молодежь. (8) И в каждом дне у него были свои паузы, прогулки, еда, отдых. (9) Так удлинялась жизнь.

(10) Помогала ученому в проведении этой системы аккуратная раскладка всех материалов, которые ему были нужны для работы, поэтому все необходимое для каждой работы хранилось в определенном ящике. (11) Ни клочка, ни странички не могло затеряться случайно, так как он сразу убирал все на свое место. (12) Ничего не надо было искать, чтобы припомнить, где находится что-либо нужное или забытое.

(По М.Шагинян)

1. Сколько раз в тексте в качестве средства связи в сложных предложениях выступают союзные слова?

1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 0.

2. Сколько в тексте придаточных изъяснительных?

1) 2; 2) 1; 3) 3; 4) 4.

3. Укажите номер сложного предложения, в котором представлена бессоюзная связь между простыми предложениями.

1) 2; 2) 8; 3) 12; 4) 7.

4. Какая характеристика соответствует предложению 11?

1) Сложное с разными видами связи;

2) сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным цели;

3) простое, односоставное, осложненное однородными дополнениями;

4) сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным причины.

5. Напишите сочинение-повествование о том, как вы распределяете время для выполнения домашних заданий.

68. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Французы восхваляют, защищают и «обрабатывают» свой родной язык очень давно. (2) Еще в 1635 году была создана Французская академия, которая поставила себе цель составить словарь, грамматику, риторику и поэтику французского языка.

(3) Современные граждане Франции просто влюблены в родной язык, живо им интересуются, охотно обсуждают различные языковые явления. (4) В самых крупных газетах, в самых влиятельных журналах и телепередачах есть постоянные рубрики, посвященные французскому языку. (5) Проблемами языка нередко занимаются и на правительственном уровне.

(6) Во Франции издают огромное количество книг о языке: выходят грамматики, учебники, разнообразные словари (энциклопедии французского языка, словари новых, редких, трудных слов и выражений, жаргонных, просторечных слов и т.д.), которые предназначены не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, а также для изучающих французский язык иностранцев.

(7) Французы очень внимательны к тому, насколько популярен их язык в мире, и делают все возможное для того, чтобы его изучали как можно больше людей в разных странах. (8) Так, обучаться французскому языку можно более чем в 1250 отделениях «Альянс Франсэз» (эта организация существует еще с 1883 года).

(9) Коренные жители Франции не очень любят учить чужие языки, зато сами они очень ценят, когда иностранцы объясняются с ними именно по-французски, а, например, не по-английски.

(По Н.Голубевой)

1. Сколько в тексте сложных предложений с разными видами связи?

1) 2; 2) 3; 3) 1; 4) 0.

2. Сколько в тексте сложных предложений, в которых представлена сочинительная связь между простыми предложениями?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 0.

3. Укажите номер простого предложения с вставной конструкцией.

1) 2; 2) 6; 3) 8; 4) 9.

4. Какая характеристика соответствует предложению 7?

1) Простое, двусоставное, осложненное однородными членами предложения;

2) сложноподчиненное с придаточным определительным;

3) сложное с разными видами связи;

4) сложноподчиненное с параллельным подчинением.

5. Напишите сжатое изложение текста. Выскажите отношение к своему родному языку.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru