Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2007

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

 

Новая форма экзамена...… Что делать?

В современных условиях модернизации образования каждый учебный год приносит что-то новое. В 2007 году это новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы.

Мои коллеги – учителя МОУ «Гимназия № 47» города Кургана бурно обсуждали статью «Что воспитывает ЕГЭ: любовь или равнодушие к словесности?», опубликованную в рубрике «Дискуссионный клуб» в № 3 за 2007 год.

Привлекла наше внимание и статья Н.Борисенко «Как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе» в № 8 за 2007 год, она показалась не столь категоричной, более конструктивной, понятной и близкой по постановке поднятых проблем.

Мы согласны с автором в том, что традиционная форма экзамена за курс основной школы по русскому языку уже успела надоесть, нам действительно хотелось чего-нибудь нового. А когда об этом новом объявили, нас посетили те же сомнения и неуверенность, что и коллег из города Королева. Из публикации Н.Борисенко мы поняли, что не одиноки в своих переживаниях «напишут – не напишут»; это радует и обнадеживает. Мы тоже очень внимательно изучали инструкции и демоверсии, внимательно прочитывали все рекомендации газеты «Русский язык».

На выручку пришли методисты из городского инновационного центра, которые организовали встречу с соседями из города Челябинска. Узнаете картину, похожую на ту, что описана у Н.Борисенко? Коллеги поделились опытом, накопленным за три года эксперимента, и брошюрой «Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы», авторы-составители: И.В. Пасичник, Т.П. Харитонова. Потом была кропотливая ежедневная работа, а сейчас мы анализируем ее.

Изложение

Наша гимназия с момента ее открытия 35 лет существовала как школа с углубленным изучением английского языка, который преподавался со 2-го класса. В этом деле у нас накоплен колоссальный опыт. Наши ученики со 2-го класса тренировали, в том числе с помощью аудирования, свою память. Для них и раньше не составляло никакого труда на уроках русского языка во время традиционных изложений запомнить и многие фрагменты почти дословно записать, сохраняя стиль исходного текста.

Сегодня на экзамене уменьшился исходный текст; хорошо это или плохо? С одной стороны – хорошо, меньше текст – меньше ошибок. С другой стороны – необходимо задуматься: что проверяем – память или умение пересказывать? Здесь еще необходимо задуматься и над достаточно категоричным утверждением автора статьи: «Ну нельзя пересказывать художественную прозу! Нельзя и все!». Мысль действительно спорная. Может, уместно спросить, как сказать, например, о природе лучше, чем И.Тургенев, К.Паустовский? А может, просто начать больше внимания в практической работе обращать на стилистику?

Может, большое количество речевых ошибок в изложении объясняется простым непониманием смысла текста?

Говоря об изложениях и сочинениях, мы разделяем точку зрения автора, что проблема текста – это прежде всего проблема понимания. Напомним, что именно на это и были направлены тесты PISA, которые заставили нас всерьез задуматься над вопросами: чему учим и как?

А может, чтобы предупредить большое количество недоразумений, связанных с непониманием авторского текста, следует обучать русскому языку как иностранному, учитывая низкий уровень начитанности выпускников, сокращение их активного словарного запаса? (На эту тему за последнее время в вашем издании тоже появилось много интересных публикаций.) Думаем, что автор совершенно справедливо напоминает нам цитату: «Сопоставление текстов с одним и тем же концептом, но разных по фактуальной информации – один из приемов обучения пониманию». Теперь можно понять появление в новой форме экзамена его составляющей – сочинения.

Сочинение

Мы полностью согласны с автором, что сочинение на основе двух текстов как вид письменной работы для ребят совершенно нов, при этом одновременно и интересен, и труден. Сама по себе идея сравнивать тексты не так уж нова. Только раньше это делали участники олимпиад по литературе, см. публикацию Н.Беляевой в газете «Литература» № 4 за 2006 год. Участникам олимпиад предлагалось провести сопоставительный анализ двух произведений, объединенных по таким основаниям:

– одно и то же название;

– общий центральный образ;

– общая тема, но разные авторы.

А сегодня такую работу должны уметь делать все дети и на экзамене! Поневоле задумаешься: что воспитывает ЕГЭ – любовь или равнодушие к словесности?

Мы признательны автору за подробный разбор полетов, особенно в части анализа сочинений. Действительно, что делать ребенку? Угадать и угодить? Написать по счету 70 слов, чтоб отстали, или проявить умение мыслить и рассуждать, тогда как быть с количеством слов? Здесь уместно вспомнить о чеховском лаконизме. При этом, зачем лукавить, есть дети, в работах которых количество орфограмм растет прямо пропорционально увеличению количества слов.

Оценивание

Экзамен позади. Наши девятиклассники при выборе его формы разделились: 34 человека предпочли новую форму, 47 – традиционную. Результаты еще предстоит глубоко проанализировать, чтобы научиться на своих ошибках.

Спасибо Н.Борисенко за подбор и рекомендацию в статье развивающих текстов, доступных и интересных по содержанию. Моим ученикам, которые только перешли в 9-й класс и сегодня ходят в летний лингвистический отряд, понравилось оттачивать свои знания, умения, навыки на примере таких тренировочных упражнений, которые, по словам ребятишек, «не утомляют своим однообразием, а развивают кругозор с наименьшей тратой времени». Нам понравился оптимистичный девиз Н.Борисенко: «Поиск интересных текстов продолжается». Более того, мы нашли такие тексты у писателей-земляков. К изложению текста № 27 «Весенний остров» по В.Астафьеву мы предложили своим ученикам тексты М.С. Керченко.

ЧАСТЬ 1
Прослушайте текст, напишите изложение.

ЧАСТЬ 2 (1-й вариант)
Прочитайте текст, выполните задания.

1. Это было в конце марта. 2. Ночью неожиданно выпал мягкий волокнистый снег. 3. Казалось, что каждая яблоневая ветка в саду обросла лебяжьим пухом. 4. Видно, зима напоследок решила удивить мир своим великолепием, порадовать глаз ослепительной белизной вокруг.

5. Однако утром заиграло солнце по-весеннему молодо и задорно и сбежал снежок мутными ручейками. 6. С крыш потекла вода, около палисадника образовалась небольшая лужица, перешагнуть можно.

7. На тополе сидели воробьи – грелись на солнышке. 8. И вот вдруг зачирикали, загалдели.
9. Два-три наиболее вспыльчивых то и дело налетали друг на друга и – только пух по сторонам.

10. А через минуту трое самых крикливых воробьев спрыгнули с ветки прямо к лужице. 11. Она морщилась и холодно поблескивала на солнце. 12. Два смельчака ринулись в воду и начали нырять, плескаться, трепыхать крыльями, да так, что дух захватывало. 13. А тот, что остался на отмели, щебетал, чирикал сильнее других и, вероятно, командовал: давал указания, как надо нырять.

14. Воробьи на тополе и на плетне, вытянув шеи и затаив дыхание, наблюдали за первым весенним купанием.

15. Очень важные краснолапые гуси (серые и белые) и медлительные утки стояли на бугорке и с завистью смотрели на храбрых воробьев. 16. Как же! Первые открыли купальный сезон этого года.

17. Подошел нарядный петух с курицей, у него была величественная осанка и красная мясистая борода. 18. Петух постоял, осмотрелся. 19. А когда понял, что тут происходит, взлетел на плетень, захлопал крыльями, как будто зааплодировал, и на всю улицу закукарекал.
(М.С. Керченко)

1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

3. К какому стилю и типу речи относится текст? Предлагаем эти задания и другие по образцу, представленному в демоверсии.

ЧАСТЬ 2 (2-й вариант)
Прочитайте текст, выполните задания.

1. А солнце так начало усердствовать, так быстро нагревать прозрачный воздух, что кое-где заиграли, закружились вихри, подхватывая с земли, поднимая над крышами домов легкую прошлогоднюю листву тополей и кленов. 2. И вдруг я услышал над головой ровный, но с каждой минутой нарастающий гул... 3. Я замер от неожиданности. 4. Так торжественно и радостно, так весело и мелодично может гудеть только пчелиный рой. 5. Откуда он здесь, да еще в такую раннюю весеннюю пору? 6. Я задрал голову.

7. Из дупла старого, века полтора стоящего под окном тополя вырвалось на волю солнечное племя пчел. 8. На облет вылетели! 9. Целое облако, живой жужжащий вихрь. 10. Пчелы, как в водовороте, долго кружились в воздухе вокруг могучей кроны тополя и над обширной поляной, а потом возвращались друг за другом в свое гнездо. 11. Видно, в прошлом году они нашли себе убежище в дупле, отстроили соты, заполнили их медом и счастливо перезимовали. 12. И теперь вот, как птицы, торжествовали, радовались солнцу и горячему воздуху.

13. Удивительно то, что при появлении пчел все вокруг настороженно притихло. 14. Жужжание пчел поглотило все другие звуки. 15. Утки остановились и так же, как и гуси, опасливо вытянули шеи и задрали головы вверх, наблюдая за веселым пчелиным хороводом. 16. Куры тоже присмирели. 17. А петух, вытаращив глаза, переступая на плетне с ноги на ногу, вдруг надрывисто и хрипловато прокукарекал: дескать, тикайте прочь, пока не поздно. 18. Эти мухи не те, что сидят на помойках. 19. Сам трусливо соскочил с плетня и что есть духу пустился бежать. (М.С.   Керченко)

ЧАСТЬ 3

Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему «К каждому человеку поздно или рано приходит своя весна». Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выразите свою позицию по данной теме, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Задачи

Они уже были прописаны в статье Н.Борисенко, позволим себе только конкретизировать.

Познакомить учащихся с известным принципом Д.С. Лихачева, порекомендовав взять его как руководство к действию: «Чтобы научиться писать, надо писать». Проводить больше тренировочных работ, хороших и разных по тематике. Учить пониманию текста, его основной мысли. Учить делать связки, переходы от одной части сочинения к другой, вводить аргументы.

Помочь ребятам освоить навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного.

М.РАСПОПОВА,
гимназия № 47,
г. Курган

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru